Страна и мир репортаж «Зачинщики депортированы». Репортаж из швейной фабрики в Подмосковье, сотни трудовых мигрантов которой вышли на бунт

«Зачинщики депортированы». Репортаж из швейной фабрики в Подмосковье, сотни трудовых мигрантов которой вышли на бунт

Корреспондент MSK1.RU узнал, что происходит на производстве и в общежитиях, а также проверил зарплаты рабочих из Шри-Ланки и Индии

На швейных фабриках в подмосковных Одинцово и Домодедово работают сотни трудовых мигрантов

Некоторое время назад мы публиковали расследование об Одинцовской швейной фабрике, куда после протеста рабочих из Индии нагрянули силовики. Дело было в начале августа, когда около 200 трудовых мигрантов устроили акцию протеста из-за невыплат заработной платы и нарушений условий труда. В Сети тогда всплыло множество фотографий и видеороликов, где толпа работников двигалась к местному отделению полиции, а на само предприятие чуть позже нагрянул ОМОН.

После выхода нашего материала с MSK1.RU связалось начальство фабрики и позвало нас в гости. Наш корреспондент принял неожиданное приглашение и посетил предприятие, чтобы посмотреть, в каких условиях работают бунтовщики, где они живут, что едят и сколько зарабатывают. Чтобы мы не заблудились или чтобы не заглянули куда не надо, вместе с нами на экскурсию по производству пошел директор компании Валерий Анников.

Шри-Ланка. Тихий уголок

Выяснилось, что у организации, по сути, есть два предприятия, где они производят продукцию: в Одинцово и Домодедово. Существенной разницы между двумя подмосковными мануфактурами почти нет — основные производственные процессы и там, и там одинаковые. Каким-то видимым на обывательский взгляд отличием является только рабочий состав: в Одинцово трудятся преимущественно мужчины из Индии, а в Домодедово львиную долю сотрудников составляют женщины из Шри-Ланки.

Когда мы приехали, основная фабрика в Одинцово была закрыта из-за того, что там работали следователи, которые проверяли, всё ли там нормально и, главное, законно. Поэтому наше маленькое путешествие в мир беспощадного и сурового отечественного бизнеса началось во втором месте.

На территории домодедовской фабрики, окруженной забором из полупрозрачного поликарбоната, помимо основного производственного помещения, есть несколько прачечных и столовая.

Столовая — продолговатое помещение ангара, где есть шкаф, заполненный бутылями с водой, белые столы, лавочки и одинокая стойка с антисептиком. Пространство освещается люминесцентными лампами, а в конце комнаты в стене вырезано окно, из которого подают еду труженикам цеха.

Заглядываем на саму кухню. Всё необходимое оборудование аккуратно разложено по местам, столовые приборы и посуда вымыты. Несколько индусов в поварской форме приветливо улыбаются, периодически говоря друг другу что-то на своем языке. Кивая невпопад, наши южно-азиатские товарищи изображают заинтересованность, пытаясь вместе с тем понять, что за «чужеземцы» внезапно навестили их.

Капуста, баклажаны, картошка, бананы, мясо, супы, компоты, гарниры — обычный набор продуктов. Гнилой еды или чего-то, что заставило бы заострить на себе внимание, нет. Типичная столовая с типичным ассортиментом, ничем не отличающимся от школьного или студенческого меню.

Площадь прачечной куда меньше. Это крошечный ангар, набитый стиральными машинками, корзинами для белья и напольными складными сушилками. Ровно то же самое и во второй прачке, что чуть поодаль от первой.

Одежда стирается, сушится, складывается — докопаться не к чему, посему переходим к «десерту». Долго не задерживаясь, идем наконец в основное производственное здание.

Главное здание состоит из большого цеха, а также спальных и ванных комнат. На вид как обычный хостел: душевые, облицованные керамическими плитами, уборные с напольными унитазами, ну и несколько спальных комнат, заполненных двухъярусными кроватями. Ничего не разваливается, всё работает. Чего-то «криминального», опять же, нет. Поэтому идем дальше — в цех.

В цеху кипит работа: ожидающие указаний от бригадира новички и сосредоточенно строчащие спецодежду опытные работницы не отвлекаются от дела. Этот индустриальный оркестр долбящих швейных машинок Juki разбавляет только перманентный гул и гогот женских голосов.

