— В подмосковную Ивантеевку ни уехать, ни приехать. Километровые очереди на 316-й автобус, а электричка ходит раз в час, — пожаловалась нам читательница MSK1.RU. — Причем дома [в Ивантеевке] всё строят и строят.
Автобус № 316 едет от автовокзала у метро «ВДНХ» до подмосковной Ивантеевки. Вот как выглядит маршрут на карте:
Корреспондент MSK1.RU в рамках проекта «Контрольная поездка» прокатится на автобусе № 316, начав с самой первой остановки на ВДНХ. Анастасия Харинова расскажет о своих впечатлениях. Она также узнала о том, что власти планируют сделать с этим маршрутом в будущем, и поставила свою личную оценку: насколько пользование маршрутом похоже на ощущение, будто вы с другими пассажирами — селедки, запертые в банке?
«316-й — это самый больной вопрос для нас»
Очередь начинается еще с улицы Космонавтов — встающие в конец вереницы пассажиры даже не видят автобуса, просто спрашивают: «Это на 316-й?». Сфотографировать всю очередь просто невозможно: как ни отойди, в кадр она не помещается. Это, безусловно, самая длинная очередь за историю «Контрольной поездки»: ее пришлось снимать на видео.
Светлана, живущая в Ивантеевке, встает в конец очереди в 19:15. Зайдет в автобус она только через полчаса.
— Это самый ужасный маршрут, — в сердцах ругается Светлана, когда я спрашиваю ее, каково ей пользоваться этим автобусом.
— Иногда очередь начинается прямо у метро, — добавляет стоящая впереди женщина. До входа в подземку, к слову, метров триста. Сегодня, значит, если верить этой пассажирке, толпа на видео — это еще не максимум. От первого до последнего человека визуально около ста метров.
— И в час пик дают всегда маленькие автобусы, когда можно давать на 60 мест. Вон, смотрите, снова маленький подъезжает, — продолжает Светлана. — Будто назло.
«Маленьким» Светлана называет достаточно стандартный автобус на 45 мест.
Совсем маленьким его не назовешь, но, по словам пассажиров, в час пик лучше пускать большие, междугородние.
Ивантеевка наша — это хромой и босой город, забытый всеми. Транспортной доступности никакой!
Как рассказала Светлана, электричкой она не пользуется: до Ивантеевки она ходит «раз в час», и это неудобно с ее графиком работы.
Согласно расписанию, вечерних электричек в Ивантеевку действительно не так много: если предположить, что человек заканчивает работу в шесть вечера, и ему нужно время, чтобы добраться до Ярославского вокзала или другой станции на этом направлении, то ему подходит только две электрички: в 18:33, 18:51 (эта электричка есть только по будням), и в 19:15. Следующая только через час, в 20:04.
— Нельзя нам, что ли, облегчить путь? Сделать какой-нибудь маршрут не от центра Москвы, а от Медведково, так хоть на Проспекте Мира бы не стояли [в пробке], — предлагает метод решения вопроса Светлана. — Или метро провести? Всё в Новую Москву пускают, а нашу сторону вообще забросили. Я вам так скажу: 316-й [автобус] — это самый больной вопрос для нас, жителей. Аппендицит!
Внутри не так забито, как утром?
Другая пассажирка автобуса, Татьяна, отметила, что сейчас люди хотя бы не набиваются в автобус до отказа, а вот утром спешащие на работу люди «аж дерутся» за место в автобусе.
Бывает такое: просто не влезаешь с утра, потому что едешь не с первой остановки. Пропускаешь автобусы, пока не влезешь. И едет он по пробкам полтора часа с утра. Разве можно стоять по полтора часа перед работой? Это нечеловеческие условия.
— Ивантеевка — это остров ненужных людей, — добавила уставшая Марина, стоящая в очереди. — Мы каждый день так добираемся.
Стоять после рабочей смены по полчаса в очереди — занятие действительно неприятное. И в самом автобусе стоять не хочется. Без пробок он едет до конечной час. Все стараются занять сидячее место.
Залезаю вместе со всеми в автобус. И тут не тесно, даже свободно для часа пик — запрыгивают в него без очереди только те, кто сильно хочет домой и может постоять.
Пробок, несмотря на час пик, почти нет, и доезжаем мы до конечной за указанный на картах час с небольшим.
Будут ли выводить новые автобусы на маршрут?
Как объяснили корреспонденту MSK1.RU в Минтрансе Подмосковья, сейчас на маршруте ездит 21 автобус большого класса с интервалом движения от 5 минут в часы пик. В межпиковое время автобус приезжает примерно раз в 20 минут.
Измерения загруженности салонов автобуса на маршруте № 316 проводятся на ежедневной основе. Причем проверяют этот маршрут несколькими способами: выезжает дежурный специалист и считают количество оплативших проезд пассажиров через данные валидатора.
В ведомстве отметили, что эти автобусы относятся к маршрутам с интенсивным пассажиропотоком, и при необходимости количество автобусов увеличат, однако на данный момент запуск дополнительных автобусов не запланирован.
Вердикт
Мнение корреспондента MSK1.RU: загруженность маршрута № 316 — 9 селедок в банке из 10. Такую высокую оценку приходится поставить из-за впечатляющей очереди в вечерний час пик. Из плюсов — люди не набиваются в автобус так отчаянно, как могли бы, поэтому внутри салона есть, чем дышать. Но это, как говорят жители Ивантеевки, только вечерняя «история» — утром, по их словам, гораздо более тесно.
Селедки в банке — условная единица измерения загруженности маршрута, где 0 селедок в банке — это полностью свободный и комфортный маршрут, а 10 селедок в банке — максимально забитый автобус, в который даже не получается влезть. Единица измерения придумана MSK1.RU для метафорической, наглядной демонстрации загруженности автобуса, времени ожидания и прочих факторов, влияющих на комфорт использования транспорта.
Напомним, материал подготовлен в рамках проекта «Контрольная поездка». В нем мы испытываем на себе самые невыносимые маршруты, по мнению наших читателей. Вы недовольны автобусом в своем районе? Тогда мы приедем к вам.
Ранее мы рассказывали, как в Москве открывали Троицкую линию метро: пришли даже фурри. Почитайте также репортаж из московского автобуса, который перевозит только мигрантов. Ознакомьтесь и с другими выпусками «Контрольной поездки»: например, «в Зеленоград» или «в Долгопрудный».
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».