Столичные пассажиры метро часто видят, как на станциях по стенам или путевым лоткам течет вода. В воде оказываются даже только что построенные участки. О том, почему так происходит, корреспондент MSK1.RU поговорил с главным инженером бункера 703 Александром Антохиным.
— Уровень грунтовых вод начинается примерно от 5–15 метров в большинстве районов Москвы. Естественно, если копаешь на такую глубину, там появляется вода и она будет прибывать. Строители и проектировщики знают, что так происходит, и всегда предусматривают гидроизоляцию всех подземных сооружений, — сказал Антохин.
При этом, по словам эксперта, протекать может даже гидроизоляция, особенно если ей уже несколько десятков лет.
— С водой тяжело очень бороться. Даже если есть небольшая дырочка, то вода потечет в большом количестве. Со временем гидроизоляция нарушается, когда метро простояло 20–30 лет, она начинает протекать, — отметил Антохин.
«Станции всегда текли. Москва подземная очень неоднородная — местами плывуны. Тут более 150 рек, большинство из них мелкие и убраны в коллекторы»
При этом причина протечек на Большой кольцевой линии, скорее всего, нарушение технологии гидроизоляции. Следы воды видны даже на тюбингах на станции «Савеловская».
— БКЛ потекла, скорее всего, потому что нарушили технологию гидроизоляции при строительстве. Если всё делать правильно и корректно, то ничего не потечет в первое время. Гидроизоляция на современном уровне делается довольно хорошо, хотя вода всё равно потечет — вопрос времени, — уверен Антохин.
Если сравнивать питерское метро с московским, то у первого есть главный плюс: на глубинах, где проходит подземка, сухие грунты.
— Если закопаться поглубже на сотни метров, то вы находитесь под водоупорными слоями глины, которые ее не пропускают. В Питере есть участки, где может протечь. Например, был большой размыв, когда часть туннелей пришлось полностью отсечь и часть линии работала автономно. Это про аварию на перегоне «Лесная» — «Площадь Мужества».
Эксперт также отмечает, что есть различные типы обделки туннелей — чугунные и железобетонные.
— Первые сами по себе герметичные, нужно только стыки герметизировать. А железобетонные требуют внутри битумную или металлическую гидроизоляцию. И там, где они соединяются, нужна хитрая конструкция. Как правило, в этом месте начинаются протечки. Сейчас железобетонные ходки практически всегда делают с внутренней металлоизоляцией из толстых листов — 8 мм, — уточнил Антохин.
«Металлоизоляция — лучший способ, потому что листы можно между собой сварить. Даже если что-то где-то потечет, всегда можно к металлу привариться»
Регулярно пассажиры замечают протечку на Солнцевской линии столичной подземки. В конце сентября в воде оказалась станция «Аэропорт», которая собралась в торце платформы. А 24 октября на станции «Пыхтино» Солнцевской линии столичного метрополитена произошел потоп.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».