— Понять, где какая очередь, нереально, перрон физически не вмещает такое количество человек, все толкаются, очереди змейками, — пожаловалась наша читательница Диана. — Зимой вообще не уехать будет!
Автобусы в Балашиху отправляются от остановки «Центральная автостанция» у метро «Щелковская» и едут до Балашихи. Вот как выглядят маршруты на карте:
Корреспондент MSK1.RU в рамках проекта «Контрольная поездка» прокатилась на автобусе в Балашиху, начав с самой первой остановки — у метро «Щелковская». В этом репортаже она поделится своими впечатлениями и расскажет о том, что власти планируют сделать с этим маршрутом в будущем, а также поставит свою личную оценку: насколько пользование маршрутом похоже на ощущение, будто вы с другими пассажирами — селедки, запертые в банке?
«Встал тут, побежал туда — вообще черт-те что»
Час пик, «Щелковская», «Центральная автостанция». По всему перрону раздается равномерный гул эстакады, которая проходит сверху, — в таком дестабилизирующем шуме, после рабочего дня, жители Балашихи вынуждены ждать автобус, который увезет их домой.
Пассажирка подходит к концу очереди, начала которой не видно, и громко спрашивает: «Это на какой?» Ей отвечают: «На 889-й». Она кивает и встает в очередь.
Ее зовут Нина, она едет домой с работы. Женщина стоит в куче людей и старается абстрагироваться от монотонного шума дороги. Мимо нее протискиваются люди, которые хотят пройти к другим перронам. Проход узкий, все толкаются, иногда двигают друг друга руками за плечи.
Люди в очереди оглядываются, не едет ли еще какой автобус. Я спрашиваю пассажиров, всегда ли такая толпа собирается вечером.
— С начала сентября, — отвечает мужчина в очереди.
— Вы что, не видите, сколько народу? — возмущается пассажирка Нина, за которой уже столпились люди.
Думаете, это нормально? Сфотографируйте эту очередь! Это невыносимо уже.
— Зимой хуже будет, — сухо отзывается другой житель Балашихи — Владимир. По его мнению, всё началось после отмены маршрутки № 102к — из-за этого у станции метро «Щелковская» образовываются километровые очереди и толпы пассажиров. — У 102-й свои машины, они останавливались там (на другой остановке, вне перронов. — Прим. ред.). Потоки делились примерно одинаково: что там очередь была, что здесь, а теперь всё в одном месте. Смотрите, вон чехарда какая.
Чехардой Владимир называет ситуацию, когда пассажиры, стоящие в очереди на один автобус, толпой бегут к внезапно приехавшему другому.
Встал тут, побежал туда — вообще черт-те что.
Почему сложилась такая ситуация? Неужели дело действительно только в отмене удобной маршрутки?
В прошлом году МЦД продлили до Балашихи. Вернее, до Железнодорожного. Жители уверяют: к Балашихе эта «ветка» не имеет никакого отношения, поэтому и приходится ездить на автобусах, пусть и перегруженных.
— Я рада за людей, которые там живут, которым удобно ездить на МЦД — жителей Железнодорожного. Пусть у них всё будет хорошо. Но к Балашихе эта станция отношения не имеет. У нас даже в самые худшие времена не возникнет желания ехать туда для того, чтобы добраться до Москвы. Нет ни дорог к станции нормальных, ничего, а дома всё продолжают строить, — пожаловалась корреспонденту MSK1.RU жительница Балашихи Ирина.
Вот всё и едут на автобусах. Муж мой старается выбегать с работы на 15 минут раньше, чтобы в эту молотилку не попасть. Это безобразие, это вредительство.
Добраться до Балашихи на электричке всё же можно: в Реутове пути разъединяются. Но та ветка не включена в тариф МЦД, и проезд стоит дороже. Более того, электрички ходят редко. Вечером, к примеру, перерыв между поездами — час.
