После вчерашнего открытия МЦД-4 у москвичей и жителей Подмосковья появились вопросы о его работе. Читатели MSK1.RU прислали в редакцию десятки сообщений. Мы их внимательно изучили и задали самые часто задаваемые вопросы председателю Союза пассажиров России Кириллу Янкову. Публикуем ответы на них.
- Зачем обидели пассажиров Матвеевской?
- Почему не пустили «Иволги»?
- Почему не доделали станции?
- Скоро МЦД продлят до Тулы и Калуги?
- МЦД-4 — это вообще рентабельно?
- Что еще почитать на эту тему
Зачем обидели пассажиров Матвеевской?
— Раньше мы добирались от станции «Матвеевская» до Киевского вокзала за 10–12 минут. Теперь нам придется тратить на дорогу гораздо больше. Как так вышло и вернут ли обратно удобный маршрут?
— До запуска МЦД-4 был такой беспересадочный маршрут, а теперь будет с пересадками. Пассажиры могут доехать до «Кутузовской» и там пересесть на Филевскую линию и две остановки проехать. Пожалуй, это теперь — самый оптимальный маршрут, но минут 20–25 он займет.
Я считаю, что это не совсем продумали, когда делали концепцию. На станции «Площадь трех вокзалов» Ярославский и Казанский вокзалы тоже оказались в стороне от МЦД.
Надо было как-то более гибко сделать, может быть, чтобы экспресс-электрички частично шли с остановками по Москве, в частности, в Матвеевском.
Можно, конечно, построить на Матвеевской платформу для экспресс-электрички, но это вряд ли. Придется пока с пересадкой ездить.
Почему не пустили «Иволги»?
— На всех предыдущих диаметрах «бегают» новенькие «Иволги» и «Ласточки». Но на МЦД-4 их пока не видно. Чем это направление хуже?
— «Иволги», в общем-то, производят медленно. Возможно, там какая-то импортная зависимость осталась. Но обещают, что начнут, причем уже поставлять не с двумя, с тремя дверьми обещают. Но когда это будет, я сказать не могу. Да, пока будут обычные электрички.
«Иволга 3.0» (ездит на МЦД-3) — электропоезд нового поколения, поступивший в распоряжение компании в декабре 2022 года. Старту пассажирских рейсов на Казанском направлении предшествовал этап технического испытания, специалисты также проверяли системы энергообеспечения, контактную сеть, габариты приближения к платформам и другую инфраструктуру.
Почему не доделали станции?
— Станции открыли недоделанными. Может, стоило чуть позже сдать объект, но в нормальном виде?
— Это еще советская традиция: раньше открывали к юбилею Октябрьской революции, а сейчас открывают к выборам. Конечно, наверное, лучше было бы подождать и запустить уже в более-менее нормальном виде.
Плохо, когда есть недоделки, потому что потом начинаются закрытия: запустили МЦД-1 и МЦД-2, а после оказалось, что в центральном участке надо закрывать по одному пути, и получаются интервалы в полчаса, а иногда и больше. На Савеловском направлении были такие отмены, что часа по четыре были окна.
Получается, что сейчас открыли только какой-то эскиз с заявленными параметрами. Но здесь тоже наверняка что-то будут доделывать, перекрывать движение. И такого, как метро, чтобы приходить, не интересуясь расписанием, к сожалению, пока не получится.
Скоро МЦД продлят до Тулы и Калуги?
— После запуска МЦД-4 президент Путин заявил, что наземное метро Москвы продлят до Тулы, Калуги и других городов в регионах, окружающих столицу. К этому вообще стоит серьезно относиться?
— Термин наземное метро — совершенно ненаучный, но популистский термин. Я бы всё это наземным метро не назвал. А в том, что электрички ходят и до Калуги, ничего нового нет, они ходят уже много лет. Поэтому, собственно, что нового сказал Путин, я не очень понимаю.
Я думаю, что это довольно странное заявление, потому что на самом деле готовые до Калуги электрички со всеми остановками не нужны. И мы видим, что все электрички до Калуги сейчас в режиме экспресс доходят до Киевского вокзала. Нужны ли электрички, которые с диаметра пойдут до Калуги или, например, до Владимира? Сомневаюсь.
В общем, что имелось в виду, я сказать не могу. Возможно, тарифная система будет распространена туда — до Тулы, Калуги и так далее. Но об этом я точно тоже сказать не могу.
МЦД-4 — это вообще рентабельно?
— Говорят, что выгодные тарифы в электричках МЦД-4 и других диаметров — это временно, потому что с такими ценами не покрываются расходы.
— Рентабельность — это выгода для перевозчиков. Но в общем-то перевозчику всё равно, потому что город доплачивает, покрывая расходы.
Пассажиры в целом теперь будут меньше платить. Платежная система на МЦД — она такая, что люди начинают суммарно платить меньше, плюс еще бесплатные пересадки на метро. Но, если город заявил, что будет покрывать выпадающие доходы Центральной пригородной пассажирской компании, значит готов.