Когда-то Кирилл Бармашев был простым электромонтером в московском метро. Он каждый день проверял оборудование, вкручивал лампочки — проще говоря, видел своими глазами то, что обычно скрывают от пассажиров. Долгое время он не говорил об этом публично.
Но в день московского метро рассказал о том, что творится в столичной подземке на самом деле.
Кирилл Бармашев работал в московском метро с 2003 по 2016 годы. И начинал с должности электромонтера — сотрудника, который обеспечивает техническое обслуживание энергетических объектов. Когда он ушел из метро, то через какое-то время стал главой поселения Сосенское в Новой Москве.
«Просто не бухать в будни»
— Я еще помню, как нам дарили серебряные значки на круглые 75 лет (на фото. — Прим. ред.). Из-за необходимости платить налог их стоимость отобразилась в зарплатных квиточках, и самая популярная мысль среди работников была «лучше бы деньгами». День рождения метро — праздник такой, внешний. Внутри системы среди рядового персонала это был просто повод закрыться в раздевалке и выпить в рабочее время, — рассказал Кирилл Бармашев.
И когда я руководил участками электромонтеров, потребление [алкоголя] среди мужиков — это был бич, конечно.
По словам бывшего сотрудника столичной подземки, работа в метро для него была интересным опытом еще и потому, что он оканчивал психфак по специализации «психология управления персоналом». А потом писал диплом на тему мотивации, проводя исследования на своих же работниках.
— Как местами были далеки положения умных книжек от суровой реальности, когда мотивировать надо работника не эффективнее работать, а просто не бухать в будни, потому что в трезвом состоянии проблемы эффективности его работы не было вообще, — поделился Бармашев. — Когда подрос и стал руководить техотделом, через который проходила вся документация на все освещения станций всего метро, там уже коллектив был другой, менее, так скажем, пролетарский и более женский, алкогольные проблемы ушли. Пришли другие.
Вкручивали лампочки в перегонах
Бывший сотрудник московского метро рассказал MSK1.RU, что, когда он только начинал работать электромонтером, его работа заключалась в том, чтобы ходить каждую ночь по перегонам и менять лампочки освещения тоннелей.
— Тогда еще кругом были лампы накаливания, которые быстро перегорали, поэтому ходили мы много. И, как известно, метрополитен — это еще объект гражданской обороны, и иногда на эту тему там проводятся учения. Тогда я об этом еще не знал. И вот идем мы с коллегами по перегону, в руках — сумка с лампами, впереди — лестница, идешь глядя под ноги, по шпалам в своих мыслях.
И тут включаются громкоговорители, сначала сирена, а потом мужской голос: «Внимание! В метрополитене объявлена воздушная тревога!»
Как рассказал Кирилл Бармашев, московский метрополитен не изменился за 20 лет существования. Его отец, который, как и он, работал в столичной подземке, считает так же. Они уверены: другими стали только оборудование и специальная техника.
«В метро стабильность и особый запах»
— Другое оборудование, спецовки посовременнее, но люди всё те же — туда по-прежнему не берут иногородних и мигрантов (кроме клининга), так что некая единая культура сохраняется в условиях непривнесения другой. Метро заманивает своей стабильностью, из которой сложно выбраться, поэтому многие работают там десятилетиями, — уверен Бармашев. — Зарплата средняя, но стабильная (в метро никогда не задерживали выплаты ни на один день, даже в 90-е). Всё размерено и предсказуемо.
Запомнились, как ни странно, пыль и запах. У метро особый запах, на платформах он не чувствуется из-за движения воздуха.
— Иногда на улице проходишь мимо вентшахты, которая работает на выдув, можно славить такое дежавю. И с пылью также история — она особая, маслянистая, рыжеватая из-за металлической пыли от сточенных рельсов и колесных пар, — рассказал бывший сотрудник московского метрополитена.
15 мая московскому метрополитену исполнилось 89 лет. В 1935 году открылся первый участок красной ветки от станции «Сокольники» до «Парка культуры».
Ранее мы публиковали большой рассказ женщины — машиниста московского метро о трудовых буднях, работе стюардессой и стереотипах.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».