В апреле 2022 года 48-летний москвич Владимир Угрюмов — бывший священник — отправился пешком в путешествие по России. Он преодолел более четырех тысяч километров, побывал в нескольких десятках городов, спал в палатке, добывал пропитание в лесах для того, чтобы дойти до Дагестана, где случайно обрел семейное счастье — нашел жену.
Владимир, а ныне Саид Мухамед — такое имя москвич получил после принятия ислама — рассказал MSK1.RU, как из христианина стал мусульманином, зачем прошел столько километров, лишившись почти всех земных благ, и объяснил, чем живет настоящая Россия.
От Христа к Аллаху
Несколько лет назад Владимир Угрюмов работал клириком в Христорождественском соборе, что недалеко от Рязанского кремля. Хотя сам родился и вырос в Москве, долгое время прожил практически в самом центре столицы. Как он говорит, «знает практически каждый камешек в родных краях».
Его родители помогали возводить здесь храмы. Но в один из дней во время работ погибла мать Владимира, случайно упав со строительных лесов. Отец москвича не выдержал горе и пытался покончить с собой.
До работы священником, в 1996 году, москвич окончил факультет филологии и культуры. Должен был работать завучем в школе, но решил пойти по другому пути. Пытаясь справиться с трудностями в личной жизни, Владимир посвятил всю свою жизнь молитвам и служению в рязанском храме.
— Священником я стал в 90-е годы. Тогда как раз активно строились храмы, а у меня душа горела, хотелось тоже к чему-то руку приложить и помочь, как папа с мамой. Начал участвовать в строительстве. Сам 150 килограммов болгарки перерезал, чтобы один из них построить, а потом беда в семье, — вспомнил о прошлом Владимир.
Прихожане до сих пор вспоминают о нем и поздравляют с православными праздниками. Многие из них знают, что у священника нелегкая судьба.
— Конечно же, помним мы его, — рассказала «КП» сотрудница храма. — Очень тяжелая ситуация с ним произошла и неприятная.
Через несколько лет службы Владимир вновь столкнулся с проблемами из-за церкви. Он самовольно оставил приход, поэтому его отстранили от службы в храме.
Угрюмову запретили занимать должность священнослужителя. Владимир также теперь не может преподавать благословения и носить наперсный крест.
Но какое-то время распространялось мнение, что отлучили его от церкви из-за того, что Владимир любил изрядно выпить. Хотя сам москвич отрицает это. Позднее стало известно, что он просто выбрал мусульманскую веру, а точнее, как говорит мужчина, «ислам сам выбрал его».
— Раньше я совершал в прошлой жизни бездумные действия, занимался легкой атлетикой много лет. Бегал — каждый год прибавлял по километру. Но это была гордыня, выпячивание своего «я». Недавно, 19 февраля, я принял ислам и, может быть, в чем-то изменился, — писал Владимир после принятия ислама.
«Некоторые бывшие и настоящие друзья меня не понимают, но это решение, о котором я думал очень давно»
Из Москвы в Мекку
После обретения новой веры Владимир отправился в хадж (паломничество. — Прим. ред.). Прочитав мусульманские писания, он решил, что необходимо дойти до святых мест и узнать культуру своего народа. У него был рюкзак с палаткой, старенький телефон с интернетом и немного наличных денег.
— Я раньше был как обычный человек. Находился в рамках, не мог никак изменить свою жизнь. У меня была семья, которая, к сожалению, осталась в прошлом. Был похож на такую черепаху в панцире: работа, дом и снова работа. Когда стало совсем тяжко, то принял решение отправиться в путь. За спиной рюкзак, а вокруг — свобода.
Как говорит Владимир, «примером для подражания стал путешественник Федор Конюхов, который отправился в кругосветное путешествие».
По словам Владимира, начало пути было для него сложным. За несколько месяцев он прошел Московскую, Рязанскую, Астраханскую, Волгоградскую, Тамбовскую области. Побывал также в нескольких республиках.
— Я вышел из Москвы с проспекта Мира, поначалу было очень тяжело. Казалось, что каждая станция метро бесконечная, вот эти перегоны длинные. А когда я уже прошел 150–200 километров, то перестал замечать столбы, отмечающие расстояния. Я смотрел не на время, а на закат солнца. Если оно заходит, значит пора останавливаться, — поделился бывший священник, принявший ислам.
Помимо центральной части России, Владимир Угрюмов побывал в Калмыкии, Дагестане, Чечне, Ингушетии и Северной Осетии. Для москвича этот маршрут был настоящей мечтой. Он рассчитывал расстояние и точки привала специально на компьютере. Ему предлагали помощь и сопровождение в виде скорой помощи, но он отказался, чтобы пройти этот путь самостоятельно.
