Лина Рыхтикова, бывший юрист-международник Совета Федерации, и ее 24-летний сын Александр уехали из России после того, как она вернула сына из венгерского миграционного центра на родину. До этого ее сын, который получал образование в Чехии, пропал почти на полгода. Спустя время, уже после начала спецоперации, его нашли в венгерской «тюрьме для беженцев» без документов и вещей.
Сбежал от армии за границу
Эта история длится уже четыре года. В 2018-м Александр Рыхтиков поехал получать образование в Прагу. Произошло это, можно сказать, случайно. До переезда в Чехию он отучился год во ВГИКе на режиссера. Что-то не задалось, и Александр перевелся в ВШЭ, тем самым лишившись отсрочки от армии. Парню пришла повестка. Год топтать плац в планы студента не входило, поэтому он решил уехать из России и учиться дальше за рубежом. В Чехии он поступил в частный университет, началась счастливая студенческая жизнь.
Но оказалось, у чехов довольно ксенофобские взгляды по отношению к русским. Лина Рыхтикова уверяет, что россиян там активно притесняли еще до спецоперации. Александру приходилось драться за то, что он говорит по-русски. Из-за происхождения он не мог снять себе жилье. Были конфликты и с руководством вуза. В общем, по словам Рыхтиковой, масса проблем в Чехии возникала из-за того, что Александр родился в России. Впрочем, земляки обошлись с ним тоже не лучшим образом.
— Саша решил снимать комнату в «трешке» у своих друзей, — рассказывает Лина Рыхтикова. — Они тоже приехали учиться из России. Друзья оказались так себе, сдавали комнату мошенническим путем, а потом просто выгнали Александра на улицу, когда он заболел коронавирусом. Нам он ничего не говорил. С сентября мой сын попросту бомжевал. Заряжал технику на вокзале, подключался к Wi-Fi в «Бургер Кингах» — готовился к парам. Несколько раз его избивали, обворовывали. В конце ноября на него напали, отняли какие-то вещи, забрали гитару и всю электронику, в том числе и телефон. Поэтому он не мог даже нам позвонить.
«Полиция отказывалась возбуждать уголовные дела. С каждым днем положение Саши становилось всё хуже и хуже»
Борцы за правопорядок однажды избили Александра. Как рассказывает его мать, он долго сидел в кафе, и официантам якобы не понравилось, что студент заказал только одну чашку кофе. Работники начали конфликт, а потом вызвали полицию. Приехавшие полицейские, со слов Лины, ударили Александра после того, как он потребовал от них представиться. «Я перед тобой, русская свинья, еще представляться буду?!» — вспоминает Рыхтикова пассаж силовика со слов сына.
Попал в беду — отправили в тюрьму для беженцев
Лина Рыхтикова только после звонка из полиции узнала, что с ее сыном. Александр наконец-то связался с родителями и рассказал о своих злоключениях. Те выслали ему деньги. Парень решил уезжать из Чехии. Александр думал переехать в Польшу, продолжить обучение там. Родители поддержали решение. Рыхтиков подготовил документы на перевод в университет Вислы, но как раз в этот момент началась спецоперация, и поляки отказались выдавать визы студентам из России. И вдруг Александр пропал снова. Перестал выходить на связь. Испуганная мать стала искать сына в очередной раз.
— Я не знала, что делать и где его искать, — вспоминает Лина Рыхтикова. — Не могла до него дозвониться. А потом мне позвонили из венгерской полиции. Мне по телефону говорят: «Вы знаете, в каком виде мы нашли вашего сына? В одной футболке, в джинсах, в шикарных кроссовках и без носков». На нем не было верхней одежды. Оказалось, Саша поехал в Венгрию. Он боялся, что чехи начнут гонения на русских. По приезде в страну его полностью обокрали.
«Без документов Александру пошел за помощью в полицию. Они не стали ему помогать. Его просто взяли и отправили в тюрьму для беженцев»
Краткосрочное возвращение на родину
Далее Рыхтикова отправилась спасать сына. Сложно описать все круги бюрократического ада, которые она прошла, чтобы приехать туда и добиться разрешения отпустить Александра на родину. В итоге семья воссоединилась, Александр наконец-то в мае вернулся домой. Теперь оставалось только вылечить болезни, которые Александр подхватил из-за босяцкого образа жизни, и эпопейную историю можно считать законченной. Но служба в армии замаячила вновь. Было принято решение ехать из страны. Опять.
— Саше нужно было лечиться от болезней, которые возникли у него после коронавируса. Лечиться мы решили заграницей, где нет нервного состояния, где нет призыва. Саша восстановил утерянный загранпаспорт, и как только он его получил, мы отправились путешествовать по странам, где еще действует безвизовый режим для россиян. Не скажу вам, где мы сейчас, ради безопасности Саши. Мы кочуем и осваиваем на себе отношение к русским. Саша пишет музыку, снимает клипы. Продает свое творчество. А я ему создаю быт и правовое сопровождение, а также занимаюсь финансами. А еще он пишет книгу, — говорит Рыхтикова.
«Считает, что он должен быть миссионером. Доказывать всем, что русские — это нормальные люди»
Хотя злоключения в Чехии и Венгрии уже позади, Лина Рыхтикова до сих пор с ужасом думает о том, что переносят российские дети, которые поехали учиться в Европу. По ее мнению, которое она хочет донести до детей и их родителей, европейцам нужна дешевая рабочая сила, которую представляют незащищенные, не знающие своих прав мигранты из России. Поэтому, мол, стремиться туда не стоит.
— А на самом деле чехи не могут нам простить 1968 год, ввод войск, — уверена Рыхтикова. — И они отыгрываются на наших детях где могут.
«Наши дети — студенты, выпускники университетов — работают там поломойками и грузчиками. Их никуда больше не берут работать»
— Они переплачивают за жилье. Им не оказывают медицинскую помощь, — продолжает она. — Чехи как будто передают ненависть к нам генетически своим детям. Чехам особо нечем хвалится, разве что их древними Университетами, которые они превратили не в кузницу знаний, а подготовку СНГ-шных рабов для Европы. Европа утомлена арабами-мигрантами, с которыми они уже не справляются, как в Лондоне и во Франции. Европе нужны рабы-славяне. Они спокойнее, терпеливее, ментально и внешне похожи. Но ими легче управлять, чем мигрантами-арабами. И они приезжих детей из СНГ затачивают под свою систему. И с самого начала приучают, что дети из СНГ в Европе никто и ничто. Все терпят, потому что считают, что в СНГ нет перспектив для большинства молодежи.
Ранее российская студентка, которая учится в Праге, рассказала нам о том, какие отношения сложились у чехов и русских на фоне военной операции и грозит ли россиянам отчисление из зарубежных вузов. Мы также рассказывали историю москвички, которая эмигрировала в Грузию, бросив университет.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».