Наобум выбираем одного человека из толпы и с помощью переводчика начинаем наш спонтанный диалог:

— Как вас зовут? Давно вы тут работаете?

— Имя очень длинное, но если сокращенно — Ниминнагода. Работаю швеей тут я уже порядка пяти месяцев.

— Вас устраивает уровень вашего дохода и условия, в которых вы трудитесь?

— Да, пока что мне всё нравится. Деньги в основном отсылаю родне, часть трачу тут в магазинах — покупаю сладости. Обычно мне хватает того, чем кормят, просто иногда хочется и прикупить что-то.

— Вы что-нибудь слышали про этот внезапный протест в Одинцово?

— Нет. Я работаю в Домодедово, об Одинцово мне мало что известно. Однако некоторых переведенных к нам оттуда сотрудников видела. О чем-то мы с ними точно разговаривали, но ничего такого, что удивило бы меня, я не слышала.

Чтобы убедиться в достоверности сказанного, просим Ниминнагоду продемонстрировать нам выплаты в приложении банка. Затем сравниваем поступления от ООО с расчетным листом компании. За последние несколько месяцев числа сходятся, поступления есть даже за 1 августа. То есть буквально накануне бунта выплаты действительно были.

Для точности опрашиваем еще одну случайную сотрудницу. Проверяем: поступления есть, транзакции с фиксированной в документах зарплатой сходятся, претензий к условиям труда и к денежному довольствию нет, о бунте мало что известно.

Индия. Очаг восстания

Одинцовская фабрика находится в большом красно-белом здании, где, помимо этого ООО, работают еще несколько фирм и ИП. Территория окружена небольшим забором. На въезде в своей помпезной будке с кнопкой от шлагбаума сидит сонный охранник. По безопасности на этом всё. Злых доберманов на цепи, лающих на каждого, кто решится сунуться или, наоборот, высунуться, нет. Равно как и в предыдущем месте.

С внешним видом дела тут обстоят иначе, чем в том же Домодедово. Место это менее презентабельное. Не самые новые пристройки, в которых располагаются общежития работников, и их обшарпанные стены особого вдохновения не вызывают. Но сказать, что тут нормально существовать и работать нельзя, будет лукавством. В спальных комнатах чисто, в душевых тоже каких-то проблем, доставляющих дискомфорт, нет. В общем, место удобоваримое.

Найти особо брезгливых жителей, кому бы тут что-то не нравилось, не удалось. Явных нарушений санитарных условий мы тоже не выявили. В целом жить можно: спать есть где, мыться тоже, кормят нормально, свободное время и возможность в любой момент прогуляться по улицам Подмосковья имеется.

Внутри ничего необычного: склад, куда привозят все необходимые материалы; зал, в котором производится первичная обработка присланного, и цех, где шьют заказанные изделия. Обслуживанием склада занимается только русскоговорящий персонал, остальным — преимущественно индийцы.

По поводу внезапного протестного массового бунта у сотрудников склада свой взгляд:

— Кому-то из работников швейной фабрики что-то не понравилось, и в итоге вспыхнул спонтанный и нелепый бунт, во время которого индийцы били индийцев, пока руководство пыталось утихомирить толпу, — рассказал один из складских рабочих.

«Тогда досталось одному из работников склада, что неудачно попал под горячую руку — пытаясь разобраться в ситуации, он получил по голове»

В одинцовском цеху делаем то же самое, что и в домодедовском: опрашиваем случайных сотрудников об условиях труда и зарплате. И вновь имеем тот же результат: все всем довольны, поступления совпадают с расчетным листом, каких-либо четких претензий нет. Любопытно и то, что субъективно не самые маленькие деньги приходили опрошенным, в том числе и 1 августа. И на той, и на другой фабрике рабочие получают в среднем по 50–70 тысяч рублей в месяц. К чему тогда был митинг, не совсем ясно. Большинство опрошенных мигрантов либо ничего про это не знают, либо говорят, что это могло произойти под давлением толпы.

Что произошло?

В следующий раз мы приехали на фабрику, когда директора уже не было — тот уехал по каким-то своим важным бизнес-делам. Сотрудники спокойно выходят на завтрак, обед и ужин, их передвижению ни на территории предприятия, ни за ее пределами никто не препятствует.

