К трамваю отношение всегда было двоякое. Одни жалуются на адский грохот и пробки, которые он создает на узких городских улочках, другие же мысленно благодарят вагоновожатых за службу. Кто, если не трамвай, доставит работяг на утреннюю заводскую смену? А как мелодичен его перезвон! Не зря трамвай иногда называют самым романтичным видом городского транспорта.
А сегодня исполнилось ровно 125 лет с того момента, как первый вагон вышел на московские улочки. В честь этого власти провели грандиозный парад, собравший толпу народа. Рассказываем, как это было.
«Трясет, как в детстве»
6 апреля 1899 года на улицы города вышел первый электрический трамвай. Длина его маршрута была чуть больше, чем два километра — от Савеловского вокзала до современного метро «Динамо». А часть линии уходила в депо на Лесную улицу. На сегодняшний день это старейшая трамвайная линия в городе.
Возможно поэтому в этом году власти решили провести парадную колонну из 12 ретротрамваев именно через Лесную улицу. Однако до нее еще надо добраться. А сделать это ох как не просто, учитывая движение регулярных маршрутов по рельсам.
По этой причине журналисты чуть ли не на заре пришли в депо имени Русакова в Сокольниках. Корреспондент MSK1.RU заходил в депо вместе с водителями, которые спешили к «штурвалу». Ничего не поделаешь — выезд колонны строго по расписанию, в 08:30.
В ангаре нас уже поджидали винтажные вагоны. Некоторые из них — дореволюционного типа. Например, вагон с незамысловатым названием «Фонарный». Вагоновожатый, кстати, тоже из тех времен.
Помимо «фонарного», в колонне было представлено как и супер-ретро: БФ, КТМ-1, МТВ-82, ходившие в сталинские времена, как и вагоны, которые для Москвы — уже история, а для регионов — обычный транспорт («Татра Т3», «Татра Т6Б5» и КТМ-608).
Мы сели в трамвай типа КТМ-1 образца 1946 года. Кстати, 27-й маршрут и спустя 75 лет по-прежнему ходит в Коптево. Его аутентичный деревянный салон по-настоящему радует глаз.
Кстати, щели в полу тут неспроста: в них раньше стекала грязь с галош пролетариата. Сейчас такой фишки, увы, нет, поэтому зимой без воды в салоне никуда.
Когда мы тронулись, салон наполнили жуткие звуки, напоминающие перестук заводских станков. Кое-кто из журналистов не удержался и чуть не упал: подвеска вагона прямиком из 1940-х годов дает о себе знать.
— Трясет как в детстве, — пошутила одна из корреспонденток.
Путь предстоял неблизкий: от «Сокольников» до «Белорусской». По плану парад на площади Тверской заставы должен был начаться в 11:00.
Однако кое-кто увидел колонну ретротрамваев намного раньше: интересные люди с фотоаппаратами специально охотились на старинные вагоны на протяжении всей дороги. Это и есть транспортные фанаты — основная аудитория подобных мероприятий.
Нашлись транспортные фанаты и среди коллег из впереди идущего трамвая. Только оцените их счастливые лица.
«Мама, я увидел все трамваи!»
На Лесную улицу мы приехали чуть раньше запланированного: в районе 10. Возможно, это связано с графиком главы Дептранса Максима Ликсутова, зачитавшего короткую речь в честь торжества.
По приезде на Лесную улицу нас тут же облепила толпа детей с родителями. Ребята настойчиво пытались прорваться в вагоны сквозь толпы сотрудников ЦОДД в форме лондонских полицейских. Однако публичная часть мероприятия началась лишь в 10:40, уже на самом кольце у Белорусского вокзала.
— Мама, я увидел все трамваи! — восторженно закричал на всю улицу очаровательный малыш.
На трамвайном кольце у Белорусского вокзала людей было ничуть не меньше. В отличие от прошлых парадов ретротрамваев, в этот раз на площадке не было ни заборов, ни металлоискателей. Сейчас для Москвы это очень большая редкость.
Транспортный фанат Николай не пропускает ни одного парада. Он высоко оценил организацию праздника и лишь посетовал, что нет вагона-конки (гужевой предок электрического трамвая. — Прим. ред.).
— Всё очень нравится. Организация на уровне. Удобный подход к метро. Единственное, жаль, что нет вагона-конки. На нее ведь я тоже пришел, — рассказал Николай MSK1.RU.
Среди развлекательных мероприятий на празднике — раскраски для детей, фотостенд, музыкальная сцена и даже тир. По непонятной причине, все девушки, работающие на торжестве, носили яркий макияж c разноцветными тенями. Необычно!
Также посетителей обслуживала полевая кухня. Люди выстроились в очереди за бесплатной тарелкой гречки из жестяных бачков и стаканом чая. Поесть тоже особо негде, поэтому обедать пришлось на коленях.
Рядом с полевой кухней фанатов транспорта ждал еще один сюрприз: мини-выставка ретроавтомобилей. Вот они, справа налево: «Жигули», «Москвичи», «Победы». Особое внимание привлек выделяющийся из общей массы русско-китайский «Москвич-6» и генсековский ЗИЛ.
Само мероприятие закончилось в 16:00. Довольные и сытые, люди поспешили на метро, чтобы поделиться в интернете впечатлениями от торжества.
А какие впечатления от парада трамваев у вас?
Ранее мы делали подробный разбор проблем общественного транспорта в России. Вы можете ознакомиться с экспертным мнением тут. А все новости о дорожной обстановке и работе наземного транспорта и метро в Москве читайте в специальном разделе на MSK1.RU.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».