Что внутри: духота и нет остановок
— Ты не поверишь, я попал в автобус. Нет, не внесли, даже сам зашел, — смеется мужчина, разговаривающий по телефону. — Скоро буду. И я тебя.
Я сажусь в самый популярный у балашихинцев автобус — № 889. Внутри действительно не так забито, как ожидалось. Только жарко и душно. При движении становится лучше: в автобус залетает воздух через открытые наверху люки.
МКАД — бордовый на картах. Впереди еще единственный выезд в Балашиху с Щелковского шоссе. Автобус, хоть и должен останавливаться до МКАДа минимум на двух остановках, мчится дальше, на остановках водителю машут люди. Я пытаюсь им помочь и нажимаю на кнопку «Стоп», но и ее водитель игнорирует — едет дальше.
Несмотря на это, быстро доехать не получается: стоим на МКАДе и немного стоим на выезде. Всего поездка занимает минут сорок.
Будут ли выводить новые автобусы на маршрут?
Как объяснили корреспонденту MSK1.RU в Минтрансе Подмосковья, эти маршруты обслуживает «Мострансавто».
Измерения загруженности салонов автобуса на маршрутах проводятся согласно плану. Проверяют этот маршрут несколькими способами: выезжает дежурный специалист и считают количество оплативших проезд пассажиров через данные валидатора.
Интервалы движения у автобусов не самые «щадящие» к очередям: на маршруте № 338 — от 20 до 80 минут при среднем пассажиропотоке 63 человека на рейс, на 395-м — от 10 до 90 минут при пассажиропотоке 14 человек на рейс, на маршруте № 384 — от 9 до 90 минут, а средний пассажиропоток составляет 12 человек на рейс. Автобус № 889 ездит в среднем чаще остальных: интервал движения в часы пик — 5–10 минут и до 20 минут — в межпиковое время. Последний маршрут пользуется наибольшим спросом, и именно на него в феврале добавили дополнительные автобусы.
Часть рейсов 889-го маршрута выполняется в экспресс-режиме. Это, как рассказали в минтрансе, способствуют усилению контроля работы на маршруте, а также сокращению интервалов движения.
В ведомстве отметили, что запуск дополнительных автобусов на этих маршрутах в настоящее время не запланирован.
Вердикт
Мнение корреспондента MSK1.RU: загруженность маршрутов в Балашиху — 8 селедок в банке из 10. Такую высокую оценку приходится поставить из-за максимально хаотичной обстановки на «Щелковской» в вечерний час пик: во время ожидания шумно, люди становятся в случайные очереди и бегут между перронами автостанции за разными автобусами. Из плюсов — люди не набиваются в автобус так отчаянно, как могли бы. Но это, как говорят жители Балашихи, только вечерняя «история» — утром, по их словам, гораздо более тесно.
Селедки в банке — условная единица измерения загруженности маршрута, где 0 селедок в банке — это полностью свободный и комфортный маршрут, а 10 — максимально забитый автобус, в который даже не получается влезть. Единица измерения придумана MSK1.RU для метафорической, наглядной демонстрации загруженности автобуса, времени ожидания и прочих факторов, влияющих на комфорт использования транспорта.
Напомним, материал подготовлен в рамках проекта «Контрольная поездка». В нем мы испытываем на себе самые невыносимые маршруты, по мнению наших читателей. Вы недовольны автобусом в своем районе? Тогда мы приедем к вам.
Ознакомьтесь и с другими выпусками «Контрольной поездки»: корреспондент MSK1.RU ездила и в Ивантеевку, и в Наро-Фоминск, и в Зеленоград. Есть и городские автобусы: например, 984-й в Даниловском районе и 319-й на севере Москвы.
MSK1.RU также рассказывал, что жители Балашихи бьют тревогу из-за транспортных коллапсов, дефицита врачей и мест в школах. Местные записали видеообращение к президенту России, надеясь на решение многолетней проблемы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».