На днях мы писали про то, как заморозка проекта МЦД-5 «оставила за бортом» больше миллиона жителей северо-востока Подмосковья, вынужденных ездить на старых электричках Ярославского направления без удобных пересадок и выгодных тарифов.
В комментариях под материалом люди справедливо возмутились и жители домов, расположенных на другом конце обещанной Собяниным МЦД-5.
— А про Павелецкое направление, как всегда, забыли. Такие же гнилые вонючие двадцатилетние поезда, — пожаловался наш читатель.
Исправляемся: редакция MSK1.RU подсчитала, сколько жителей южных районов Москвы и Подмосковья осталось без современного транспорта. Рассказываем, почему проект МЦД-5 был критически важен для них.
За 10 лет население городов выросло в два раза
По информации замдиректора института Генплана Москвы Игоря Бахирева, на Павелецком направлении электричек ездят не больше 15 тысяч пассажиров в час. Это, конечно, не так много, как на северо-восточном конце МЦД-5, но свой поток у Павелецкого направления имеется.
Прежде всего МЦД-5 ждали жители двух районов на южной окраине столицы: Бирюлево-Западное и Бирюлево-Восточное. Они отрезаны от основной части Москвы промзоной и лесопарком, а метро сюда придет только к 2030 году.
К тому же трасса Бирюлевской линии будет настолько кривой, что быстрая электричка до «Павелецкой» Кольцевой линии (23–25 минут) выглядит предпочтительней поездки до станции «ЗИЛ» через Курьяново и Нагатинский затон.
Что касается городов Подмосковья, то в Видном и Домодедово за последние 10 лет население увеличилось ровно в два раза в каждом. В основном из-за ввода новостроек с дешевыми квартирами.
Итого, на юге чуть больше полумиллиона человек остались без МЦД-5. Это меньше, чем в Балашихе, но побольше, чем в Сочи.
«С деревянными сидениями, без кондиционеров и со сломанными дверьми»
Согласно базе данных ж/д транспорта Railgallery, средний возраст электропоездов ЭД2Т и ЭД4М, обслуживающих Павелецкое направление, — 17 лет (данные взяты по депо «Домодедово»).
— Есть относительно новые, но и немало суперстарых электричек: с деревянными лавками, без кондиционеров и со сломанными дверьми, — рассказала MSK1.RU жительница Домодедово Елизавета. — Летом там просто невозможно ездить: парилка полная. Попасть в поезд с кондиционером — нереальная удача, потому что их очень мало.
Еcли бы был график, как на МЦД, было бы намного комфортнее.
Пассажиров Павелецкого направления не устраивает высокая стоимость билетов: билет от Павелецкого вокзала до Домодедово стоит 176 рублей. Для сравнения: жители Подольска и Зеленограда (где уже есть МЦД) платят за поездку 76 рублей или вовсе экономят, покупая проездной). При этом они не должны отдельно доплачивать за пересадку на метро.
Бирюлевец Максим поделился с MSK1.RU идеей сделать Павелецкое направление отдельным радиусом в системе МЦД.
— Для Бирюлево ужасно, что приостановили проектирование МЦД-5. Диаметр с подземным участком не так уж и нужен. Важнее нормальное расписание и единая система оплаты, — сообщил MSK1.RU Максим. — Если это реально, на Павелецком направлении можно создать радиус: организовать движение на всех остановках с короткими и стабильными интервалами. Для начала хотя бы сделать бесплатную пересадку и включить поездки в абонемент транспорта.
Про закупку новых поездов вообще молчу, этого тоже ждем, но пока что перспективы выглядят грустными.
«Сама идея с самого начала вызывала сомнения»
Транспортный аналитик Владислав Булгаков прокомментировал предложение Максима. По мнению эксперта, низкий (относительно других направлений) пассажиропоток вполне бы себе позволил ввести тарифы МЦД на Павелецком радиусе, не боясь, что электрички «лопнут».
— Единственное, что меня в этой ситуации беспокоит, так это организация движения на самом Павелецком вокзале. Когда поезда будут ходить с интервалом 5 минут, возможно, придется строить дополнительные пути, — объяснил MSK1.RU Булгаков. — Что касается метро в Бирюлево, то я вообще не понимаю, как можно было спроектировать такую максимально кривую линию.
В Москве метро строят в первую очередь не там, где надо, а там, где в легче рыть туннели.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков объяснил MSK1.RU, что ввести тарифы МЦД на Павелецком направлении прежде всего мешает имидж.
— Они назвали это «диаметр», и им теперь сложно выкрутиться. Если бы они другой бренд придумали, например, «быстровоз», то спокойно можно было бы с этой шапкой быстровоза сделать и диаметры, и радиусы, — рассказал MSK1.RU Янков. — Вторая причина — что денег жалко. Думаю, рано или поздно, конечно, это произойдет,
и они распространят тарифную систему на все направления.
На самом деле, сама идея связи Ярославского направления с Павелецким с самого начала вызывала сомнения.
Что делать с Павелецким направлением?
MSK1.RU направил запрос в пресс-службу Московской железной дороги, чтобы уточнить, когда на Павелецком направлении появится новый подвижной состав.
Ранее мы рассказывали, куда могут продлить новые линии московского метро. Почитайте еще, какие станции планируют открыть в 2030 году. Также мы показывали, как идет строительство Бирюлевской линии метро.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».