Дороги и транспорт проблема «Пострадают все, в том числе пассажиры». Владелец таксопарка — о новой обязательной страховке ОСГОП для такси

«Пострадают все, в том числе пассажиры». Владелец таксопарка — о новой обязательной страховке ОСГОП для такси

Предприниматель объяснил, почему закон почти не применим на практике и как он повлияет на рынок

По словам владельца таксопарка, мало кто в индустрии сейчас понимает, как будет работать новый закон

С 1 сентября этого года вступили в силу новые правила работы для водителей такси и владельцев таксопарков. Теперь вместе с полисом ОСАГО перевозчики должны оформить ОСГОП для такси — полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. Закон активно обсуждается и вызывает много вопросов. И эксперты уже предрекли рост цен на поездки.

В чем же проблема? Почему на деле новые правила оказываются почти не применимыми? Как необходимость оформлять отдельную страховку для перевозчика скажется на цене поездок? На эти вопросы в своей колонке ответил Александр К. — владелец таксопарка.

По закону ОСГОП на транспортное средство оформляет перевозчик. Основное условие при оформлении полиса: и водитель, и автомобиль должны числиться в региональном реестре такси, также у таксиста должно быть разрешение перевозчика.

На покупку полиса владельцам такси было отведено 60 дней. То есть таксисты могут работать без ОСГОП до 31 октября 2024 года включительно. Далее при отсутствии полиса предусмотрены санкции:

  • приостановление или аннулирование разрешения на перевозку;

  • штраф на должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей;

  • штраф на юридических лиц от 500 000 до 1 000 000 рублей.

Должностные лица в данном случае — менеджеры таксопарка, а также таксисты, работающие по ИП.

ОСГОП как страховка уже существует давно, но раньше такой полис применялся только для автобусных перевозок. То есть автобусы давно «запакованы», система уже работает. Правда, стоимость страховки для автобусов в разы дешевле, чем Центральный Банк России определил для такси. Диапазон цен в нашем случае: от 1400 до 5000 рублей. Но страховые компании решили продавать полисы по единой цене — 3400 рублей. То есть к какой бы компании вы ни обратились, вам предложат за страховку для такси именно эту цену.

Но цена — не главная проблема. Дело в том, что полис должен оформлять именно перевозчик, а большая часть рынка такси организована так, что перевозчиком является самозанятый таксист, арендующий автомобиль у таксопарка. То есть таксопарки, у которых есть собственные автомобили, сдают их в аренду водителям. А эти самозанятые водители по закону являются перевозчиками.

Таксопарки не могут самостоятельно купить страховку. Если следовать букве закона, это задача водителя.

Водитель, может быть, и не против приобрести эту страховку самостоятельно, но, так как машина арендованная, если она, к примеру, попала в ДТП или сломалась, если ее нужно отправить в ремонт, водитель вынужден взять другой автомобиль. Автомобили, которые таксист берет в аренду, по тем или иным причинам меняются. А страховка, которую он уже оплатил, не будет распространяться на новый автомобиль, потому что полис привязан и к перевозчику, и к конкретному авто.

Это означает, что водитель должен будет снова заплатить 3400 рублей за страховку нового автомобиля. При этом вернуть деньги за неиспользованную страховку он не может, так как по закону страховую премию можно вернуть только в трех случаях: смерть владельца автомобиля, полное уничтожение автомобиля или его продажа. Ни один из этих случаев не подходит для стандартной ситуации со сменой машины такси.

Страховка создает дополнительные расходы для водителей, они не могут себе позволить каждый раз при смене автомобиля оплачивать новый полис, ведь сначала им нужно «отбить» потраченные деньги.

Новый закон, конечно, скажется и на ценах: раз без страховки водители не смогут работать, предложение на рынке упадет, а стоимость поездки взлетит.

Кроме того, многие компании на рынке такси не до конца понимают, как работает эта система. Есть таксопарки, которые уже приобрели страховки. По оценкам, было куплено около 100 тысяч страховок, 60% из которых были приобретены неверно — их таксопарки оформили на себя, а не на перевозчиков, водителей. Вернуть деньги за эти полисы, конечно, никто не сможет.

Закон уже вступил в силу с 1 сентября, а переходный период закончится 1 ноября. После этого страховка станет обязательной для всех перевозчиков. Министерство транспорта обещает штрафовать нарушителей, а «Яндекс», скорее всего, начнет блокировать машины без полиса. Это значит, что, если на автомобиль не оформлен полис, он не сможет выйти на линию.

Один из способов для таксопарков решить эту проблему — взять на себя роль перевозчика и самостоятельно приобрести страховки на все свои авто. Но для этого нужно оформить водителей в штат. Здесь возникает сразу множество проблем: от «текучки», которая свойственна в этой сфере, до нерегулярности работы таксистов. Некоторые могут выходить только на выходные, кто-то планирует поработать пару месяцев и заняться чем-то другим. Как здесь заключать трудовой договор? Большинство таксопарков на это не пойдут.

В итоге складывается очень непонятная ситуация, и никто не знает, как ее решать. «Яндекс» и другие агрегаторы не дают четких разъяснений, а страховые компании продолжают продавать страховки, хотя многие из них фактически недействительны. Окончательно закон вступит в силу уже на днях, а пока нет ясности, как вся эта система должна работать.

Что думаете о новом страховании?

Всё правильно, пусть страховку покупают водители.
Нужно доработать закон.

Ранее мы публиковали разбор экспертов, как изменятся цены на такси к Новому году. Читайте также об одной из главных проблем агрегаторов такси в Москве — нехватке водителей.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте»

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
«Это развод». Юрист объяснил, как брачный договор может спасти бизнес в случае расторжения брака
Анонимное мнение
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка москвички о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Мнение
«Село Архыз — это Тольятти 90-х»: путешественники оценили кавказский горный курорт. Стоит ли туда ехать
Анонимное мнение
Мнение
Продолжаем прорабатывать травмы? Каким получился второй сезон сериала «Терапия» — рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Пострадают все, в том числе пассажиры». Владелец таксопарка — о новой обязательной страховке ОСГОП для такси
Анонимное мнение
Рекомендуем