Страна и мир мнение Пьяные «русские», унижения от туристов и сказочные прогулки: россиянка — о работе гидом в Турции

Пьяные «русские», унижения от туристов и сказочные прогулки: россиянка — о работе гидом в Турции

Спойлер: здесь лайфхаки для путешественников, личный опыт и треш-истории

Журналистка UFA1.RU Эльза Исламова рассказывает о личном опыте работы и жизни за рубежом

Работать за границей — мечта многих россиян. Казалось бы, что может быть лучше зарабатывать деньги, где есть море, солнце и пляж? Среди таких энтузиастов была некогда и наша коллега, журналистка UFA1.RU Эльза Исламова. Она была трансферным гидом международной туристической компании в Алании, встречала и сопровождала гостей в аэропорт/отели или на экскурсии. Но после этой, казалось бы, «лайтовой» работы у нее остались далеко не только приятные впечатления. Публикуем ее честный рассказ, а также — лайфхаки для туристов.

Работа мечты

Несмотря на то, что я уже работала журналистом, мне пришла идея сделать небольшой перерыв и уехать за рубеж на летний сезон. Задача оказалась мне под силу: прошла собеседование, оформила документы, и вот она я, лечу в Турцию.

Надо признать, что идея пожить некоторое время за границей была весьма неплохой — я многому научилась и переняла опыт своих коллег, которые работают в туризме уже не первый год и не только в Турции. Самое главное, что я уяснила — нужно всегда оставаться спокойной, не истерить и не нервничать. Звучит довольно просто. Но поверьте, в процессе работы происходит масса казусов и проблем, от которых хочется лечь и рыдать навзрыд. Сегодня я расскажу парочку треш-историй, которые остались в моей памяти.

Из отеля до аэропорта за 5 часов

Свой первый рабочий день я запомню навсегда. Не знаю, чем руководствовались мои начальники, когда сразу же дали мне огромный автобус на 40 туристов (8 отелей). Видимо, я была слишком болтливой, поэтому руководители решили, что я справлюсь. И я справилась, правда наполовину.

Забрать всех туристов из отелей вовремя — дело нехитрое, а вот объяснить водителю на турецком языке, куда ехать — уж простите, под силу не каждому. Так сложилось, что водитель по имени Ахмет (да-да, я запомнила) не знал маршрут, поэтому я была его навигатором. К слову, турки очень вспыльчивый народ, поэтому общаться нужно с ними как можно деликатнее. Так я и делала, но и это не помогло: мы опаздывали в каждый отель как минимум на 15 минут. Представьте разъяренных туристов, которые боятся пропустить свой самолет домой? Весь негатив выслушивать приходилось мне.

Маршрут должен был занять максимум 2,5–3 часа. Берем в расчет 8 отелей и дорогу от Алании до Антальи, ведь именно там находится международный аэропорт, откуда вылетают все туристы. Но не тут то было. Мой первый выезд в аэропорт составил 5 часов! Спрашиваете почему? Объясняю: помимо того, что из-за водителя мы опаздывали в каждый отель, так еще и на трассе случилась жуткая авария. Дорогу перекрыли, образовалась немыслимая пробка. Поэтому Ахмету пришла в голову идея поехать в объезд. К тому моменту на меня ополчился весь автобус. И я их понимаю — туристы могли опоздать на своей рейс до Киева. Благо, сотрудники аэропорта Антальи были в курсе ЧП и переносили время вылета на некоторое время.

ДТП с участием автобуса

Как часто вы видите новость, что автобус с туристами попал в аварию? В Турции подобные ДТП не редкость. К счастью, обычно всё ограничивается только механическими повреждениями транспортных средств. Так уж сложилось, что и мой автобус попал в небольшое ДТП. Но давайте обо всем по порядку.

Фото: Эльза Исламова

Обычный рабочий день, всё как всегда. На мою радость водитель был мне знаком, я не раз с ним каталась в аэропорт и обратно. Он знал весь маршрут, все отели, поэтому я не переживала. Мы подъезжаем к пятому отелю, водитель помогает грузить чемоданы туристов в багаж, как вдруг мы слышим громкий хруст. Айдар (имя изменено. — Прим. ред.) бросается к задней части автобуса, а за ним бегу и я. Перед нами картина маслом — молодая турчанка не справилась с управлением и врезалась в бампер. Все в шоке, туристы в том числе. Смотрю на них и забегаю в салон, чтобы успокоить, хотя сама не на шутку перепугалась,

ДТП произошло 23 октября 2021 года

Стоит отметить, что наш автобус значительно не пострадал, чего не скажешь о машине молодой девушки. Как позже выяснилось, турчанка позвонила своему отцу и попросила его приехать на место ДТП, чтобы урегулировать проблему. Мужчина подъехал весьма быстро, и они с Айдаром сошлись на определенной сумме компенсации. Самым забавным было то, что мои туристы (30 человек) с интересом наблюдали за происходящим и потом просили меня узнать у водителя, сколько же заплатил отец виновницы ДТП. К слову, как бы я ни пыталась, но Айдар так и не назвал мне сумму.