Говоря об Одинцово. Люди частенько видят на улице индийцев. Как нам рассказал местный житель Иван, к ним нет никаких претензий, как и к самой фабрике, но протест взволновал:

— Они шли ночью по Садовой улице в сторону местного отдела полиции. Там они какое-то время повеселились и растворились, — поделился местный житель Иван.

— Как вы думаете, что могло стать причиной этой «сходки»?

— Насколько мне известно, ребята опротестовывали задержку зарплаты или что-то вроде того, но наверняка ничего сказать не могу. Эту информацию знаю из местных новостей. Но как-то необычно это всё, ведь навскидку не скажешь, что у них денег нет — любят прикупить себе чего-нибудь дорогого.

— Было ли нечто подобное раньше?

— Нет. Я частенько встречал индусов в магазине продуктов. Мирные парни, но странные, конечно: фоткаются на фоне привычных нам вещей так, словно никогда доселе подобного не видели. Это единственное, чем они запомнились. Какими-то зашуганными или обеспокоенными они мне никогда не казались.

Охранник с одинцовского объекта, соблюдая каноны профессии, заявил, что не в курсе и ничего не знает, несмотря на то что дежурил в тот самый день:

— Наблюдал какую-то потасовку и видел, как они куда-то ходили. Зачем и почему — не знаю, меня это не волнует.

А полиция приезжала?

— Ну кто-то приезжал, да, но мне до фонаря.

Даже выловив некоторых из сотрудников фабрики в свободное от работы время около одного из магазинов и нелепо поговорив с ним через онлайн-переводчик, ничего опровергающего продемонстрированные ранее условия и зафиксированные выплаты услышать не удалось.

Получается довольно интересная картина: 1 августа все из опрошенных сотрудников на регулярной основе получили заработную плату на свои карты. В том, что выплаты были, мы убедились, сравнив поступления в мобильном приложении банка, доступ к которому любезно предоставили работники цеха, и платежные ведомости, переданные нам работодателем. Осмотрев рабочие площадки, увидев и поговорив с сотрудниками фабрик, мы убедились и в нормальных условиях труда.

Такая колонна индийцев шла по улицам подмосковного Одинцово

Но почему же тогда возник этот бунт? На этот вопрос дал ответ директор, излагая свою версию произошедшего. Публикуем его дословно:

— Мы оплачиваем заработную плату два раза в месяц: это авансовый платеж и оплата за фактически отработанное время и выполнение плана за месяц. При выплатах заработной платы нашим сотрудникам, в том числе гражданам Республики Индия и Республики Шри-Ланка, наша компания использует только безналичный расчет на персональные банковские карты в рамках открытого зарплатного проекта в банке.

«Никаких нарушений по выплате заработной платы в рамках проведенной проверки не выявила ни прокуратура города Одинцово, ни трудовая инспекция»

Также при проведении проверки одинцовской прокуратурой были опрошены все без исключения мигранты, которые подтвердили отсутствие каких-либо претензий к работодателю, в том числе в части выплаты или размера заработной платы. Все они также подтвердили, что конфликт был вызван вмешательством со стороны и проходил между швеями и бригадирами.

Однако несмотря на то, что все выплаты были сделаны, начиная со второй половины дня 1 августа, мигранты из числа граждан Индии остановили трудовой процесс и вступили в перепалку между собой. Основным требованием, которое они выдвигали, стало увольнение бригадиров. Мы предполагаем, что нарушение правопорядка произошло по причине того, что представитель кадрового агентства по подбору персонала, чьими услугами мы пользовались в прошлом году, специально дезинформировал сотрудников, уведомив их о том, что денежные средства, которые они просили взаймы у наших бригадиров для оплаты официальных расходов в Индии — оформление рабочей визы и прочие мероприятия — на самом деле являлись «платой» за их трудоустройство в нашу организацию. И их деньги якобы бригадиры забирали себе.

В день, когда произошел бунт, наши новые сотрудники, которые только-только получили зарплату, узнав об этом, выразили свое недовольство. Они ошибочно решили, что их деньги присвоили себе бригадиры, ведь именно они занимались всей калькуляцией — расчетом затрат труда и заработной платы в денежном выражении.

«Началась потасовка между работниками и бригадирами. Нам ничего не оставалось, как вызвать полицию, благодаря которой удалось урегулировать ситуацию»

Какая в таком случае цель заинтересованной в бунте сотрудников стороны?

