Дороги и транспорт Сбоев будет больше? Какие происшествия в московском метро случаются чаще всего и почему

Сбоев будет больше? Какие происшествия в московском метро случаются чаще всего и почему

MSK1.RU проанализировал данные за 10 лет и обсудил с транспортным аналитиком, почему инциденты в подземке происходят каждые три дня

Как часто в московском метро случаются происшествия

Каждый день Московским метрополитеном пользуется порядка 11 миллионов пассажиров. Количество новых станций и линий, кажется, растет в геометрической прогрессии. К 2030 году чиновники хотят открыть еще 30 станций и 5 депо.

Корреспондент MSK1.RU решил выяснить, как часто движение в подземке останавливается и из-за чего, почему с каждым годом в метро происходит всё больше сбоев и инцидентов.

Чтобы посчитать количество инцидентов в метро, мы использовали открытые данные. MSK1.RU проанализировал все сообщения (с января 2015-го по июль 2024-го) об инцидентах в подземке, которые публиковались в официальных соцсетях дептранса Москвы: Telegram-канале «Дептранс. Оперативно» и Twitter-аккаунте «Московское метро».

Мы выгрузили данные из этих аккаунтов и написали программный код, который фиксировал все сообщения, где упоминаются ключевые слова: «нет движения», «увеличены интервалы», «движение осуществляется» и т. д. При анализе мы увидели, что иногда пресс-служба дептранса могла написать об одном и том же происшествии несколько раз. Из-за этого в нашей аналитике может быть небольшая погрешность.

За последние 10 лет в московском метро произошло примерно 1184 нарушения движения. В среднем это 125 происшествий за год, то есть инциденты происходят с периодичностью раз в три дня.

Какие происшествия чаще всего фиксируются в московском метро

ЧП, которое повлияло на график движения метро сильнее всего, случилось 7 марта 2016 года. В тот день в техническом помещении у станции «Новые Черемушки» произошло короткое замыкание. Оно спровоцировало масштабный сбой в работе светофоров на всей оранжевой (Калужско-Рижской) ветке. Поезда ходили с увеличенными интервалами три дня.

А 30 июля 2019-го на уклоне станции «Каширская» столкнулись два поезда «Яуза». До полного устранения последствий аварии между «Каширской» и «Варшавской» поезда двигались по челночной схеме.

Почему поезда в метро останавливаются

Самая частая причина остановки и замедления движения метро — человеческий фактор (каждый третий инцидент). Из 1184 сообщений в 221 был упомянут «человек на путях», — еще в 167 случаях дептранс писал об «инциденте с пассажиром». Зачастую о ЧП с людьми пресс-служба Московского метрополитена пишет сдержанно, без описания точных обстоятельств.

— Один из вариантов, как с проблемой падения пассажиров на пути можно справиться, — блокирующие платформенные двери, — рассказал MSK1.RU транспортный аналитик Владислав Булгаков. — Такие, например, установлены в Петербурге на станциях «Зенит» и «Беговая». Проблема этих дверей — замедление движения поездов и, соответственно, увеличение интервалов. Для московского метро важна каждая секунда.

Платформенные двери столице противопоказаны. За исключением Бутовской и Филевской линий, где интервал движения побольше.

Как писал The Village, с 2010 по 2014 год порядка 50 человек совершили самоубийство в московской подземке. А по данным издания Life, уже за первые полгода 2016-го в метро погибли 57 человек. Ведомство не раскрывало данные о погибших.

Пик сообщений о «человеке на путях» пришелся на 2023 год. Подобных инцидентов было почти в два раза больше, чем годом ранее.

На втором месте по частоте проблемы и с инфраструктурой, техникой и самими поездами. О задержках в метро по «техническим причинам» или «для проверки состава» пресс-служба за последние десять лет сообщала около 138 раз.

— Из-за санкций логистика [поставок техники для подземки] стала сложнее, а нагрузка на метро никуда не делась. Даже, наверное, увеличилась, — объяснил Булгаков. — Износ составов и инфраструктуры есть. Вопрос в другом: как власти Москвы и руководство метрополитена могут это своевременно реализовать? Если в Петербурге, например, на 60 станциях еще в 90-е заменили турникеты, то в Москве те, что травмируют людей, продержались аж до 2017 года.

Дело не в том, что метро не могло сразу заменить турникеты. Просто у них много всего на балансе. Невозможно с этим справиться.

По словам транспортного эксперта, миллионы пассажиров не могут не нагружать метро. Из-за чего в том числе вся инфраструктура быстрее изнашивается.

Причина ЧП размыта или скрыта?

