![](https://n1s1.hsmedia.ru/ff/9c/1f/ff9c1fde4935fbfb29dcdcc2686c49c3/656x417_1:5553_6d8e807f9eb6cff9da749bbfad31ac04@1200x761_0xSNobYEO0_7557575719427330269.jpg.webp)
В столице полным ходом идет строительство Московских центральных диаметров. Городские власти поставили чиновникам задачу — успеть до Дня города (по словам мэра, он будет проходить с 8 по 10 сентября. — Прим. ред.).
— Не ко Дню города мэр Собянин старается, а к выборам (единый день голосования будет 10 сентября. — Прим. ред.), — иронизируют политологи.
Мы уже показывали, как в Москве и Подмосковье обновляют станции МЦД-3. Не менее амбициозные планы у чиновников и транспортников по запуску четвертого диаметра.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b4/4f/96/b44f96f67c1d608c07012bec22bd6690/656x437_1_778bdd0d6f7a0d28a5cf6ddb7fac0572@1600x1065_0xpkrOdDK2_4723748074226108258.jpg.webp)
Где пройдет «Калужско-Нижегородский» диаметр
По сути, МЦД-4 — это новая сквозная линия наземного метро, которая пройдет с запада на восток через Москву.
— Это один из самых сложных проектов, связанных с наземным метро, — заявил на встрече с жителями ТиНАО мэр Москвы Сергей Собянин. — Мы, на самом деле, работаем над ним уже, наверное, с 2015 года — это уже 7 с лишним лет.
«В чем там проблема была: надо было проложить магистральные дополнительные пути, были проложены два новых пути — третий и четвертый»
— Но самое сложное в МЦД-4: если вы обратите внимание, она проходит через центр города — кроме Павелецкого, проходит через все вокзалы Москвы (Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савёловский, Рижский и Белорусский. — Прим. ред.), — добавил градоначальник. — Надо было соединить разрозненные железные дороги, построить эстакады, мосты, новые проводы, новые транспортные узлы.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/59/ee/d3/59eed38daad522d7b4e27a244e36696c/984x656_1_7764d985de42228c0d5e7dc07ccaee9c@2994x1996_0xGDtNQQZq_2105357744280391788.jpg.webp)
Через всю Москву по новым тарифам
Специалисты Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы заявили, что Открытие МЦД-4 улучшит транспортное обслуживание свыше 20 районов Москвы.
— Столица станет ближе для жителей подмосковных Апрелевки, Реутова, Железнодорожного и других близлежащих населенных пунктов, — уточнили в ведомстве. — Поезда на МЦД-4 будут следовать с интервалами до 5–5,5 минут в часы пик и без дневных перерывов. Для перевозки пассажиров будут использоваться 65 поездов, еще 88 составов будут следовать по Киевскому и Горьковскому радиусам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/66/3c/ac/663cac0c0319bc83683fdaf23657d77b/656x437_1_e50ad73fc238dfd5d5c535e2b3ea7169@1600x1065_0xC0SzEG9n_8367261502876722588.jpg.webp)
Транспортники уверены, что за счет перераспределения пассажиропотоков получится разгрузить участки Кольцевой, Калининской, Солнцевской линий московского метро, а также некоторые городские магистрали — Киевское, Боровское, Носовихинское шоссе, шоссе Энтузиастов.
— Помимо комфортных поездов МЦД, помимо возможности проехать через всю Москву, это еще новые тарифы, сопоставимые с метро, — то есть железнодорожные тарифы уменьшатся и можно будет бесплатно пересаживаться на линии метро, пересадок достаточно много в любой точке (на МЦД-4 будет самое большое количество пересадочных станций — 18 с 44 вариантами пересадок на метро, МЦК и другие диаметры. — Прим. ред.), — добавил Собянин.
