В июле власти Москвы объявили о планах строительства трех новых платных дорог в черте города. Одна из них пройдет по улице Трофимова вблизи МЦК «Автозаводская» до Севастопольского проспекта. Проект планировки территории захватывает зеленую зону и может пройти впритык к жилым домам. Эта идея напугала местных жителей.
MSK1.RU рассказывает подробности о проекте и опасениях москвичей.
Где пройдет новая платная дорога
Новая платная дорога пройдет на юге Москвы вдоль МЦК. Она начнется от пересечения Третьего транспортного кольца и улицы Трофимова. Именно там находится станция МЦК «Автозаводская». Затем магистраль пойдет вдоль железной дороги мимо ЖК «Зиларт» и ЖК Shagal. Далее она пересечет Москву-реку и Варшавское шоссе. С Севастопольским проспектом платная дорога соединится в районе улицы Ремизова.
Совсем рядом с Севастопольским проспектом, вдоль улицы Академика Векшинского, находится парк Коршуниха и долина одноименной речки. В этой зоне и будет соединение платной трассы с проспектом.
— По плану дорога проходит сквозь зеленую зону, и ее за последние три года благоустроили, поставили детские и спортивные площадки. Если проект воплотят в жизнь, то исчезнет тропа здоровья, снесут площадки, а сама дорога пройдет под окнами жильцов, чьи дома прилегают впритык к улице Академика Векшинского, — рассказывает MSK1.RU местная жительница Екатерина Чижова.
Местные жители обращают внимание на то, что на этой территории планировали создать ландшафтный заказник. Планы придать долине реки Коршунихи статус особо охраняемой территории действительно упоминаются в разных документах в «нулевых» и «десятых» годах.
Упоминания о таких планах есть и, например, на сайте инвестиционного портала Москвы.
Местные опасаются, что платная дорога уничтожит парк. Мало того, что всё здесь было неплохо благоустроено, сетуют москвичи, дорожная обстановка в районе не самая лучшая.
— Теперь тут всю флору и фауну уничтожат и проложат магистраль, которая встанет в глухую пробку на первом же светофоре на пересечении улицы Дмитрия Ульянова с Большой Черемушкинской, ибо оно и сейчас так стоит: утром в одну сторону, вечером — в другую, — объясняет MSK1.RU Екатерина Чижова.
Так что жители опасаются, что вместо зеленой зоны они будут видеть из своих окон дорожный коллапс.
— Пострадают жители всего района, который застраивался в 1950–1960-х годах. Дороги, построенные в то время, не были рассчитаны на такой поток машин, развязки не выдержат такой нагрузки автомобилей. Жители близлежащих многоквартирных домов, среди которых большинство — пенсионеры и семьи с детьми, станут жить непосредственно на магистрали, — говорит местная жительница.
Мы окажемся заперты в окружении Севастопольского проспекта и новой трассы.
Жители Котловки предлагают изменить проект магистрали.
— Никто не хочет, чтобы данная трасса располагалась в данном месте, при условии, что, сместив ее, можно добиться гораздо больше, чем сейчас. Магистраль можно провести к Севастопольскому проспекту не через жилую зону, а через промышленную — между Нагорным и 6-м Загородным проездом, и такой проект существовал при Лужкове, — поясняет позицию местных жителей Екатерина Чижова.
Почему строить дорогу решили именно так
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Александр Кулаков объяснил MSK1.RU, что южное направление Москвы достаточно загружено, и это объясняет выбор места для строительства.
— Оно загруженное сегодня, загруженным будет и в перспективе. Понятное дело, что транспортные заторы там будут, а коридоров для строительства в любом случае там не так много для того, чтобы сказать: «Хорошо, давайте здесь строить не будем, построим эту дорогу в другом месте». Нет таких коридоров, Москва достаточно сильно застроена и, она сильно, скажем так, уже используемый город. Это не чистое поле для того, чтобы утверждать, что у нас есть куча других вариантов, — считает эксперт.
