Президент России Владимир Путин посетил завод «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме, где обсудил с министрами, главами регионов и крупных компании строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ). Новые пути позволят добираться из Москвы в Санкт-Петербург всего за 2 часа 15 минут вместо 4-х.
Открытие ВСМ можно сравнить с запуском первых «Сапсанов»: проект такой же инновационный и дорогостоящий. Рассказываем в понятных карточках, что известно о путях высоких скоростей: куда можно будет доехать и сколько это будет стоить.
Высокоскоростной считается электрифицированная двухпутная железнодорожная линия, на которой могут ходить поезда со скоростями от 200 до 400 километров в час. Сейчас в России таких дорог нет. Пилотным проектом должна стать ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом.
Для сравнения, максимальная скорость обычных поездов — до 140 км/ч. «Сапсан» технически может развивать скорость до 300–350 км/ч, но так как железные дороги в России не предназначены для таких скоростей, в среднем он разгоняется до 200 км/ч.
- Куда поедут поезда по ВСМ
- Сколько займет путь
- Будет ли это дешевле
- Что это будут за поезда
- Когда их запустят
- Сколько денег на это потратят
- Где будут остановки
Куда поедут поезда по ВСМ
Трасса пройдет через шесть субъектов: Москва, Московская, Тверская, Новгородская, Ленинградская области и Санкт-Петербург.
Как заявил Путин, в перспективе — организация такого сообщения в направлении Рязани, Казани, Екатеринбурга, Адлера, а также столицы Белоруссии — Минска.
«Строительство высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом — это только начало»
Сколько займет путь
Время в пути между Москвой и Петербургом сократится с четырех часов на «Сапсане» до 2 часов 15 минут.
Путь между Москвой и Тверью составит 39 минут вместо 1 часа 6 минут. Между Петербургом и Великим Новгородом — 29 минут, а не 3 часа 10 минут, как сейчас.
В планах пускать «суперпоезда» с периодичностью подмосковных электричек: поезда будут ходить с частотой в 10–15 минут.
Будет ли это дешевле
Билеты на скоростной поезд Москва-Санкт-Петербург будут стоить 7700 рублей, заявили Сергей Собянин и глава Сбербанка Герман Греф. Генеральный директор РЖД Олег Белозеров ранее отмечал, что стоимость билета на ВСМ будет чуть дороже «Сапсана».
В прошлом году издание РБК публиковало расценки на поездки по высокоскоростной магистрали со ссылкой на источники.
— С учетом остановок стоимость «внутри» проезда по сегментам ВСМ составит: Москва — Тверь — 921 рубль, Петербург — Новгород — 1020 рублей, Москва — Новгород — 4329 рублей, Петербург — Тверь — 4276 рублей, — добавил источник издания.
Однако, как пишет РБК, окончательный проект стоимости еще не утвердили. Изданию также не удалось официально подтвердить указанные расценки.
Что это будут за поезда
В высокоскоростных поездах будет восемь вагонов (два из которых головные) и четыре класса: туристический, эконом, бизнес и первый класс с раскладными креслами-трансформерами. Кроме того, там оборудуют игровую зону для детей и кухню с баром в вагоне-бистро. Такой состав должен вмещать около 460 человек.
А еще он будет оборудован «цифровой системой управления и автоведения на базе ИИ». Что это такое и как будет выглядеть, пока неясно. Зато внешний вид поездов уже утвердили.
Когда их запустят
Для первой высокоскоростной магистрали Москва — Петербург нужно построить 44 специальных поезда. Всего понадобится до 250 составов.
Строительством поездов, развивающих скорость до 400 км/ч, занимается уральский холдинг «Синара — транспортные машины» совместно с РЖД. Их будут собирать на заводе «Уральские локомотивы» в Свердловской области. Начнут этот процесс только в 2026 году.
Начало сборки первого образца запланировано на 2026 год. В 2027 году поезд должен быть готов, а в 2028 году запланировано получение сертификата соответствия. Реализация первого этапа ВСМ планируется до 2030 года.
Сколько денег на это потратят
Участок Петербург — Зеленоград обойдется в 1,755 трлн рублей. На выходы из Москвы потратят 221 млрд рублей (40 млрд уже вложены). Закупка подвижного состава потребует 148 млрд рублей — на первую партию из 28 поездов в 2028 году.
В итоге базовая структура финансирования выглядит так:
218,5 млрд — взносы в уставный капитал концессионера;
290 млрд — облигации пенсионного фонда «Газфонд»;
903,8 млрд — кредит от «Сбербанка», ВТБ и «Газпромбанка»;
609 млрд — поддержка государства, из которых 580,6 млрд — займ ФНБ под 3% с полным возвратом к 2050 году, остальное — капгрант на выкуп земельных участков;
299,4 — субсидия из бюджета в 2028–2038-м на поддержку операционной деятельности концессионера на начальном этапе эксплуатации линии (69,1 млрд до 2030 года).
Итого, расходы на ВСМ выйдут почти в 2 триллиона рублей. Подробнее о том, кому придется расплачиваться за магистраль, писали наши коллеги из «Фонтанки».
Где будут остановки
В столице у поездов магистрали Москва-Санкт-Петербург будут четыре остановки: на Ленинградском вокзале, городских вокзалах Рижская, Петровско-Разумовская и Зеленоград-Крюково.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».