«Поэтому, когда мы говорим о наземном метро, мы не фантазируем — это реальное наземное метро»
— Наземное метро, полностью интегрированное в нашу транспортную систему — в наше метро, с возможностью комфортного перехода бесплатно, так, как вы переходите с одной станции метро на другую, так же и здесь. Через всю Москву — от Подмосковья до Подмосковья, — сказал мэр Москвы.
В то же время ряд экспертов утверждают, что маршрут четвертого диаметра продуман не идеально.
— Расцепление МЦД-4 по «Марьиной Роще» было бы удобнее пассажирам — почти что идеально прямые линии с востока на запад и с юго-запада на северо-восток гораздо полезнее кривой линии с востока на юго-запад через север, — поделился мнением урбанист и автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман. — Если же кому-то нужно ехать «по-старому», то доступна удобная и бесплатная пересадка на Марьиной Роще.
По МЦД-3 и МЦД-4 — на «Иволге»
По третьему и четвертому диаметру пассажиров будут возить электропоезда «Иволги 3.0». Железнодорожники уже завершили их обкатку без пассажиров и постепенно начали выпускать в рейсы на Казанском направлении.
— Мы постоянно обновляем подвижной состав — непрерывно работаем на преображение пригородного транспорта. Запуск «Иволги 3.0» с пассажирами стал еще одной ступенью на пути к запуску будущих диаметров, — рассказал генеральный директор Центральной пригородной пассажирской компании Иван Конев.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bf/82/bd/bf82bd8f3fe9433d8318b72fe3b40768/656x438_1:5553_6d33c63dd579a2ba32381fcba4153d37@3000x1999_0xs7nAVStO_4490311266970651798.jpg.webp)
«Иволга 3.0» — электропоезд нового поколения, поступивший в распоряжение Компании в декабре 2022 года. Старту пассажирских рейсов на Казанском направлении предшествовал этап технического испытания, специалисты также проверяли системы энергообеспечения, контактную сеть, габариты приближения к платформам и другую инфраструктуру.
Представители компании-перевозчика похвастались, что внутри вагонов «Иволги 3.0» больше удобных сидений с откидными подлокотниками и обновленным дизайном, есть столики с беспроводными зарядными устройствами для телефонов, вдвое увеличено количество USB-разъемов в вагонах, также впервые появились разъемы TYPE-C.
МЦД-5: самый амбициозный проект отложили
Запуск Ярославско-Павелецкого Московского центрального диаметра (МЦД-5) отложили на год. Теперь поезда здесь обещают запустить в 2026 году. Мэр города Сергей Собянин объяснил, что для работ нужно будет прорыть 20-километровый тоннель под центром столицы.
Новая линия соединит Ярославское и Павелецкое направления электричек. Она пройдет от Домодедово, а в районе Мытищ разделится на два направления: в Королев и Пушкино.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cf/db/c5/cfdbc561bcbb98e8c49eb1ceda16434c/656x438_1_b4f9c2bc28ad3e15959014066acdc178@1600x1067_0x0j05mVis_4505335182132525764.jpg.webp)
Изначально соединить два железнодорожных направления планировали через МЦК. Однако сделать это эффективно сложно. По словам эксперта транспортного развития территорий «Лаборатории градопланирования» Ильи Резникова, жители подмосковных городов преимущественно едут в центр. Если поезд, не доходя до центра, пойдет на МЦК, а потом уйдет на Павелецкое направление, то пользоваться диаметром никто не будет.
Кроме того, в отличие от других направлений подмосковных электричек, ярославский маршрут имеет только одну пересадку на метро — на вокзале. Поэтому важно, чтобы на МЦД-5 было несколько центральных подземных станций.
Ранее мы писали, что Московский метрополитен собирается закупить 36 новых электропоездов для пригородного сообщения. Курсировать они будут на новых центральных диаметрах — МЦД-3 и МЦД-4. На эти цели власти Москвы выделят 55 миллиардов рублей, следует из данных портала госзакупок. А еще мы писали, когда на МЦД появится новый поезд «Иволга 4.0».
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».