Амриддин Тоиров был в числе первых добровольцев, отправившихся из Москвы на спецоперацию. Уже в середине марта 2022 года, когда с начала СВО не прошло и месяца, он и еще несколько десятков мужчин поехали к границе, сформировав первые отряды военнослужащих в ЛНР и ДНР.
Спустя полтора месяца в зоне боевых действий Амриддин вернулся к жене и детям в Москву. С тех пор прошло уже около полутора лет, но выплат, льгот и даже удостоверения ветерана боевых действий он так и не получил. Корреспондент MSK1.RU выслушала эту историю.
— 14 марта прошлого года мы уехали из Москвы в сторону Ростова. Офицеры тогда требовались особенно, поэтому мы с товарищами сразу оказались при деле, — вспоминает Амриддин. — Я возглавил отряд «Барс-1», нас отправили на передовую уже в конце месяца.
«Никаких контрактов, да и вообще документов мы не подписывали. Всё было "на честном слове"»
Командование дало понять Амриддину и его сослуживцам, что самое важное для них — продержаться один-два месяца, пока не будут сформированы другие подразделения.
— Мы держались. Больше полутора месяцев провели на передовой. Были потери, сотни человек гибли, — вспоминает он.
У Амриддина спустя всего несколько дней после того, как его отправили на границу, родился четвертый ребенок. Узнал он об этом спустя почти месяц, когда появилась возможность позвонить жене.
— Тот срок, который командование нам назначило, мы отслужили. Я вернулся домой, нужно было помогать жене с детьми. Старший-то всего в восьмом классе, а младший — грудной. Вернулся — и остро встал вопрос с выплатами и льготами, — рассказал мужчина.
«За детей переживаю. Жена — инвалид, их пятеро, я пока что не могу постоянную работу найти, а от государства не получил ни копейки»
Амриддин был приставлен к награде — ордену Мужества. За это также полагается выплата, которую он не получил.
— Вообще, на региональном уровне по закону добровольцам полагаются единоразовые выплаты, это по всей России так, — продолжает Амриддин. — В разных регионах по-разному. Где-то 50 тысяч, где-то 250, где-то 100. А в Москве странно устроено: выплачивают только в случае ранения или смерти военнослужащего. Будто я виноват, что вернулся целым и невредимым...
Если москвич, служивший добровольцем в СВО, из-за ранения потерял боеспособность, выплачивают два миллиона. А за гибель членам семьи — три миллиона. Начисляют еще ежемесячную компенсацию — за инвалидность из-за травмы. Согласно закону № 306-ФЗ, инвалиду I группы — 14 тысяч рублей, II группы — 7 тысяч, III группы — 2800.
— Ладно выплаты. Что ж делать, если по закону не положены. Но льготы... Моей семье сейчас любая поддержка бы пригодилась. А я не могу даже получить удостоверение ветерана боевых действий, — добавил он. — Предъявил документы в Савеловский военкомат, где всё зафиксировано: мое участие в спецоперации, представление к награде. Их приняли, велели ждать.
«В ожидании идет уже второй год»
Статус ветерана боевых действий дает много льгот: компенсацию в 50% за услуги ЖКХ, независимо от того, сколько человек проживает вместе (на капитальный ремонт, содержание и ремонт общего имущества МКД); бесплатный проезд в общественном транспорте, в том числе раз в год — до места лечения и обратно; налоговые льготы на транспорт, имущество и землю; единовременную выплату на строительство или покупку жилья, если ветеран нуждается в улучшении жилищных условий; ежемесячные выплаты от Пенсионного фонда (3481,85 рубля). Также дети участников СВО на льготных условиях могут поступать в российские вузы.
— Обращаюсь в Министерство обороны, военную прокуратуру, к мэру — толку никакого, — вздыхает Амриддин. — Футболят из одного ведомства в другое. Написал обращение в Минобороны через «Госуслуги» — в ответ предложение прийти в центр поддержки семей участников СВО для психологической помощи.
«И еще один вариант предложили: снова пойти добровольцем на спецоперацию. Мол, после возвращения точно все льготы будут»
Сейчас вся жизнь Амриддина проходит в обивании порогов государственных ведомств. С женой — инвалидом третьей группы и пятеоыми детьми (младшая родилась несколько месяцев назад) они живут на пособие по многодетности, ютятся в коммунальной квартире, где приобрели квадратные метры на материнский капитал.
— Мне сослуживцы напоминают про награду. Да для меня это не так важно. Награда... Мои дети — вот награда, я стараюсь делать всё, чтобы они ни в чем не нуждались, — сказал мужчина.
Редакция MSK1.RU направила официальный запрос в Министерство обороны РФ, чтобы узнать, как Амриддин может получить положенные ему льготы. Также корреспондент позвонила в военкомат Савеловского района, откуда наш собеседник отправился на СВО. Дежурная сообщила, что нам необходимо лично прийти в комиссариат в приемные часы, чтобы получить информацию о статусе Амриддина. При этом сам мужчина уже не раз бывал в военкомате очно и присылал обращения, но пока безрезультатно.
Недавно мы рассказывали о том, как мобилизованного, пережившего инсульт, почти год не могут уволить со службы, публиковали жалобы жен мобилизованных (уже несколько месяцев они ждут обещанные выплаты) и тяжелые рассказы родных военнослужащих, которые ждут своих родных с СВО. Также мы рассказывали историю семьи бойца ЧВК «Вагнер», который получил 20 лет колонии и, возможно, попал в украинский плен. Читайте и о том, как родные мобилизованного отца ребенка-инвалида борются за его возвращение.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».