Город засыпает, просыпается московское метро. После часа ночи здесь вовсю кипит работа. Как только закрываются тяжелые дубовые двери, на станции, в тоннели, переходы и депо на смену заступают сотрудники столичной подземки. Одетые в красно-синюю форму люди начинают проверять инфраструктуру, обтачивать колеса вагонов и проводить генеральную уборку.
Попасть в метро после его закрытия, погулять по тоннелям и увидеть станции не в час пик, когда суматошно опаздываешь на работу, просто так невозможно. Но корреспондент MSK1.RU Вера Борисова побывала на навечно закрытой «станции-призраке» и узнала, что творится в столичной подземке после ее закрытия.
Электродепо «Измайлово» спрятано от лишних глаз среди изрисованных гаражей и старых хрущевок в одноименном районе. За скрипучими голубого цвета дверьми, где на входе нарисована еще в советском дизайне красная буква «М», находится двухэтажное здание. На улице темно, под ногами хрустит снег и только несколько тусклых ламп освещают дорогу до депо.
Пройдя через КПП, попадаем в небольшой холл. Первое, что бросается в глаза, — огромное количество советской символики и черно-белых фотографий. Цветы в горшках, доска почета, мозаика с лицом Владимира Ленина — мы точно на старом предприятии.
Здесь нет пластмассовых ярких баннеров, модной подсветки и всего того, что устанавливают в новых депо, куда обычно с презентацией приезжают мэр Москвы Сергей Собянин и глава дептранса Максим Ликсутов. Время в «Измайлово» будто бы замерло. И в этом есть некий лоск прошлого.
Мимо снуют сотрудники метрополитена, мигает табло «Берегись поезда». Повсюду раздаются разные звуки: гудок, скрежет, а вот поезд дал по тормозам. Впереди стоят несколько составов, выкрашенные в яркие цвета светофора.
Это вагоны типа «А», «Г», «Д», «Е» — одни из первых подвижных составов столичной подземки. Сейчас их называют по-простому: «ретропоезда». Эти составы давно уже не выпускают на линии, поэтому они доживают свой век в депо.
Между поездами — канавы. В эти углубления могут спускаться ремонтники, чтобы посмотреть состояние поездов и починить ту или иную неисправность.
В депо работа не останавливается даже ночью. Отработавшие смену вагоны приезжают сюда на мойку. Принцип такой же, как у автомобилей.
Некоторые части поездов моют вручную, так как много электроники, которая может сломаться.
На месте электродепо «Измайлово» раньше находилась станция «Первомайская». Но не стоит путать ее с той, что находится на синей ветке метро. До 1961 года она была конечной на Арбатско-Покровской линии. А сейчас «Первомайская» — навечно закрытая станция московского метро.
По первоначальному проекту после нынешней «Партизанской» линия метро должна была пройти полностью под землей, и планировалась станция возле Измайловской площади. Планы пришлось убрать в дальний ящик из-за начала Великой Отечественной войны.
На станции был один восточный вестибюль с выходом к Первомайской и 1-й Парковой улицам, который сохранился до наших дней. Его интерьер украшают восемь колонн, облицованных белым мрамором.
Пол вестибюля и платформы был застелен красной и желтой плиткой в виде ковра. Сверху здание венчал лепной карниз. А выход на платформу был оформлен в виде мраморной арки.
Часть этого лоска всё еще можно увидеть теперь уже в электродепо «Измайлово». Осталась разрушенная временем лепнина с советской символикой, облицовка стен и перекрытия.
Там, где раньше ходили и ждали приближающегося поезда пассажиры, теперь — цех по обточке колес. Металлическая стружка свалена грудой в контейнеры, отливая бензиновым цветом.
По проекту потолок главного зала должен был состоять из множества восьмиугольных застекленных окон-кессонов, через которые проходил солнечный свет и было видно небо.
Вместо этого соорудили технический, как в ангаре, потолок с голыми балками, а станция стала единственной в Московском метрополитене с деревянной крышей.
Проходим в актовый зал депо — здесь тоже царит советский дух: сцена с аркой, красные кресла, высокие потолки. Чуть позади — отступы от стены. Раньше там были роскошные арки с деревянными дверьми, через которые пассажиры заходили на станцию «Первомайская».
Сейчас же они замурованы, на их месте висят фотографии. В центре актового зала находится сцена, а посреди нее — черный рояль. Иногда здесь проходят мероприятия для сотрудников метрополитена.
Вот уже давно за полночь, метро полностью закрыто для пассажиров. Мы садимся в яркого цвета ретропоезд с кожаными сиденьями, круглыми фарами и белыми стеклянными светильниками в салоне. И если истории о столичной подземке можно найти в интернете, то увидеть безлюдное метро — только ночью.
Мы едем к станции «Партизанская», а мимо нас мелькают горящие окна поездов, которые направляются в депо, чтобы рано утром снова выйти на Арбатско-Покровскую линию Московского метрополитена.
Ранее мы подробно рассказывали, как роскошная станция московского метро стала полуразрушенным депо. Недавно мы публиковали новость о том, почему на месте станции «Суворовская» Кольцевой линии метро вечная стройка и разруха. Подробнее о ней — в большом репортаже. Кроме того, показывали, как в Москве вместо новой станции метро построили дорогущий ЖК.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».