— Старики, дети, беременные — все стоят по 45 минут на жаре в веренице очереди у метро «Саларьево» в ожидании 309-й маршрутки или автобуса, — пожаловалась нам читательница MSK1.RU Галина. — Это адище из ада!
Автобус № 309 едет от автовокзала Саларьево у одноименного метро до Наро-Фоминска (конечная остановка — «Станция Нара»).
Корреспондент MSK1.RU в рамках проекта «Контрольная поездка» прокатится на автобусе № 309, начав с самой первой остановки в Саларьево. Она расскажет о своих впечатлениях, а также узнает о том, что власти планируют сделать с этим маршрутом в будущем, и поставит свою личную оценку: насколько пользование маршрутом похоже на ощущение, будто вы с другими пассажирами — селедки, запертые в банке?
«Ну, забиваемся»
Вечерний час пик. Автобус, совсем не похожий на московские, — такой, скорее, междугородний, — набирает в себя пассажиров. Люди стоят аккуратной очередью.
Спрашиваю у людей в этой колонне:
— А там вообще как, «Тройкой» оплатить можно?
— Если честно, без понятия, — отвечает мне мужчина лет сорока. — Как надо будет, так и заплачу.
— По-разному, знаете, у кого-то получается, — неопределенно делится подробностями женщина, запрыгивающая в двери автобуса.
Похоже, с оплатой тут происходит что-то непонятное, но никого в очереди это не смущает.
Через 5 минут автобус заполняется по количеству кресел и уезжает. В очереди остается еще 4–5 человек.
— Ходит нормально, — говорит мне про 309-й автобус Наталья. — Ну даже если опаздывает — в целом нормально. Мне до «Нары», мне что на метро час, что в пробке стоять час — одинаково получается. Было такое, что я приехала сюда — здесь большая очередь, автобус долго не приезжал. Ну я поехала на метро. Ну на новом этом (МЦД. — Прим. ред.).
Сама Наталья тоже не знает, как платят другие — она ездит по социалке.
Через 7 минут после отъезда автобуса приезжает уже не такая грозная маршрутка. Даже, я бы сказала, маршруточка.
— Ну, забиваемся, — бодро говорит Наталья.
Маршрутка быстро заполняется и уезжает. На остановке ждут люди, которые не влезли. А я думаю — если маршрутки и автобусы забиваются под количество кресел, то, получается, вошедшие после первой остановки стоят?
Через 5 минут приезжает еще один, высокий автобус. В него быстро заходят люди, стоящие на остановке, и водитель не закрывает дверь — ждет других.
Стоит он аж 12 минут, в него забегают успевшие счастливчики.
— Да каждый раз разная [стоимость], — ругается одна из пассажирок в ответ на мой вопрос, сколько стоит проезд. — Ценами вертят как хотят!
Автобус с недовольной пассажиркой отъезжает в 19:19, и после этого народ начинает заполнять остановку с бешеной скоростью. По всей видимости, именно к этому времени люди доезжают с работы до низа красной линии, чтобы поехать домой.
В 19:31 приезжает следующий автобус. Тоже, к слову, большой. В большой автобус длинной очередью забиваются люди, и я встаю с ними.
Впереди толпа, сзади — тоже толпа.
Водитель говорит, что по «Тройке» оплатить проезд нельзя, и предлагает переводом: для этого дела у него специально подготовлен номер телефона на маленькой бумажке. Ее он раздает всем входящим, у которых не получается приложить карту. Проезд стоит 80 рублей.
Я перевожу деньги водителю и сажусь в конец. Через какое-то время водитель проверят, все ли места в конце заняты — он подходит и будто бы считает нас, пассажиров. Наверное, не хочет, чтобы люди стояли?
Но моя догадка разбивается: к моменту, как мы отъезжаем, в проходе остаются стоять люди.
В 19:40 мы трогаемся в сторону Наро-Фоминска.
«Пролетает все остановки»
Внутри автобуса приятно и комфортно: работает кондиционер, который к тому же можно немножко под себя настроить. Но меня всё еще интересует — сколько стоил проезд для той женщины, которая ругалась на самовольность водителей в выставлении цен за проезд? Зависит ли цена от водителя?
