В Москве реконструируют Курский вокзал. Там снесли платформы, электричек стало меньше. Народу же меньше не стало. Теперь на людном горьковском направлении осталось всего два тупика. А было пять. И так вышло, что каждый вечер на платформе тут собираются гигантские толпы пассажиров, которые потом забиваются в электричку.
За полчаса до прибытия электрички Москва — Петушки платформа уже вся битком. Сотни людей сбились в кучки — народ знает, где стоять, чтобы быстрее проскочить в поезд и попробовать занять место на лавке в вагоне. Повезет самым расторопным.
Перекрикивая гул толпы, общаемся с народом. Обреченные лица от предвкушения будущей поездки тут почти у каждого.
— Петушки всегда были сложным направлением, — рассказывает подмосковный житель Максим. Он приезжает в Москву на работу каждый день. — В пятницу в электричке можно и до конца в толпе простоять, потому что народ едет на дачи. В другие дни, начиная со станции Ольгино, в электричке становится посвободнее.
— На Серпе и Молоте можно пересесть, чтобы не толпиться, — подсказывает пассажир Александр. — Туда поезда свободнее приходят. Да и вообще большинство электричек теперь выезжают с Серпа и Молота — следующей станции.
— Я с утра ехал на Курский с Железнодорожного — было гораздо свободнее. Не знал, что вечером тут так много людей будет. Впредь надо будет выбирать другой маршрут, — говорит Виктор.
К приезду электрички столпотворение достигло предельной концентрации. Гигантской и пахнущей потом толпой нас с фотокорреспондентом заносит в тамбур. Лавочки уже оккупированы женщинами с огромными сумками. Разместились на сиденьях и мужички — те, что пошустрее и не особо обучены этикету.
Между деревянными лавками выстроилась шеренга из тех, кому еще много станций придется трястись в этой электричке. Многие с недоверием рассматривают собравшийся народ.
В тамбуре почему-то гораздо свободней. Тут определенно есть пространство для, например, гимнастических упражнений. Мы с фотокорром переглянулись: «И это всё?» У дверей стоит двое фактурных мужчин, смахивающих пот со лба. Тут очень душно. Они, как будто прочитав наши мысли, смеются:
— Вы погодите! Придавят так, что аппарат даже достать не сможете, — произносит один из них, указывая на камеру, которой орудует фотокорр. — Это пустая электричка по нынешним меркам.
— 12 минут до отправления. Сейчас тут с разбегу будут проталкиваться. Вот это будет кино, хе-хе, — вторит ему другой. Чем-то он неуловимо походит на Ерофеева. Того самого, который написал культовую поэму «Москва — Петушки». Пластырь на подбородке добавляет мужчине харизмы.
«И немедленно выпил» — мем советской интеллигенции, происходящий из поэмы в прозе «Москва — Петушки» (1970) известного контркультурного автора советского времени Венедикта Ерофеева. История повествует об интеллектуальном алкоголике Вене (или Веничке) Ерофееве, едущем в электричке из Москвы за 125 километров в Петушки к любовнице и ребенку.
Он достает из сумки коробку с вином. Откручивает крышку. Делает пару глотков. Снова переглядываемся с фотокорреспондентом, не в силах сдержать улыбок. Проза Ерофеева определенно жива и актуальна. Мужчина держит путь до Павловского Посада.
— Непонятно, зачем платформы все разом снесли? Делали бы по одной, и всё. Меньше толкотни было бы, — заговорил с нами он.
Его ревностно одергивает приятель:
— Достал уже! Разговорчивый какой стал!
— А говорят, Курский совсем снести хотят. Все поезда на Восточный вокзал хотят перенести, — продолжает беседу другой пассажир.
— Не-не-не… Реконструируют его.
— Слава богу…
— Восточный очень маленький, — вступает женщина, до этого внимающая народным волнениям.
— Зато по европейским стандартам!
— Красиво, но бесполезно…
Народ выстроился по периметру тамбура в ожидании еще волны людей, которые будут штурмовать вагон. Пассажиры не прогадали. За минуту до отправления толпа растеклась, занимая каждый сантиметр свободного пространства. Какой-то парень, определенно шокированный происходящим, стал записывать видеосообщение в мессенджере, снимая толпу.
— Первый раз? — хлопаю его по плечу. Он кивает. — И как тебе?
— Офигенно вообще. По кайфу!
Какая-то смелая женщина расталкивает толпу коляской с ребенком внутри вагона. Народ бухтит и цокает, но расступается, образуя из собравшихся тел цельный сплавленный монолит. Кто-то предлагает женщине поменяться местами. С помощью ротации всех, находящихся в тамбуре, всё же получается зайти в вагон и пристроиться у стенки.
Двери закрываются. Дышать становится совсем нечем. Народ вытирает литры пота. «О качестве предоставляемых услуг сообщайте по сайту…» — раздается из вагонного селектора. Кто-то кривит улыбку. Да уж, сообщить тут определенно есть о чём.
— Пару лет назад тут частенько разный сброд собирался, — рассказывает пассажирка Анастасия. — Пили, буянили. Еще в 90-х могли футбольные фанаты зайти: «Граждане, просим вас разойтись по другим вагонам, сейчас мы всё тут разгромим». Сумку нужно было постоянно на виду держать, меня здесь обворовывали. Но в последнее время всё приличненько стало.
Народ бодро повалил из вагона уже на следующей станции Серп и Молот, хотя бы ради того, чтобы подышать воздухом. Находиться в поезде было уже невозможно.
Назад вернулись немногие — стали дожидаться следующей электрички, в которой, оказалось, действительно было гораздо свободнее. Просто станцией ее отправления был как раз Серп и Молот из-за нового расписания.
Напротив станции — обломки разрушенного здания, которые тут лежат уже два года. На ступеньках виадука присела женщина в ожидании скорой помощи. Рабочие в ярко-оранжевых робах собрались под старой вывеской с названием станции и что-то громко обсуждают. А еще на Серпе и Молоте Веничка выпил первую четвертинку водки…
Кстати, о том, насколько апокалиптично сейчас выглядит станция Серп и Молот, смотрите в фоторепортаже MSK1.RU.
В августе также поменяется расписание пригородных поездов Савеловского, Белорусского, Курского, Рижского, Горьковского и Казанского направлений МЖД и МЦД-2.
Ранее мы писали о том, что происходит на подмосковной станции Железнодорожной, которая станет конечной на направлении МЦД-4. Также MSK1.RU собрал фотографии, как сейчас выглядит обновление станций на севере Москвы.
27 июля после реконструкции открыли московский городской вокзал Тимирязевская МЦД-1.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».