— Целью такого «раскачивания» порядка на нашем производстве со стороны кадрового агентства явилась, как нам кажется, банальная недобросовестная конкуренция. Так как мы отказались от их услуг и уже более года подбираем трудовых мигрантов путем работы сарафанного радио среди уже трудоустроенных граждан: довольные условиями работы и оплаты труда швеи приглашают своих коллег к нам на работу, с которыми они ранее работали в местах, расположенных на фабриках в Индии, ОАЭ, Сингапуре и Индонезии, агентства потеряли поток мигрантов, с которых «снимали» от 100 до 200 тысяч рублей за трудоустройство.

Ясно, что от потери такого большого потока мигрантов, а вместе с ним и больших денег кадровое агентство из Индии просто так отказываться не хотело, поэтому через определенных людей начало разжигать негатив в трудовом коллективе.

«Зачинщиков мы установили. Данные о них передали в правоохранительные органы и посольство Индии, инициировав процесс их депортации с территории РФ»

Важно отметить, что зачинщиками явились исключительно те мигранты, которых нам предоставляло кадровое агентство, от услуг которого мы отказались более года назад. Также в настоящее время нами установлен и внешний организатор беспорядка со стороны кадровых агентств Индии. Им является гражданин России, который ранее был гражданином Индии. Он и сейчас массово предоставляет услуги по подбору мигрантов другим российским работодателям. С целью неповторения аналогичных ситуаций в будущем данные по организатору мы сообщили в посольство Республики Индия и в правоохранительные органы.

Повторюсь, именно по нашей инициативе и по нашему заявлению сотрудники полиции оперативно отреагировали и депортировали мигрантов из числа граждан Индии за нарушение правил пребывания на территории РФ.

На предприятии потом проходила долгая проверка

Какие меры вы собираетесь принимать или уже принимаете для того, чтобы подобная ситуация у вас более не повторилась?

— В настоящее время нами с привлечением сотрудников посольства Индии всем мигрантам разъяснено, что никто в РФ с них не брал, не берет и не вправе брать никаких денежных средств, которые можно было бы отнести к каким-либо поборам. Никакого конфликта нет, все бунтовщики, которые раскачивали ситуацию, депортированы. С оставшимися работниками ведутся профилактические беседы во избежание их повторной дезинформации.

Еще, конечно, важно отметить, что существует определенное клише, что если мигрант, то нелегальный, или если мигрант, то его труд использует работодатель для наживы, а ситуация, когда мигранты получают высокую заработную плату, когда мигрант ввезен через рабочую визу, живет и работает в отличных условиях, нашим обществом воспринимается с недоверием, вернее, даже с агрессией. Ведь в понимании обычного обывателя такого быть не может. Все предприниматели жулики, а со швеями у нас в государстве всё хорошо, работать может каждый, а работа легкая.

Основания для такого общественного мнения, безусловно, существуют, но не во всех случаях. Надеюсь, что продемонстрировав вам условия работы всех наших сотрудников и законной оплаты труда, мы смогли вас разубедить в обратном.

Друзья! Если вы что-то знаете об условиях работы мигрантов в Москве и Подмосковье или хотите высказаться по этой теме — пишите в редакцию.
Звоните+7 982 630 3102
Мы в соцсетях

Напомним, в начале августа больше 200 индийцев устроили ночью акцию протеста в подмосковном Одинцово. Протестующие заявили, что работают на местной швейной фабрике. Там их заставляют выходить на 12-часовые смены, не выплачивают зарплату и отбирают паспорта. Ранее мы также рассказывали, что известно об этих заводах и кто за ними стоит.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
ТОП 5
Мнение
Циничный юмор и пугающие гримасы. Чем порадовало продолжение нашумевшего фильма ужасов «Улыбка» — рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Кремль, мороженое из огурца, бани по московским ценам. Почему нужно ехать в Суздаль и что посмотреть в городе Золотого кольца
Анонимное мнение
Мнение
«Монополия», мормоны и безумие. Почему нужно смотреть психологический фильм ужасов «Еретик» с Хью Грантом
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Многострадальное «Преступление и наказание» и приквел «Дюны»: какие премьеры посмотреть в ноябре
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Рекомендуем