Недавно мэр Москвы Сергей Собянин объявил о начале строительства МЦД-5. Новая линия соединит Ярославское и Павелецкое направления электричек. Глава города заявил, что для работ нужно будет прорыть 20-километровый тоннель под центром столицы.
Многие жители Москвы и Подмосковья задались вопросом, пройдет ли новый диаметр по уже существующим железнодорожным путям или под землей. Корреспондент MSK1.RU поговорил с транспортными аналитиками и выяснил, как будет выглядеть МЦД-5 и когда завершится его строительство.
Пятый Московский центральный диаметр соединит Ярославское и Павелецкое направления электричек. Новая линия пройдет от Домодедово, а в районе Мытищ разделится на два направления: в Королев и Пушкино. По словам эксперта транспортного развития территорий «Лаборатории градопланирования» Ильи Резникова, для строительства диаметра используют уже существующие железнодорожные инфраструктуры.
— Для МЦД-5 будут использованы Ярославское и Павелецкое направления. В рамках проекта планируются всего три подземные станции: две — у вокзалов (Ярославского и Павелецкого) и одна — в районе Китай-города. Весь остальной путь поезда будут проходить по земле, — объяснил эксперт.
Резников отметил, что сейчас трудно представить, как будут выглядеть новые подземные платформы. В настоящее время подобных станций глубокого заложения в России не существует. Единственный похожий аналог — подземная железнодорожная станция в аэропорту Внуково.
— Основная проблема заключается в том, что у системы электрички и системы метро разные габариты. Для данного проекта нужно будет построить железнодорожный тоннель с другими размерами и электрификацией, нежели в метрополитене, — подчеркивает аналитик.
Изначально соединить два железнодорожных направления планировали через МЦК. Однако сделать это эффективно сложно. Резников объясняет, что жители подмосковных городов преимущественно едут в центр. Если поезд, не доходя до центра, пойдет на МЦК, а потом уйдет на Павелецкое направление, то пользоваться диаметром никто не будет.
Кроме того, в отличие от других направлений подмосковных электричек, ярославский маршрут имеет только одну пересадку на метро — на вокзале. Поэтому важно, чтобы на МЦД-5 было несколько центральных подземных станций.
— Решение очень амбициозное, но сколько они будут его строить — большой вопрос, — говорит Резников.
Аналитик добавил, что в мире существует множество примеров подобных проектов. Схожие системы есть в Берлине, Гамбурге, Нью-Йорке и Осло.
В свою очередь эксперт-аналитик Европейского железнодорожного агентства Роман Мюнге сравнил МЦД-5 с системой скоростного общественного транспорта RER, которая обслуживает Париж и пригороды.
— По своей структуре, как это ни странно, был взят один из самых лучших опытов — это опыт Парижского RER. Это электропоезда, которые обслуживают весь регион Иль-де-Франс, но в черте центра Парижа они уходят под землю и работают фактически как метрополитен, — поясняет Мюнге.
По словам эксперта, новый диаметр будет уходить под землю на станции «Москва-3». Центральной пересадочной платформой станет «Китай-город». Также на диаметре будут подземные станции «Комсомольская» и «ЗИЛ».
Точной информации о том, на каких станциях пассажиры смогут пересесть на метро, пока нет. Эта часть проекта по-прежнему находится на этапе разработки. На сайте комплекса градостроительной политики и строительства Москвы сообщается, что нырнет поезд в тоннель возле метро «Рижская». Затем будет еще три станции — в районе Комсомольской площади, Павелецкого вокзала и станции «Китай-город».
Мюнге подчеркнул, что время строительства новой линии зависит от количества проходческих щитов. По его прогнозам, МЦД-5 построят через два-три года.
Ранее MSK1.RU рассказывал, какими цветами обозначат три новые линии метро. Комбинацию цветов выбрали сами жители столицы с помощью опроса на «Активном гражданине». Также мы писали, как изменятся время и стоимость дороги из Москвы до Внуково после продления Солнцевской линии.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».