1
Кольцо или все-таки подкова?
Бульварное кольцо проходит в самом центре Москвы и имеет форму подковы. Оно соединило десять бульваров и тринадцать площадей столицы в единый маршрут. Его длина составляет всего девять километров, зато в день по нему проезжает примерно
С древних времен здесь располагались оборонительные сооружения с белокаменными стенами. К

Так выглядит Бульварное кольцо на карте
Инфографика: Евгения Бикунова / Городские порталы
Общественный транспорт появился на Бульварном кольце лишь в
Примечательно, что во времена СССР «подкову» планировали превратить в кольцо. Генплан реконструкции Москвы
Несмотря на большой транспортный поток, этот маршрут в умах москвичей и гостей столицы ассоциируется с пешими прогулками. Некоторые даже называют его главным променадом Москвы. С 1978 года Бульварное кольцо признано памятником садово-паркового искусства.

Длина Бульварного кольца — всего девять километров, зато в день по нему проезжает примерно
Фото: Артем Устюжанин / MSK1.RU
Поделиться
2
Вот и стало обручальным нам Садовое кольцо
Так спели об этой части столицы Сергей и Татьяна Никитины в фильме «Москва слезам не верит». Сейчас Садовое кольцо — один из крупнейших транспортных узлов столицы. По нему ежедневно проходит около
Как и Бульварное, это кольцо было оборонительным рубежом. В конце

Инфографика: Евгения Бикунова / Городские порталы
В 1816 году остатки вала предложили снести, а ров — засыпать. На их месте власти решили создать широкую кольцевую улицу, вдоль которой будут расположены сады. Отсюда и пошло название этого кольца.
Сейчас от былого величия мало что осталось. В

Вот так выглядит пробка в 10 баллов на Садовом кольце
Фото: Артем Устюжанин / MSK1.RU
Поделиться
3
Трижды окольцована?
Третье транспортное кольцо (ТТК) запустилось относительно недавно — в 2003 году, но уже стало важной автомобильной артерией города. Впервые власти заговорили о создании такой магистрали в 1970-х годах, поскольку Садовое кольцо не справлялось с транспортным потоком расширяющейся Москвы. К реализации проекта приступили уже при Юрии Лужкове.

Инфографика: Евгения Бикунова / Городские порталы
Общая протяженность этого кольца составляет 35 километров, из них около 19 километров — эстакады и примерно
К сожалению, ТТК так и не стало спасением для горожан. Оно действительно оттянуло на себя часть автомобильного потока, но пробки там образовывались еще быстрее, чем на Садовом. Причем по

Фото: Oleg Petuhov / «Яндекс.Карты»
Поделиться
4
МКАД или «дорога смерти»?
Это кольцевая дорога, на которой нет ни одного светофора или пересечений с другими трассами на одной высоте. Движение осуществляется по пяти полосам в каждом направлении, длина этой магистрали около 100 километров. А за сутки по МКАД проезжает больше миллиона машин.
Идея создать вокруг Москвы большую кольцевую дорогу пришла властям в конце

Инфографика: Евгения Бикунова / Городские порталы
К воплощению давней задумки Моссовет приступил в 1956 году, а через шесть лет по МКАД уже можно было проехаться на машине. Но к концу
МКАД стал первым масштабным проектом мэра Юрия Лужкова. В самом начале карьеры градоначальника он сделал ставку на личный транспорт. Жители столицы это оценили, даже несмотря на неоднократные скандалы, связанные с коррупцией. Например, во время строительства МКАД бесследно «исчезли» 256 миллиардов рублей (сумма до деноминации).

Со строительством МКАД связано много скандалов, однако за удобные дороги москвичи готовы простить Лужкову почти всё
Фото: Артем Устюжанин / MSK1.RU
Магистраль и по сей день остается одной из важнейших дорог в столице (и даже является ее негласным символом), поэтому за реконструкцию МКАД москвичи готовы были простить что угодно — даже асфальтовые обочины. После завершения работ они с каждой стороны оказались на
Самая большая пробка на этом кольце была зафиксирована 15 мая 2008 года, поток машин растянулся на
МКАД продолжают совершенствовать и по сей день, но проблему пробок и большого количества смертей это так и не решило.
Поделиться
5
Транспортный узел или оборонный комплекс?
Московское малое кольцо (ММК) также называют Первая или Малая бетонка в честь материала, из которого она строилась. Дорога проходит через Ногинск, Электросталь, Бронницы и другие подмосковные города. Кольцо растянулось на
Малая бетонка была построена в

Инфографика: Евгения Бикунова / Городские порталы
Несмотря на статус секретности, горожане быстро прознали об удобной дороге. Уже в
Сейчас ММК выполняет роль бесплатного дублера еще одного кольца — ЦКАД.

