Страна и мир Спецоперация на Украине Частичная мобилизация в России мнение «У многих русских был потерянный взгляд». Москвичка поделилась тяжелыми и смешными воспоминаниями о релокации в Турцию

«У многих русских был потерянный взгляд». Москвичка поделилась тяжелыми и смешными воспоминаниями о релокации в Турцию

Светлане пришлось преодолеть языковой барьер в Бурсе и увидеть ужасы недорогих cтамбульских квартир

Стамбул произвел на Светлану хорошее впечатление, но найти квартиру в период мобилизации там не удалось

Светлана и ее жених покинули Россию после объявления частичной мобилизации осенью 2022 года. Молодые люди решили обосноваться в Стамбуле, но из-за наплыва релокантов цены сильно выросли. Тогда они уехали в нетуристическую Бурсу и столкнулись с языковым барьером, из-за которого несколько раз попадали в комичные ситуации. Девушка рассказала нам, как происходили случайные встречи с другими россиянами, как выглядит самая дешевая турецкая квартира и какое «шелушащееся» блюдо можно заказать в местном кафе.

Изнанка Стамбула, похожая на тюрьму

Еще до объявления мобилизации у нас с женихом был куплен тур в Стамбул на октябрь. Мы решили совместить отпуск и возможную релокацию, поэтому взяли с собой как можно больше вещей, теплую одежду и даже умные весы. Решили посмотреть, как там живется, а уже потом думать, оставаться или ехать домой.

Мы приехали и не знали, что делать: то ли осматривать достопримечательности, то ли бежать выбирать квартиру на долгий срок. Это была самая нервная поездка в моей жизни: первые несколько дней мы просто с грустным видом слонялись по туристическим местам. Потом все-таки решились на поиск жилья. В Турции можно скачать приложение Sahibinden, переводится как «От собственника». Там есть долгосрочная и краткосрочная аренда, публикуются предложения как от риелторов, так и от владельцев квартир.

Риелторы называли релокантам цены в 2–3 раза дороже, чем указано в объявлении

Чтобы жить там дольше трех месяцев, нужно сделать вид на жительство, но не во всех районах Стамбула и регионах Турции это возможно. То есть бывают закрытые для ВНЖ локации, с этим тоже нужно разобраться.

У нас были накопления, но, если бы мы сняли жилье в Стамбуле, пришлось бы потратить всё. Деньги откладывали на первый взнос на квартиру в Москве очень долго, не хотелось это всё терять.

Самые дешевые варианты в Стамбуле стоили от 1000 долларов в месяц, причем нужны депозит и оплата за несколько месяцев вперед. Более-менее доступное жилье мы нашли в Facebook (запрещено в РФ. — Прим. ред.). Это было объявление от собственника, женщина сдавала свою квартиру примерно за 25 тысяч рублей в переводе на наши деньги. Но на месте оказалась ужасная, убитая каморка. Там был какой-то напольный унитаз, совмещенный с душем. В студенческие годы я жила в общежитии в Казани, там обстановка и то была поприятнее.

«Бюджетное жилье в Стамбуле больше похоже на тюрьму»

Важно также понимать, что условная трехкомнатная квартира — это совсем не то же самое, что наша «трешка». Спальни у них обычно очень маленькие: это крохотная комнатка, куда может влезть только кровать и, может быть, маленький шкафчик. Гостиные тоже обычно небольшие, совмещенные с кухней. И самое неудобное: чаще всего нет обеденного стола, только маленький журнальный столик. Это культурная особенность: много веков в Турции принимали пищу, сидя на полу, то есть для них это не так уж и важно, а нам совершенно непонятно, как есть без стола.

В Стамбуле очень дорогое жилье, потому что в городе много туристов

Бурса и трудности перевода

У меня в Бурсе живет подруга, она сказала, что там цены на жилье меньше. Место не самое туристическое, оно не так раскручено, как Стамбул или Анталия. Мы решили попытать счастья.

Квартиры там действительно стоили не таких бешеных денег, но люди почти не говорили по-английски. В кафе не понимали цифры, даже не могли ответить на фразу Do you speak English? Слава Богу, я учила татарский в школе и хотя бы числа могла понять и назвать. С риелторами и собственниками нужно было общаться только по-турецки, а у меня он очень слабый. Я начала учить язык за месяц до поездки, знала только элементарные слова.

Бурса — город с населением около 3 млн человек в двух часах езды от Стамбула

С языком были связаны и смешные ситуации: нам принесли меню в кафешке, официант не говорил по-английски, мы попытались использовать онлайн-переводчик. В итоге он написал мне какое-то слово, которое было переведено как «шелушащийся». Я упала на стол от смеха, а он не понимал, почему мы веселимся. Заказывать что-то шелушащееся мы не рискнули, поэтому так и остались в неведении, что это значит.

Когда мы только приехали в Бурсу, решили выбрать отель, в котором можно остановиться. Нашли ближайший вариант на карте, решили зайти на сайт. Английской версии не было, пришлось переводить через онлайн-сервис. В итоге нам выдало «дом соболезнований, который был открыт жителями нашего трудового района». Мы снова ничего не поняли и на всякий случай нашли другую локацию, чтобы жители трудового района не выражали соболезнования.