— Первоначальная нитка маршрута проходила через Азербайджан, Иран, Ирак и Саудовскую Аравию. Но политическая ситуация нестабильна, сложности получения визы или невозможность пешего прохождения границы между Россией и Азербайджаном сыграли свою роль, и маршрут изменился. Сейчас мы находимся в Рязани, чтобы получить визу, — рассказал путешественник.
«Это удивительное чувство, когда ты видишь закаты и рассветы, находясь в глуши. Возникало чувство абсолютной свободы»
Помимо многообразия природы и культуры мест, где побывал Владимир, его поразили люди. Бывший священник, который большую часть своего времени в «прошлой жизни» проводил только в храме, был удивлен гостеприимству некоторых народов.
— Больше всего удивили люди, которые были рады мне, хотя я для них чужой человек, — вспомнил Владимир. — Когда дошел до Дагестана, местные встречали с песнями, плясками, на больших машинах. А у меня за спиной был только рюкзак с палаткой, где я и спал, и жил, — больше ничего не надо было. Когда хотелось побыть с людьми, то приходил в гости, многие звали к себе.
Шел до святынь, а нашел жену
Бывший священник пошел в паломничество, чтобы добраться до святых мест, а в итоге нашел жену. По словам Владимира, «больше всего в ней нравится ее стряпня». С молодой женой он собирается продолжить свой маршрут, сделав его семейным.
— Я дошел до Дагестана, а там познакомился с супругой. Она у меня чудесная, прекрасно готовит, — с улыбкой сказал Владимир. — Хочу в Дагестане остаться жить, поэтому и вернулся в Рязань, чтобы все документы забрать. Понял, что разнообразие природы, языков и людей — то, что нас отличает от многих других.
На Кавказе ему тоже пришлось столкнуться с местной культурой. По его словам, там практически никто не пьет алкоголь, а гостей, пускай и незваных, встречают с широкой душой.
— Удивительно, когда идешь пешком, совершенно другие ощущения испытываешь. Когда оказался на Кавказе, то думал, что там люди злые, оружие повсюду: клинки, пистолеты, конфликты только драками решаются. А оказалось, что все ножи у них тупые, а люди по-настоящему добрые. Они не любят риск. Многие из них сначала вообще не понимали, зачем я отправился в паломничество, — поделился бывший священник.
В некоторых путешествиях Владимира происходило и так, что некоторые маршруты он знал лучше местных жителей. Этому открытию они очень удивлялись.
— У меня был случай смешной, я ехал на машине с крановщиком. Он говорит: «Я эту дорогу знаю наизусть. Я здесь езжу 50 лет». Я ему отвечаю: «Нет, я эту дорогу знаю лучше». Мужчина не поверил. На что я ему: «Вот сейчас здесь будет кустик, а там дерево». Он спросил: «Ты кто? Я не могу понять». А я ему в ответ: «Я здесь всё пешком прошел».
«Границы только у нас в головах»
По словам Владимира, трудности во время путешествия возникли из-за границ, через которые было сложно переходить.
— Самой тяжелой была Калмыкия, потому что там постоянно песчаные бури. На российско-азербайджанской границе вообще не пропускали, а у меня выбора не было. Я пошел через Грузию, добрался до Верхнего Ларса, что и стало моей ошибкой. Ситуация там очень сейчас тяжелая. Половину автобусов просто разворачивали. Но я не унываю, попробую через Казахстан. К тому же маршрут по России завершен, будем двигаться дальше.
Владимир также высказался по поводу скандала вокруг строительства мусульманского храма, рассчитанного на 60 тысяч человек, который, по одной из версий местных жителей, собрались возводить около Святого озера в Косино-Ухтомском районе Москвы. По его мнению, храм нужен, но не ценой конфликта.
— Мусульмане пойдут строить православный храм, а христиане — мечеть. Не вижу смысла в этой борьбе. Будет красота, когда мы будем друг другу не противостоять, а помогать. Ассимиляция народов происходит постепенно некой интеграции.
После завершения маршрута у Владимира есть планы. Одна из его целей — написать книгу о своих странствиях.
— Мы скоро завершим наш маршрут, уже вместе с женой. А в конце путешествия вижу себя журналистом или писателем, очень много материала у меня после путешествия. Пишу стихи и книги. Также хочу работать с детьми. Планирую остаться жить в Дагестане.
Что еще почитать
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».