Сейчас Малая бетонка — одна из крупнейших областных трасс. Это кольцо растянулось на
Фото: Волк / «Яндекс.Карты»
Поделиться
6
Всем кольцам кольцо
Московское большое кольцо (МБК) — один из крупнейших транспортных узлов в Центральной части России. Эта трасса проходит сразу в трех областях — Московской, Калужской и Владимирской. Общая протяженность дороги составляет 547 км. МБК позволяет объехать другие, более загруженные, кольца столицы. В сутки по нему проезжает до 20 тысяч автомобилей.
Как и предыдущее кольцо, его построили для обороны Москвы. В прошлом веке здесь располагался внешний контур ПВО. Для того чтобы трасса выдерживала многотонные ракетные тягачи, на нее укладывали бетонные плиты в несколько слоев. В народе ее прозвали «Большой бетонкой».

Инфографика: Евгения Бикунова / Городские порталы

Большая бетонка проходит сразу через три региона — Московскую, Калужскую и Владимирскую области
Фото: Denis Agentov / Яндекс Карты
Поделиться
7
Платный аналог МКАД
Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) открылась в 2021 году. Ее построили, чтобы перенаправить потоки машин в обход Москвы. По сути, это платный дублер Малой и Большой бетонок. Проехаться по этой автомагистрали вам обойдется в почти пять рублей за километр.
На всем протяжении ЦКАД есть и световые электронные табло, и обычные дорожные знаки. Первые показывают ближайшие съезды с трассы, зоны отдыха, заправки. А вторые отображают ограничение скорости, дают подсказки водителям и предупреждают о ситуации на дороге.

Фото: Евгения Бикунова / Городские порталы
В начале нулевых стало понятно, что пропускная способность МКАД, МБК и ММК значительно ухудшилась из-за возросшего количества автолюбителей. Тогда же власти решили проложить новое кольцо, чтобы разгрузить построенные ранее трассы. К созданию ЦКАД приступили только в 2016 году и закончили два года назад. Всего на строительство этого кольца потратили
Кроме того, в 2025 году власти планируют усовершенствовать ЦКАД, добавив дополнительный «отросток» дороги — второй пусковой комплекс. Он будет отходить от западной части кольца неподалеку от Троицка, пересечет Киевское, Новорижское и Ленинградское шоссе и закончится у Большого кольца восточнее Клина. После этого длина ЦКАД составит

ЦКАД — платная дорога, которая позволяет разгрузить МКАД, Малую и Большую бетонки
Фото: Дмитрий M. / Яндекс Карты
Поделиться
8
Как похорошело Четвертое транспортное кольцо при Собянине
Сделать кольцевую дорогу между ТТК и МКАД хотели еще во времена Юрия Лужкова, но тогда на такую мегастройку не хватило денег. Московские власти халатно подошли к вопросу резервирования земель, и итоговый чек на Четвертое транспортное кольцо (ЧТК) составил около триллиона рублей.
Когда Сергей Собянин стал мэром, он отказался от этого затратного проекта. Вместо ЧТК было принято решение строить три хорды — Северо-Западную, Северо-Восточную, Юго-Восточную — и Южную рокаду, которые смогут объединиться в кольцо.

Фото: Евгения Бикунова / Городские порталы
По словам руководителя департамента строительства Москвы Рафика Загрутдинова, протяженность Хордового кольца составит
В настоящее время отдельные участки хордового кольца готовы, другие — находятся в фазе проектирования и активного строительства. Сдача объекта планируется в

Так выглядит Северо-Восточная хорда — часть нового кольца, которое планируется замкнуть в 2023–2024 году
Фото: sergey korovkin / Яндекс Карты
Поделиться
9
Что еще почитать
- Огромные деньги превратились в разруху. Как роскошная станция московского метро стала полуразрушенным депо.
- Пассажирам вход воспрещен. Что творится на работающей станции посреди самого длинного перегона московского метро.
- Человек-клаксон, люди с «платными поворотниками» и просто хамы. Колонка москвички — о типах водителей, которые ее бесят.
- «Мало вам было МЦК, МЦД и МСД?» Редактор MSK1.RU — об ошибках собянинской мэрии в развитии транспорта.
- Один день с патрулем. Корреспондент MSK1.RU внедрился в бригаду ЦОДД и узнал, чем они занимаются.
Поделиться