
До открытия навигации по Москве-реке осталось около двух месяцев. Капитаны и матросы огромных круизных теплоходов ждут, когда растает лед, чтобы встретить пассажиров и отправиться в дальние путешествия. А пока корабли стоят в специальных местах для зимовок. В Москве и окрестностях самое крупное из них находится в Хлебниковском затоне возле судоремонтного завода в городе Долгопрудный. Здесь, скованные льдом и снегом, стоят семь теплоходов.
Проходим за ограждение с табличкой «Проход запрещен», после которой заснеженная земля переходит в лед. И здесь стоят красавцы-теплоходы. Они огромные. Трех- и четырехпалубные лайнеры «Николай Карамзин», «А. С. Пушкин», «Княжна Анастасия» и другие. Всего в управлении Московского речного пароходства числятся 14 речных судов.
Каждый год, когда закрывается навигация, корабли отправляются на свою базу отстоя. Такая система отработана десятилетиями.
— У нас — четыре базы отстоя, — объяснил генеральный директор Московского речного пароходства Александр Искрин. — Здесь, в Хлебниковском затоне, где работает судоремонтный завод, отстаивается семь теплоходов. Имеется плавмастерская, в которой мы проводим ремонт оборудования, проверку спасательных средств. Пять теплоходов зимуют в порту Кимры, один — в Южном речном порту и один — в Волгоградском речном порту, что в городе Волжский.

Прежде чем поставить судно на зимовку, нужно его подготовить: слить из всех систем воду, проверить все механизмы и законсервировать. Пока лед на реке не встал, пароходы швартуют на определенном расстоянии друг от друга. Это необходимо для безопасности, чтобы в случае пожара можно было быстро добраться до судна.

Если никаких ремонтных работ не запланировано, то корабль ставится подальше от берега. А если требуются замены каких-то деталей, то суда швартуют к берегу поближе.
— К слову, капитальный ремонт главных двигателей на кораблях проводится один раз в пять лет, — уточнил ведущий специалист движения и безопасности флота Максим Назаров.

Во время зимы капитаны проходят переподготовку, готовят необходимую документацию. Уже в конце февраля начинается покраска теплоходов, которая занимает месяц. А к 15 апреля суда должны быть готовы к навигации. В этом году она начнется 26 апреля. Весь экипаж судна выходит на работу за 10–15 дней до ее начала.

Пока теплоходы стоят занесенные снегом и сверкают белоснежной краской на редком зимнем солнце. А ватерлиния показывает уровень льда, а не воды.
В Москве чаще всего для речных круизов туристы выбирают направления в Санкт-Петербург, Казань, Ярославль, Ростов-на-Дону, Волгоград и Астрахань.
А еще в Москве в прошлом году после 17-летнего перерыва пустили городской речной транспорт. Электросуда возят столичных пассажиров круглый год.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».