Возможное переименование трех станций в Новой Москве вызвало много обсуждений среди горожан. Кто-то одобрил решение властей, другие возмутились изменениям и назвали их излишними.
Согласно документу, опубликованному в сети — на сайте правительства его пока не разместили, «Коммунарка» вместе с будущей пересадкой на Троицкую линию станет «Новомосковской», а строящаяся «Бачуринская» (Троицкой линии) станет «Коммунаркой».
Мы решили спросить у экспертов, станет ли теперь проще ориентироваться жителям Новой Москвы и зачем, вообще нужны переименования станций метрополитена.
Нужны ли людям новые названия
Транспортные эксперты оценивают новые названия неоднозначно. С одной стороны перенос «Коммунарки» чуть севернее кажется аналитикам логичным решением.
— Что касается [строящейся] «Бачуринской», переименовать ее в «Коммунарку» — рационально, — считает транспортный аналитик Владислав Булгаков. — Потому что сейчас станция «Коммунарка» не совсем находится на территории поселка Коммунарка, а вот «Бачуринская», насколько я понимаю, как раз там будет.
С другой — новое название старой «Коммунарки» специалисты считают спорным. По мнению председателя Союза пассажиров России Кирилла Янкова, для уже существующей станции и для ее будущей пересадки на Троицкую линию можно было выбрать более удачное имя, которое бы четко ассоциировалось с районом.
— Я считаю, что это неудачный вариант, потому что термин «Новомосковский» и без того нагружен разными значениями. Скажем, есть город Новомосковск в Тульской области, и «Новомосковская» — это неудачное название станции, — объяснил в разговоре с MSK1.RU Янков. — Новая Москва — это огромная территория. Название станции должно быть привязано к объектам, для которых эта станция основная. А бывшая «Коммунарка», ныне «Новомосковская» находится даже не в центре Новой Москвы.
Название «Новомосковская» — пример отсутствия креативности у тех, кто эти вопросы решает.
Эксперт добавил, что нынешней станции «Коммунарка» больше бы подошло название «Столбово», по аналогии с населенным пунктом, рядом с которым она расположена.
Дорого ли обойдется переименование
По подсчетам экспертов, переименование одной станции метрополитена среднем обходится от миллиона до нескольких десятков миллионов рублей.
— Мне кажется, это будет не так много: пару миллионов, что можно сказать, вообще ерунда для Москвы. С такими огромными годовыми бюджетами, — высказал свое предположение Владислав Булгаков.
В эту сумму обычно входит смена указателей на самой станции, схем метро в подземке, а также переписывание голосовых автоинформаторов. К этим тратам также относятся новые таблички у автобусных остановок возле станции.
— Если оно синхронизировано с открытием какой-то новой линии или новой станции, и не нужно отдельно по поводу переименования перепечатывать все схемы, то затраты будут это меньше, — добавил Кирилл Янков.
Не первый раз
Еще одним подобным громким случаем стало переименования станций МЦК «Деловой центр», «Тестовская» МЦД-1 и МЦД-4, а также «Международную» Филевской линии в «Москва-Сити». Тогда в мэрии заявили, что сменить вывески пришлось «по многочисленным просьбам москвичей», однако на сайте «Активный гражданин» MSK1.RU не нашел опроса на это тему.
Станция «Деловой центр» была открыта 10 сентября 2005 года при строительстве ответвления Филёвской линии в район Москва-Сити. Станция стала 171-й станцией Московского метрополитена. В 2008 году ее название сменили на «Выставочную». 31 марта 2024 года станции вернули старое наименование.
Скандалом обернулась и общественная дискуссия о новом названии станции метро «Войковская». Она носит имя революционера Петра Войкова, который считается одним из организаторов убийства семьи Николая II. Возмущенных тогда даже поддержал патриарх Кирилл.
— Действительно, непонятна причина переименования [«Коммунарки«]. Ради чего такие жертвы? Когда «Войковскую» просили переименовать, отказали — дорого. А сейчас что, разбогатели? В связи с чем? — задается вопросом читатель MSK1.RU.
Официально название станции «Войковская» решили оставить по желаниюю москвичей: как показало голосование на платформе «Активный гражданин», против реформ выступили 53% опрошенных.
Как в Москве называли станции
Как объяснил транспортный эксперт Кирилл Янков, в России однозначных правил по названию станций метро так и не сложилось.
— Изначально на первой линии метро была одна пересадочная станция «Библиотека имени Ленина» и «Имени Коминтерна» — они назывались по-разному. Одними из первых также были пересадки на «Охотный ряд» и на «Площадь Революции». То есть пересадочным станциям дали разные названия, — пояснил транспортный эксперт Кирилл Янков.
Одинаковые названия пересадки стали получать в конце 40-х — начале 50-х, когда началось строительство Кольцевой линии метро.
— «Киевская» одна и другая, «Белорусская» одна и другая, «Комсомольская», «Курская», «Парк Культуры» — они стали называться одинаково. И это более-менее соблюдалось в 50-е и 60-е годы, — сказал он.
Традиция сломалась на рубеже 60-х и 70-х: тогда появились «Краснопресненская» и «Баррикадная», «Пушкинская» и «Горьковская» (нынешняя «Тверская»). Хотя были и исключения. Как объяснил эксперт, названия придумывали довольно несистемно.
Уже в современной России власти пришли к тренду на одинаковые названия пересадочных станций.
— Сейчас, видимо, решили, что эта тенденция теперь станет почти законом, — отметил Янков. — Ведь было еще одно менее заметное решение: строящуюся «Суворовскую» переименовали в «Достоевскую».
Теперь будет две станции «Достоевская» и не будет пересадки «Достоевская» — «Суворовская». Это признак того, что эта тенденция теперь станет законом.
По мнению эксперта, одинаковое название станций, между которыми пересадка, логично и создает более понятную систему. Тем более что и нумерация выходов на таких пересадочных узлах общая.
— Теперь вопрос в том, а будут ли существующие пересадочные станции все переименовываться снова или не будут? Вот на этот вопрос ответа нет. — заключил председатель Союза пассажиров России. — Станции могли никогда не называться одинаково, скажем, Краснопресненская и Баррикадная. Как их назвать? Обе назвать Краснопресненскими или обе Баррикадными? То же самое и со многими другими.
Надо ли переименовывать станции московского метро?
Ранее подтвердилась информация о техническом пуске на Троицкой линии метро: на него приехал сам Сергей Собянин. Также MSK1.RU публиковал фотографии будущей станции «Потапово».
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш IPhone 15 среди подписчиков.