Также возрастающая загруженность дорог будет, по мнению эксперта, умножать на ноль значимость зеленой зоны.
— Зеленая зона, весь кислород, который она дает, он хорош только тогда, когда он работает один. А когда у нас с вами будут там стоят круглосуточные пробки, как стоят, так и будут стоять, то это мало озонирует воздух, — поясняет MSK1.RU Александр Кулаков.
Это не со зла же делается, а делается для того, чтобы снизить нагрузку на направление, чтобы потоки двигались, а не стояли и не коптили.
При этом говорить о том, как именно построят магистраль, еще рано, считает эксперт.
— Дело в том, что трассировка, как я понимаю, до конца еще неизвестна. Пока на сегодняшний день, условно говоря, она нарисована как проектная линия, которая может описать какой-то коридор. Все проектирование в любом случае еще впереди. Возможны варианты: не факт, что это будет так, как представляют себе жители. Может, это будет всё несколько безболезненнее, — высказывает мнение в беседе с MSK1.RU директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.
Какие еще платные дороги планируют построить
Кроме магистрали на юге и юго-западе, в Москве планируют построить еще две платных автодороги. Одна из них пройдет от Ленинградского шоссе до 3-го Магистрального проезда и соединит север Москвы с центром «Москва-Сити». Еще одна пройдет от улицы Свободы до Живописной улицы в обход Волоколамского шоссе и свяжет район Покровское-Стрешнево и территорию бывшего Тушинского аэродрома.
Проект трассы между улицей Свободы и Живописной улицей также возмутил москвичей. Жители северо-запада столицы вышли на импровизированную акцию протеста. На встречу с жителями пришел депутат Мосгордумы Денис Парфенов, мероприятие посетили и кандидаты в депутаты.
Выбор в пользу платных дорог объясняется финансированием проекта, говорит эксперт НИУ ВШЭ.
— Город не видит свободных финансов для того, чтобы начать строить эту дорогостоящую дорогу. Она (трасса на юге и юго-западе. — Прим. ред.) фактически на большой процент будет на искусственных сооружениях. Так делается, чтобы это не стало каким-то ярмом: строить начали и оставили до лучших времен, или не начали. Ждем, когда появятся деньги, и всё ждем, ждем и ждем. А здесь есть инвестор, который готов в эту дорогу вложить свои деньги. Да, с последующим возвратом, но ведь и на перспективу эта дорога к какому-то году станет бесплатная, — объясняет MSK1.RU Александр Кулаков.
Мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что три магистрали построят по концессионному соглашению. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ напомнил, что под этим подразумевается.
— На определенный период концессионер вкладывает деньги, строит дорогу, она приносит доход ему, он в течение какого-то времени собирает этот доход. После этого дорога передается городу, и она становится для пользователей бесплатной. То есть это тоже плюс в том, что дорога для города рано или поздно появится. А в каких-то случаях она может не появиться вовсе, — рассказывает MSK1.RU Александр Кулаков.
В черте Москвы уже существует платная дорога — это проспект Багратиона от «Москва-Сити» до МКАД, открытый в 2023 году. Он дублирует Кутузовский проспект. Для легковых автомобилей стоимость проезда составляет от 416 до 600 рублей. Еще одна платная магистраль — Московский скоростной диаметр. Однако плату взимают лишь за транзит по МСД: внутри Москвы и области проезд бесплатный.
О планах построить три дороги по концессионным соглашениям мэр Москвы объявил 16 июля. Жителям северо-запада столицы эта идея не понравилась: вот, что их возмутило. А по МСД платный проезд ввели со 2 января 2023 года: тогда власти объяснили, кому за использование дороги платить всё же не придется. Не так давно MSK1.RU показали, что сейчас творится на Кантемировской, где никак не могут закончить строительство дороги. Не только платные дороги бесят местных жителей: на севере Москвы двухполосный путепровод воткнули между жилыми домами, причем от одного дома до другого было меньше 50 метров.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш 10 Яндекс Станций Мини среди подписчиков.