Сегодня ночью и днем, 11 августа, в столичных аэропортах произошла массовая отмена рейсов. По предварительным данным, воздушное пространство закрыли из-за беспилотников. Рейсы задерживаются во Внуково и Домодедово не в первый раз. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, обломки упали в районе Карамышевской набережной, пострадавших нет. На месте работают экстренные службы. Мы следим за всем происходящим в нашем онлайн-репортаже.
MSK1.RU поговорил с экспертами о том, опасно ли сейчас летать через московские аэропорты и насколько авиакомпании готовы к подобным ситуациям.
Куда сажают самолеты, если Внуково закрыт?
Вчера после атаки БПЛА пассажиров, летевших из Анкары в Москву, высадили в Санкт-Петербурге, не предоставив трансфера до столицы. По мнению главного редактора портала Frequentflyers.ru Ильи Шатилина, ничего удивительного в решении посадить самолет в питерском Пулково нет.
— Пулково является одним из запасных аэродромов для Внуково. Если Внуково закрыто по метеоусловиям, по «Ковру» (при введении плана «Ковер» закрывается воздушное пространство на всех высотах и никто не может летать, кроме военных и спасательных бортов, — подробнее в нашем материале) или еще по какому-то поводу, то самолеты садятся, в том числе в Пулково. Это абсолютно нормальная история, — рассказал он в разговоре с корреспондентом MSK1.RU.
Шатилин считает, что такие истории — не редкость, их учитывают при подготовке к полету:
— Топливо всегда заливают с запасом, учитывая и уход на запасной аэродром, и заход на второй круг. Если самолет кружит несколько часов, то пилот принимает решение, совершать посадку в конкретном месте или уходить на запасной аэродром.
По словам эксперта, ситуации, когда топлива по ошибке залили слишком мало, произошла утечка или оно закончилось из-за сильного ветра, очень редкие.
Могут ли все рейсы из Внуково и Домодедово перенести в другие аэропорты?
Главный редактор Avia.ru Роман Гусаров объяснил MSK1.RU, что переносить рейсы из одного аэропорта в другой — технически сложная задача. «Не думаю, что это будет иметь массовый характер», — отметил он.
«Это не просто так — сказать пассажирам: "Приезжайте не во Внуково, а в Шереметьево". У авиакомпаний в аэропорту есть еще и наземная инфраструктура»
Главный редактор портала Frequentflyers.ru Илья Шатилин уточнил, что все самолеты «Аэрофлота», например, стоят в Шереметьево. «Россия», которая, как и «Победа», входит в холдинг «Аэрофлота», летает и из Внуково, и из Шереметьево. А лоукостер переезжает оттуда из Внуково. Происходит это не из-за атак БПЛА.
— «Победа» еще в 2021 году начала переходить в Шереметьево. И, в принципе, авиакомпаниям одной группы логичнее базироваться в одном аэропорту, потому что это просто снижение издержек, — рассказал эксперт.
По его мнению, перенести все рейсы сложно, но возможно. Хотя потребностей в этом всё еще нет.
Что будет с людьми, рейсы которых задержали?
Илья Шатилин считает, что во Внуково и Домодедово пассажирам могут обеспечить поддержку. Хотя подчеркнул, что выдачей еды, воды и спальных мест занимаются не аэропорты, это задачи авиакомпании.
— Когда самолеты по метеоусловиям не вылетают, происходит то же самое. Вряд ли сейчас задержка будет такая длительная, чтобы была необходима гостиница, а еда и вода решается выдачей ваучеров на кафе в аэропорту. Обычно аэропортовый общепит справляется с тем, чтобы всех накормить и напоить.
«Возможно даже, задержка будет настолько короткая, что воды дадут, а кормить не будут»
Опасно ли сейчас летать?
Главный редактор портала Frequentflyers.ru Илья Шатилин считает, что уровень угрозы для самолетов преувеличивают в медиа.
— Опасно летать только у некоторых телеграм-каналов, которые на этом собирают трафик. А так ситуация и все проблемы учитываются сотрудниками. Сами пилоты никуда не полетят, если не будут уверены, что это безопасно. Понятно, что у нас сейчас время такое: летают беспилотники, в том числе в Москву. Но есть специальные службы, которые предотвращают подобные вещи. У нашей страны в этом плане большой опыт.
«Жить в принципе страшно, поэтому летать не страшнее, чем просто жить»
Военный эксперт-аналитик, полковник в отставке Михаил Тимошенко считает, что «опасаться и учитывать ситуацию стоит, но бояться не нужно».
— Если бы было опасно, закрыли бы аэропорты. Зону для полетов в свое время закрывали для пилотируемых средств, а потом это распространилось и на беспилотники. Теперь беспилотники закрывают плотно, — рассказал он корреспонденту MSK1.RU.
«БПЛА ничем не лучше птиц. Если залетят в двигатель, то двигателю каюк»
Глава комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ Андрей Климов объяснил корреспонденту MSK1.RU, что аэропорты закрывают, чтобы исключить даже теоретическую возможность чрезвычайной ситуации.
— В нашей стране очень большое внимание уделяется обеспечению безопасности, поэтому, если нет ограничения для полетов, значит, опасности нет, — уверил политик.
Также мы рассказывали, как атаки БПЛА повлияют на работу аэропортов. Кроме того, военные эксперты ответили, можно ли ждать новый этап мобилизации из-за налетов дронов.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».