MSK1
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Москве

Погода+16°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +15

0 м/c,

штиль.

751мм 36%
Подробнее
USD 90,99
EUR 98,78
Дороги и транспорт мнение Запретить полностью или ограничить? Автоэксперт — о том, что делать с электросамокатами

Запретить полностью или ограничить? Автоэксперт — о том, что делать с электросамокатами

Колонка Максима Едрышова о том, как спасти пешеходов

Максим Едрышов рассказал о том, как обезопасить пешеходов на тротуарах

Сезон самокатов в Москве начался чуть больше месяца назад, а пользователи кикшеринга уже получили больше 15 тысяч штрафов. Столкновения с автомобилями, наезды на пешеходов, в результате чего последние нередко отправлялись в больницу с переломами, — частые новости прошлого года, да и в этом уже не редкость. Автоэксперт Максим Едрышов в своей колонке рассказывает о том, какие еще проблемы приносят самокатчики и что с ними делать.

С приходом весны вернулись наши «друзья» — электросамокатчики. За зиму многие пешеходы уже отвыкли оборачиваться по сторонам, когда идут по тротуару, держать близко к себе своих детей, чтобы их не задавил какой-нибудь негодяй. Но они к нам вернулись, и, похоже, нам всё лето придется с ними жить, ждать, пока не похолодает. Давайте вспомним немного историй.

Как придумали «бороться»

В сентябре 2018 года, когда появились первые сервисы шеринга, в Госавтоинспекции впервые заговорили о том, что самокаты могут стать действительно проблемой. И тогда я подумал: какие молодцы, транспорт только появился, а мы сейчас уже внесем поправки в правила дорожного движения — определим их статус и каким-то образом упорядочим это движение, так как самокат долгое время приравнивался к пешеходам.

На внесение поправок в ПДД ушло пять лет — они вступили в силу только в марте 2023 года, когда самокаты уже как снежный ком просто катились с горы и их было совершенно никак не остановить. Введение поправок не изменило вообще ничего: ни для пешеходов, ни для самокатчиков.

Они как ездили по двое, так и продолжают. Как они не спешились на пешеходных переходах, так большей частью и не спешиваются.

Долгое время общественники, сами самокатчики, разные организации, кикшеринг в том числе, думают, что с этим делать. Разные есть варианты, связанные с контролем, с ужесточением и так далее. Но всё это не будет работать.

Давайте порассуждаем, как сейчас всё это развивается. В данный момент Госдума готовится к внесению законопроекта о специальных штрафах для самокатчиков. Отдельно за неспешивание, управление в нетрезвом состоянии, управление вдвоем, непропуск пешехода. Внести внесут, и у меня нет сомнений, что его примут.

Штрафы обещают самые разные — они могут доходить аж до 30 тысяч рублей. Конечное слово за Госдумой, посмотрим, какие размеры штрафов установят.

Второе предложение, которое сейчас есть, — создать реестр самокатов вместе с номерами. То есть обязать каждого владельца регистрировать самокат через «Госуслуги». Кто-то предлагает сделать процедуру простой и вносить их в реестр, отправляя чуть ли не электронное письмо.

В этом сезоне мы уже видим номера на электросамокатах. Они смотрятся очень нелепо, настолько маленькие, что за 20 метров вы уже ничего не прочитаете. Но они есть. «Это красиво, мы за безопасность», — говорят нам операторы кикшеринга.

Следующее — это установка камер. Не зря же мы поставили номера — есть номер, есть камера. В этом случае можно в автоматическом режиме штрафовать негодяя, который нарушает ПДД. Но это будет очень странно выглядеть. Камеры на тротуарах — ничего более неудобного, я боюсь, что и придумать невозможно.

Начинают поговаривать уже об ОСАГО для самокатов. Это прям вершина, чтобы, если самокатчик причинил кому-то вред, страховая компания за него заплатила. Но даже введение ОСАГО не делает безопасным всё это.

Наконец, еще есть предложение по техосмотру. Мол, самокаты находятся некоторые в ужасном состоянии, поэтому надо ввести техосмотр для них.

Запретить совсем?

Именно по такому пути пошли во многих крупных городах. В Китае в мегаполисах движение на электросамокатах запрещено. И это всё делается в угоду пешеходам.

Тротуар — это место пешехода. Самокат, развивающий скорость даже 20−25 км/час, должен двигаться либо по проезжей части, либо по велодорожке.

Многие возразят, что где же им быть — на проезжей части страшно ездить. Просто не ездите, всё, вопрос решен сам собой.

Совершенно очевидно, что Госавтоинспекция может устраивать какие-то рейды. Они будут носить точечный характер и в общем на ситуацию никак не повлияют. К тому же рейды, как правило, направлены на спешился или не спешился самокатчик. А проблема совершенно в другом — в том, что пешеход не может чувствовать себя нормально на тротуаре.

За прошлое лето многие москвичи, уверен просто, и это видно по поведению людей, идут прямолинейно, надо куда-нибудь свернуть, человек оглядывается, нет ли там кого-то на средстве индивидуальной мобильности. Ребенок не может ходить по тротуару, где ему заблагорассудится, потому что может нестись самокатчик. И это неправильно.

В Сингапуре, когда погибли два человека, запретили электротранспорт полностью. В Казахстане в позапрошлом году ограничили скорость до 6 км/час, но опять же вопрос контроля.

В некоторых городах пошли по другому пути и стали договариваться с операторами кикшеринга делать такие «безсамокатные» зоны. В Саратове так сделали, в Москве тоже есть зоны. На мой взгляд, их должно быть намного-намного больше.

В центре, где масса людей, нечего делать самокату на тротуаре. Нет велодорожки, значит, не надо там никому находиться.

Думаю, в ближайшее время, может быть, год, встанет следующий вопрос: запретить или сильно ограничить самокаты. Других вариантов у нас нет. Сейчас мы так с вами всё развлекаемся, смотрим за тем, что это происходит.

Самое печальное, что на все эти нововведения тратят какие-то деньги для того, чтобы потом всё это оставить. Самокаты действительно удобный транспорт. Я и сам периодически им пользуюсь. Но любой самокатчик должен, во-первых, знать, что пешеход всегда прав на тротуаре, а во-вторых, если есть пешеход, то самокатчика там быть не должно.

Согласны с автором?

Да
Нет

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE8
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY4
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем