Жители района Бирюлево в Москве уже давно жалуются на отсутствие метро. В июле этого года стало известно, что оно всё же появится в районе, а недавно в Сети появилось задание на разработку проекта новой ветки. Ее протяженность составит 20,9 километра, всего на линии разместят 10 станций мелкого заложения. Подробнее о том, где они будут находиться, мы уже писали здесь.
Согласно заданию, строительство линии будет производиться в четыре этапа: сначала соорудят участок от станции метро «ЗИЛ» до «Курьяново», затем до «Кавказского бульвара», следом — до «Липецкой» и, наконец, до долгожданной платформы «Бирюлево». На ветке будет три пересадки: на Замоскворецкую линию (станция «Технопарк»), БКЛ (станция «Кленовый бульвар») и МЦК (станция «ЗИЛ»). Кроме того, на станции «Каспийская» планируют сделать связь с проектируемым ТПУ «Котляково» МЦД-2/МЦД-5.
Мы подробно изучили документ и обсудили его с экспертами. Рассказываем, что об этом думают транспортные аналитики.
Успеют ли уложиться в сроки?
В документе не указаны сроки строительства Бирюлевской ветки, однако, судя по схеме развития метро, она откроется в 2028 году. По словам экспертов, это вполне реалистично — современные технологии позволяют значительно ускорить процесс возведения «подземки».
— Теоретически, построить ветку за такое время возможно. Если будет достаточное количество производственных ресурсов у подрядных организаций, которые будут осуществлять строительство, и достаточный объем финансирования, то это реально сделать, — заявил MSK1.RU эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков.
По мнению председателя Союза пассажиров России и члена Общественного совета при Минтрансе Кирилла Янкова, линию успеют построить и до 2026 года.
— Сейчас строят быстрее, чем раньше. К тому же это новый район, — сказал он.
К расположению станций есть вопросы
Свириденков отметил, что главный недостаток перспективной линии — неоптимальное расположение самих станций. По его словам, не все платформы находятся в пассажирообразующих местах.
— Такие станции, как «Курьяново» и «Каспийская», с точки зрения обслуживания прилегающей застройки, расположены не самым оптимальным образом. Они находятся на краю районов, малая доля существующих домов будет в пешеходной доступности от метро, — объяснил он.
Однако эксперт уточнил, что линия проложена с учетом перспективного развития территорий: малозаселенные в настоящее время районы в перспективе будут расширяться.
— Трассировка линий метрополитена учитывает большое количество факторов — это и геология, и гидрогеология, и прохождение различных коммуникаций, и развитие территорий.
Нехватка пересадок
В свою очередь Кирилл Янков отметил, что на линии плохо спроектированы пересадки. По его мнению, многие люди будут избегать Бирюлевской ветки, потому что она ведет не прямо в центр, а зигзагами.
— Ее спроектировали, видимо, специально без второй пересадки на Замоскворецкую линию в южной части. Одна пересадка будет на «Технопарке», а в районе Царицыно ничего нет. Возможно, это было сделано специально, чтобы жители Бирюлева не пересаживались на более прямую зеленую линию, — предположил аналитик.
Янкова также смутило отсутствие пересадки на МЦД-2. В документе указано, что связь с диаметром будет установлена со станции «Каспийская» на ТПУ «Котляково». Однако эксперт подчеркнул, что Бирюлевская линия метро там не проходит.
«Построить-то ее построят, но я считаю, что это будет пример градостроительной ошибки»
Еще одна проблема — это размещение конечной пересадки на МЦК «ЗИЛ». Янков считает, что провозная способность МЦК в несколько раз ниже провозной способности метро, так как поезда там ходят реже, а их вагоны короче. Хотя аналитик допускает возможность, что там не будет большого пассажиропотока, и станция «ЗИЛ» выдержит.
Станции мелкого заложения — для скорости
Все 10 станций на ветке будут мелкого заложения, то есть их расположат на малой глубине. По словам экспертов, делается это для того, чтобы быстрее построить линию.
— Строительство станций мелкого заложения, как правило, более просто и быстро осуществляется, чем строительство глубоким заложением. Оно осуществляется в котлованах: в них бетонируют конструкции несущих стен и устанавливают все системы для обеспечения и эксплуатации именно как станции метрополитена, — объяснил Свириденков.
Кроме того, строительство мелким заложением позволяет одновременно осуществлять работу большим фронтом. В случае с глубоким заложением сама проходка тоннелей ограничена в объемах и пространстве, поэтому она происходит, как правило, дольше.
Янков добавил, что строительство станций мелкого заложения также требует меньше финансирования.
Продлят в центр?
В документе указано, в перспективе Бирюлевскую линию метро могут продлить в центр — для этого предусмотрен задел главных путей на длину конструкций тупика. По словам Свириденкова, до 2028 года будет осуществляться только первый этап строительства ветки.
— Это первый этап, в дальнейшем линия будет продлеваться в центр, и количество пересадок будет возрастать. Пока строят участок от «ЗИЛа» до «Бирюлево», потому что депо спроектировано в самом конце, в Бирюлеве. Без депо нормальная эксплуатация невозможна, — объяснил эксперт.
Янков говорит, что жителям районов Бирюлева и Царицыно будет достаточно МЦД-2 и МЦД-5, если они будут ходить с регулярными интервалами. А вот в центр метрополитена «катастрофически не хватает».
— Конечно, такую линию надо продлять в центр, но когда это будет — неизвестно. Соединение двух желтых линий — Солнцевской и Калининской — откладывают уже лет 40, каждый раз на будущее, — напомнил аналитик.
Напомним, 9 сентября в Москве открыли МЦД-4. Новый диаметр соединил 20 районов, 7 вокзалов и должен был разгрузить 3 линии метро. Мы показывали в режиме онлайн, как проходило его открытие, а еще писали, какие недостатки диаметра отметили пассажиры.
Кроме того, у многих возникли вопросы к МЦД-4. Например, почему по новому маршруту ходят старые вагоны? Прочитайте, что на главные вопросы ответил транспортный эксперт.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».