В последние несколько месяцев пассажиры Казанского направления (жители подмосковных Шатуры, Куровского и Люберец) регулярно жалуются на опоздания электричек: порой поезда стоят на Черустинской ветке по несколько часов. Еще люди возмущаются старыми вагонами и отсутствием бесплатных пересадок на метро.
Всего в Москве и Подмосковье 11 направлений пригородных поездов. На 8 из них действуют стандарты МЦД — выгодные тарифы, отсутствие дневного перерыва и, конечно же, новые поезда типа «Иволга». При этом только Казанское направление изначально отсутствовало в концепции МЦД — до недавнего времени Ярославское и Павелецкое планировалось объединить в МЦД-5.
Корреспондент MSK1.RU проехался в электричке Казанского направления и выяснил, почему на Черустинской ветке часто происходят сбои и появятся ли там когда-нибудь стандарты МЦД.
Всему виной — километровые «товарняки»?
Казанское направление — одно из самых «малонаселенных» на Московском железнодорожном узле. На ответвлении протяженностью 137 километров находится всего два города: Куровское (население — 20 605 человек) и Шатура (37 294 человека).
Тем не менее для жителей прилегающих деревень электричка — важная связь с большим миром. Для поселка Струя на востоке Подмосковье и вовсе нет никаких альтернатив кроме железнодорожного транспорта.
Всего по Казанскому направлению курсирует около 30 поездов в день — в разы меньше, чем на других направлениях. Поэтому каждое опоздание или отмена больно сказывается на людях.
— У меня сын иногда из Шатуры в Куровскую по полтора-два часа едет в электричке. Сама была свидетелем, как девочке стало плохо, потому что электричка полтора часа в Подосинках стояла, — пожаловалась местная жительница корреспонденту MSK1.RU.
— Здесь не будет МЦД, здесь не будет дешевых билетов и новых электричек. Мы уже смирились с этим. От Выхино до Шатуры [проезд] стоит 380 рублей — многие зайцем ездят. А что поделать? — возмущается другая пассажирка.
По статистике базы данных железнодорожного транспорта RailGallery, в депо «Куровское» уже на протяжении нескольких лет передаются старые электрички типа ЭД4М с тех направлений, где уже ввели МЦД.
При этом Казанское направление очень популярно в сфере грузоперевозок — через Черустинскую ветку проходит самый короткий железнодорожный путь в Сибирь.
Депутат Госдумы Геннадий Панин сообщил MSK1.RU, что он направил запрос в Министерство транспорта РФ по поводу постоянных сбоев на Казанском направлении. Ответ пришел следующий:
«Задержки пригородных поездов были связаны со сбоями в графике движения поездов по причине несвоевременного отправления грузовых поездов и допущенными технологическими нарушениями. За 13 дней октября 2024 года на станциях Шатура и Черусти количество задержанных пригородных поездов по отправлению снизилось на 24%, а по прибытию снизилось более чем в два раза (65%)».
А что там с МЦД?
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков рассказал MSK1.RU, что, по его мнению, отсутствие стандартов МЦД на Казанском направлении — большая несправедливость.
— Я считаю, что нужно было эту систему вводить примерно на одинаковые
от Москвы расстояния, по всем направлениям. Потому что иначе получается, что восемь направлений у нас в привилегированном положении. На Казанском направлении еще и наиболее старый подвижной состав. А по МЦД ездить дешевле, чем не по МЦД, — заверил Янков MSK1.RU.
Я считаю, что это на самом деле свидетельствует
об изначальной непродуманности концепции МЦД.
Транспортный аналитик Владислав Булгаков в разговоре с MSK1.RU поделился альтернативной точкой зрения. По мнению эксперта, МЦД для Черустинской ветки попросту нецелесообразен.
— Там вообще нет каких-то сильных станций по пассажиропотоку. Какой смысл туда интегрировать МЦД? Вы должны понимать, что все эти тарифы — издержки для бюджета Москвы и области. Если условный Подольск хоть как-то отбивает затраты, то здесь точно ничего не будет. Шатура — и та далеко.
Казанское направление точно не добавится в эту систему. Сильно сомневаюсь, что там будут когда-нибудь высокие потоки.
MSK1.RU направил запрос в пресс-службу Московской железной дороги для уточнения деталей вокруг постоянных сбоев на Казанском направлении и возможности введения здесь тарифов МЦД. Нам ответили следующее:
— Периодические задержки пригородных электричек на Черустинской ветке Казанского направления МЖД происходят по техническим причинам. Московская железная дорога принимает все необходимые меры для того, что чтобы сократить время задержек электричек в пути.
Также сообщаем, что вопросы тарифной политики Московских центральных диаметров находятся вне ведения ОАО «РЖД».
Как вы считаете, поможет ли МЦД Казанскому направлению?
Ранее MSK1.RU писал про то, как Московский комитет по архитектуре и градостроительству приостановил планировку трассы МЦД-5.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».