С 2019 года дептранс перестал называть конкретную причину инцидента (например, когда сломался поезд или кто-то из пассажиров держал двери). Чаще стали использовать формулировку «проверка инфраструктуры». Под этой фразой может скрываться как проверка путей и состава для выявления неисправности, так и инцидент, который не повлиял на график движения. Всего таких случаев за 10 лет было 54.

Кроме того, около 7 раз график движения менялся из-за подозрения на неисправность состава. 8 раз — из-за неисправности светофора, 5 инцидентов были связаны с обрывом или повреждением кабеля (чаще всего из-за этого потом происходит блэкаут в метро, когда несколько станций обесточивается). К другим причинам сбоя можно отнести падение дерева на открытые пути — 7 раз.

Также дептранс по-разному описывает ситуации, когда движение по линии или ее части оказывается парализовано. В 234 случаях движения вовсе не было, в 47 «движение приостановлено». Также за сбой считается увеличение интервалов между поездами. За 10 лет в московском метро это происходило около 216 раз.

Сбоев станет больше, а комплектующих меньше

Меньше всего инцидентов в московском метро зафиксировали в 2020 году (25 случаев). В ковидный локдаун горожане стали реже пользоваться городским транспортом — для входа в метро в какой-то момент даже требовали QR-коды. А пик происшествий пришелся на 2023-й (289 случаев).

— На мой взгляд, пик инцидентов можно проанализировать примерно так. В 2022-м ввели первые жесткие санкции, — объяснил MSK1.RU транспортный аналитик Владислав Булгаков. — При этом контроль за ними начали отрабатывать только в 2023 году. Запасы комплектующих частей есть практически у всех предприятий — их должно было хватить на несколько месяцев точно.

После введения санкций компании наладили параллельный импорт или стали «облегчать нормы безопасности» на транспорте.

По словам транспортного эксперта, проблем у московского метро из-за отсутствия необходимых запчастей для составов в ближайшее время станет больше.

— Сейчас есть проблема кризисов расчетов: провести какой-то крупный платеж в Китай или другие страны тяжело и муторно, многие моменты не согласовывают. Есть не очень хорошая вероятность, что, скорее всего, эти проблемы будут усиливаться. А у московского метро есть еще одна проблема — колоссальная нагрузка. Компании, которые обслуживают, строят и поставляют что-либо подземке, продолжат это делать. Но всё будет медленно, а некоторые замены нужна прямо сейчас.

UPD: Пресс-служба Московского метро ответила на запрос об увеличении количества сбоев в подземке.

— Движение поездов по линиям московского метро соответствует графику на 99,99%. Значительного увеличения количества инцидентов в последние годы не произошло, особенно если учитывать рост рельсового каркаса с 182 станций метро в 2011 году до 436 (в том числе МЦК и МЦД) сейчас, — уточнили MSK1.RU в ведомстве.

По данным пресс-службы Мосметро, один инцидент может стать причиной нескольких сообщений.

— И включает в себя публикации сначала об увеличении интервалов, а затем (не всегда) — об остановке движения и его восстановлении. Аналогичным образом появление пассажира на путях почти без исключений ведет к увеличению интервалов, а в некоторых случаях — к остановке движения на участке. В связи с этим мы всегда призываем пассажиров соблюдать правила пользования метрополитеном и напоминаем об ответственности за сбои в движении и графике. По этим причинам некорректно делать вывод об участившихся инцидентах исходя из результатов поиска по ключевым словам в telegram-канале «Дептранс. Оперативно», — добавили в ведомстве.

Если вы недовольны работой Московского метрополитена, расскажите об этом редакции MSK1.RU.

Звоните+7 982 630 3102
Мы в соцсетях

Ранее мы рассказывали, почему в московском метро стало так много сбоев. На станциях образовывались давки, а пассажиры опаздывали на работу. Мы показывали самые проблемные места московского метро. А урбанисты и транспортные эксперты объяснили, можно ли было избежать ошибок при планировании столичной подземки.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
От нового «Джокера» до «Одиноких волков» с Питтом и Клуни. Девять премьер с Венецианского кинофестиваля, которые стоит посмотреть
Анонимное мнение
Мнение
«Платеж — больше половины зарплаты». Обладательница новой двушки рассказала, как решилась на ипотеку с безумными процентами
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
Стояли в «яме», передаривали мангал. Как москвичка 12 часов провела на польской границе, чтобы попасть из Германии в Россию: колонка
Анонимное мнение
Мнение
Восторгаемся и плачем. Журналист съездил в Карелию на машине — получился ли отпуск бюджетным?
Анонимное мнение
Мнение
Без грязи, попрошаек и назойливых продавцов. Туристка влюбилась в Бруней после нескольких дней отдыха — почему
Анонимное мнение
Рекомендуем