В Бурсе есть метро, оно состоит из двух линий и называется Bursaray

В Бурсе за 30 тысяч рублей можно было найти нормальную квартиру. Но местные оказались не очень расположены сдавать жилье релокантам. Был вариант, который нам очень понравился, мы поехали туда с моей подругой и ее мужем-турком. Хозяева согласились оформить аренду только на него и минимум на год. То есть если бы мы уехали, этому мужчине пришлось бы дальше выплачивать аренду. Конечно, такой вариант нам не подошел.

Мы пытались сделать себе банковскую карту. Зашли в несколько банков, нам сказали, что нужен вид на жительство. Знакомые говорили, что в Турции каждый банк работает по-своему, что-то даже может зависеть от настроения конкретного сотрудника. Но нам не повезло: карту так и не удалось получить. Приходилось отправлять деньги самим себе через «Золотую корону» и снимать их через терминалы с небольшой комиссией.

Порции в турецких кафе, как правило, очень большие

Возможно, позднее нашлись бы другие варианты, но тут пришла хорошая новость: моему парню дали бронь от мобилизации на работе. Но мы всё равно очень боялись, мониторили телеграм-каналы, постоянно смотрели, не вручают ли повестки, хотя мобилизацию официально уже завершили. В итоге решили вернуться и не пожалели, потому что потратили очень много денег.

Встречи с другими релокантами

В целом мне очень понравилась Турция: много старинной архитектуры, есть на что посмотреть. Правда, в городах вроде Стамбула люди избалованы туристами, обслуживающий персонал особо не церемонится, может нахамить. В Бурсе, наоборот, мало иностранцев, все гостеприимные, доброжелательные, пытаются поговорить хотя бы через онлайн-переводчик.

Удивило, что, несмотря на доброжелательность, турки не самые обязательные люди. Риелтор может договориться с тобой о встрече и пропасть. Ты пишешь ему, а он не отвечает, трубку не берет.

Продукты в целом там недорогие, фрукты-овощи дешевле, чем у нас. Например, совершенно божественные гранаты. При этом в стране дорогой и некачественный алкоголь. Еще все говорят, что Турция — страна текстиля, но мы этого не заметили. В торговых центрах все те же магазины, что и у нас, еще много рынков, как были в России в девяностые. Покупать там не хочется, это ассоциируется с низким качеством.

В стране очень много рынков, где можно купить что угодно

Мы ходили на русскоязычный стендап, там участвуют как раз релоканты. Когда мы туда пришли, увидели очень много парней-айтишников, они даже выглядели очень стереотипно: худенькие, в толстовках. У многих был потерянный взгляд: видно, что люди здесь недавно, пытаются интегрироваться хоть как-то. Они абсолютно не настроены воевать.

Еще одного айтишника мы встретили в Бурсе, он услышал, как мы говорим на русском, и подошел познакомиться. Говорил, что ему запрещено работать не в России, поэтому приходится скрывать, что уехал. Снял комнату у какой-то бабушки, у нее не было интернета, приходилось раздавать с телефона, с турецких сим-карт. Стало как-то больно за наших парней, они такие умные, могут поднимать нашу страну, а находятся за границей и вынуждены жить на птичьих правах.

Кошачьи домики тоже можно встретить во многих турецких городах

Сейчас у моего жениха действует бронь до осени. Если ее не продлят, он будет в потенциальной опасности. Я жду ребенка, роды запланированы на октябрь. Соответственно, релоцироваться осенью очень неудобно, но, если случится ужас и людей начнут хватать на улицах, мы снова уедем. Это будет гораздо сложнее, потому что нас уже станет трое, но жизнь дороже.

Еще у моего жениха гибридный график, а раньше мы были оба на удаленке. То есть сейчас руководство может не пойти навстречу и не отпустить его, придется искать работу где-то на месте. Но понятно, что будет много таких, как мы, зарплаты будут маленькие. Надеюсь, такой необходимости не будет.

Ранее мы публиковали историю уехавшего в Измир москвича Максима. Также переехавшая в Турцию россиянка рассказала нам о недовольстве местных жителей и властей от нового потока релокантов и высказалась за строительство большой мечети в Москве.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
50
ТОП 5
Мнение
«Это был провал»: критическая колонка москвича о том, как в один день изменили сотни маршрутов автобусов
Игорь Мещанев
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Заурядная мелодрама или свежий взгляд на вечную тему? Стоит ли смотреть «Время жить» с Эндрю Гарфилдом и Флоренс Пью — рецензия
Анонимное мнение
Мнение
Циничный юмор и пугающие гримасы. Чем порадовало продолжение нашумевшего фильма ужасов «Улыбка» — рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Многострадальное «Преступление и наказание» и приквел «Дюны»: какие премьеры посмотреть в ноябре
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Монополия», мормоны и безумие. Почему нужно смотреть психологический фильм ужасов «Еретик» с Хью Грантом
Кирилл Титов
Кинокритик
Рекомендуем