Спрашиваю соседей по креслам: они тоже заплатили по 80 рублей и за последние пару недель столько и платят, хотя бывает, что водители просят больше. В салоне никаких табличек со стоимостью нет.
Ладно, едем. Едем быстро, не тащимся. На следующей остановке водитель останавливается и пара людей заходит внутрь.
— Иногда бывает, что не останавливается, люди руками машут, — рассказывает мне Надежда, моя соседка по креслу. — Когда маленькая маршрутка, такое бывает. Просто пролетает все остановки. Или там останавливается, влезает несколько, а остальные дальше ждать остаются.
Вот она какая — участь тех, кто едет не с «Саларьево». Не позавидуешь.
Часть людей выходит в Апрелевке, и в салоне становится просторнее. Приезжаем на конечную станцию мы в 20:46 — значит, весь маршрут занимает по вечерам около часа.
Будут ли вводить новые автобусы на маршрут?
В отличие от прошлых маршрутов, которые мы пробовали в «Контрольной поездке», маршрут № 309 обслуживается не ГКУ «Организатор перевозок» и не подконтролен Мосгортрансу — транспортной доступностью здесь занимается АО «Мострансавто». Связаться с представителями организации MSK1.RU не удалось — все указанные телефоны для связи более недействительны. На все вопросы MSK1.RU за АО «Мострансавто» ответил Минтранс Московской области.
В министерстве сообщили, что маршрут обслуживается 20 автобусами большого и малого класса. Сколько каких в ведомстве не уточнили, но, судя по наблюдению корреспондента MSK1.RU, как минимум в час пик стараются пускать полноразмерные автобусы.
— Интервал движения составляет 10 минут в часы пик и до 20 минут в межпиковое время, — добавили в Минтрансе.
Часть рейсов утром и вечером на маршруте за последнюю неделю были выполнены с опозданием — это признали и в Минтрансе. В ведомстве объяснили это высоким дорожным трафиком. В ведомстве отдельно сообщили, что сейчас усилен контроль за техническим состоянием автобусов.
Пассажиропоток исследуется, в свою очередь, тремя способами: посредством дежурства представителей перевозчика на остановочных пунктах, анализом данных камер системы «Безопасный регион», а также количеством транзакций, выполненных пассажирами при безналичной оплате проезда. Наш корреспондент также спросил, считается ли перевод на карту законной транзакцией — как только мы получим ответ, мы дополним материал.
Но главное: MSK1.RU сообщили, что в настоящее время прорабатывается возможность увеличения транспортных средств на этом маршруте, что позволит сократить интервалы движения.
Вердикт
Мнение корреспондента MSK1.RU: загруженность маршрута № 309 — 7 селедок в банке из 10. Из плюсов — маленькие интервалы движения в период наблюдений нашего корреспондента, а из минусов — неясность со стоимостью проезда и остающиеся на других (всех, кроме первой в Саларьево) остановках бедные люди, не желающие час толкаться в автобусе или попросту даже не сумевшие влезть.
Селедки в банке — условная единица измерения загруженности маршрута, где 0 селедок в банке — это полностью свободный и комфортный маршрут, а 10 селедок в банке — максимально забитый автобус, в который даже не получается влезть. Единица измерения придумана MSK1.RU для метафорической, наглядной демонстрации забитости автобуса, времени ожидания и прочих факторов, влияющих на комфорт использования автобуса.
Напомним, материал подготовлен в рамках проекта «Контрольная поездка». В нем мы пробуем на себе самые невыносимые маршруты, по мнению наших читателей, и узнаем, что с этими маршрутами планируют делать надзорные органы.
Вы недовольны каким-нибудь автобусом в своем районе? Тогда мы приедем к вам.
Читайте также:
Вокзалов — три, пассажиров — ноль: репортаж из последнего московского троллейбуса, который перевозит воздух;
«Я бы оплатила этот штраф, но здесь — беспредел»: как в Москве ловят безбилетников;
«Контрольная поездка»: выпуски про маршруты № 913, 984, 319, 889 из Балашихи, 554, 591 и е41 в Зеленоград. Маршруты на любой вкус: центральные и областные, с поеданием чужих волос и пробками на шоссе.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».