Поднял руку на гида

Одним из самых неприятных моментов работы гидом стала стычка с водителем около пятизвездочного отеля NOXINN DELUXE HOTEL. Кто хотя бы раз там останавливался, тот знает, какой маленький узкий подъезд к отелю. Там едва вмещается габаритный автобус, что уж говорить о нескольких машинах за раз.

Мой рабочий день уже заканчивался, а NOXINN DELUXE HOTEL был моей конечной остановкой. Мы подъезжаем к отелю и видим, что спереди путь перегораживает микроавтобус. Я решила выйти и попросить мужчину переставить свое транспортное средство, на что я услышала трехслойный мат. Примечание — со всеми водителями я вела диалог не на английском, а на турецком языке. Причину гнева у водителя я так и не поняла, в то время как он уже как фурия вылетел из автобуса, поднял на меня руку и замахнулся. К счастью, ко мне подбежал сотрудник отеля и защитил меня.

Добирались до корабля на лодке

Одна из моих любимейших экскурсий была дневная прогулка на корабле Barbossa. Мне нужно было лишь собрать туристов из отелей и привезти их на корабль, всё. Остальные 4 часа я отдыхала и наслаждалась видами на Аланию. Но не в этот раз. Перед выездом каждому гиду дают программу, где расписаны отели и имена/фамилии людей, купивших экскурсию. Я собрала людей по списку, никого не забыла, всех проверила. Уже едем на пирс, как вдруг на рабочий телефон звонит оперейшен (человек, ответственный за работу гидов) и говорит, что я оставила туристов из Киева в отеле. «Этого не может быть», — говорила я и еще раз перепроверила людей. Ошибки с моей стороны не было.

Фото: Эльза Исламова

Оказалось, что двоих людей внесли в список в самый последний момент, меня об этом не предупредили. Корабль отчаливал в 10 утра, а в 09:55 мне звонит отельный гид (человек, который продал туристам экскурсию) и говорит, чтобы я задержала отправление корабля. Просто представьте мое состояние в тот момент! Я стою на пирсе, сотрудники морского судна уже готовятся к отплытию, а я бегу к ним и на своем ломаном турецком языке прошу их мне помочь. И они помогли! Сначала дали десять минут на «подождать», а после один из мужчин сказал, что воспользуемся вторым вариантом. В тот момент я не поняла, что это за «второй вариант», но делать было нечего — я согласилась.

Путь до корабля

Как оказалось, запасной план заключался в том, что корабль отчалил, а я с сотрудником судна ждала туристов до победного. На вопрос, как мы будем добираться до Barbossa, мужчина ответил «На лодке». Признаюсь честно, я думала, что он шутит. Но нет. Как только приехали украинцы, мы сели в лодку и поплыли к кораблю! На мое счастье, туристы оказались молодыми ребятами, для которых эта авантюра казалась ярким приключением в их отпуске.

— Да классно, мы купили тур на корабль, а еще и на лодке покатались. Два в одном! — сквозь смех говорили ребята.

Пьяные «русские» из Риги

Легенды и байки о туристах из стран СНГ слышали все: они пьют алкоголь, грубят и отдыхают как в последний раз. Скажу вам откровенно — такие экземпляры попадались и мне. Но не только «русские» (для всего остального мира выходцы СССР воспринимаются так) чудят. Помню, как однажды меня удивил рейс из Риги (Латвия). Как рассказали мне туристы, компания молодых девушек начала употреблять горячительные напитки еще в самолете. Поэтому перед прибытием в Анталью латыши уже были подшофе.

Я пыталась их успокоить, разговаривала с ними и просила не буянить — стандартный набор действий трансферного гида при посадке пьяных людей в автобус. Как потом стало известно, одна из девушек вскоре должна была выйти замуж, а поездка в Турцию — это девичник перед торжеством. Доехали до Алании мы без происшествий, но по прибытии в отель начался треш. Добавлю, что отель туристок был последним в программе, так что мне не терпелось поскорее оказаться дома и принять холодный душ. Но у латышек были свои планы, точнее — у одной из них. Девушка напилась так, что отказывалась выходить из автобуса. А попытки что-либо объяснить ей закончились фонтаном из алкоголя. Представили мой шок? Весь салон автобуса был в пиве. Я боялась смотреть на водителя, который уже сверлил своим взглядом девушку.

На помощь пришли друзья девушки, которые хоть и были в нетрезвом состоянии, но всё же поняли, что начудила их подруга. Спустя полчаса латышка всё же вышла из автобуса и, конечно, не забыла обматерить меня и водителя. А после мы с водителем мыли полы внутри транспорта.

Вывод

Кто такой сотрудник туристической компании? Это и нянька, и друг, и гид в одном лице. Если вы думаете, что работа в туризме легка, то вы сильно заблуждаетесь. Вышеописанные истории — это всего лишь маленькая часть происходящего на курорте. К слову, в 2022 году туризм снова под угрозой — после 24 февраля образовался риск, что гиды не смогут работать за рубежом.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем