Сибирский хаски — одна из самых популярных пород собак в России. Умные, веселые и добрые, они не могли не завоевать народной любви. А какой у них благородный и величественный вид! Настоящее очарование Крайнего Севера, откуда они и родом.
Однако содержание модного питомца для многих часто оборачивается сущим кошмаром. Ведь свободолюбивые хищники, несмотря на свое дружелюбие, крайне непоседливы. Их бесконечные забеги по тесной квартире, линька и вой могут запросто превратить вашу жизнь в ад. Кроме того, хаски трудно поддаются дрессировке и совсем не подходят на роль сторожевой собаки: в силу своего темперамента и происхождения, эти собаки предпочитают держаться независимо и часто убегают от хозяина, поддаваясь древним инстинктам.
С подобной ситуацией столкнулась и Наталия Басина. Успешный юрист из Москвы потеряла сразу двух своих хаски: они просто сорвались с поводка во время прогулки. Трагедия не сломила женщину: оправившись от последствий, Наталия приняла волевое решение — посвятить свою жизнь спасению собак, которые оказались на улице. Так в 2017 году и появилась хаски-деревня «Рузская Аляска» — уникальный объект на карте Подмосковья и России. Мы побывали в питомнике и узнали, за счет чего он живет и как там ухаживают за четвероногими постояльцами.
«Мы собакам показываем людей»: дыхание Севера у истоков Москвы
На западе Московской области раскинулась Москва-река. Именно в этих краях, недалеко от Рузы и Можайска, находится ее исток. Вода живописно течет по холмам, придавая особый колорит этой местности. Хвойные леса, рельеф и внушительный снежный покров — всё это так напоминает далекую сибирскую тайгу. Порой даже забываешь, что всего в 90 километрах отсюда находится столица. Не зря это чудное место признали особо охраняемой природной территорией, входящей в состав заказника «Красностанское Москворечье».
На этой же территории расположилась хаски-деревня «Рузская Аляска». Оглушительный лай более чем двух сотен собак (в том числе аляскинских маламутов) органично дополняет северную атмосферу в заказнике рядом с Рузой. Ориентируясь по звукам, можно легко прийти к воротам центра, где нас уже радостно встречают Чуи и Нюша.
Следом за ними поспевает Наталия. Женщина потеряла сразу двух своих хаски в 2015 году. Найти питомцев, увы, не удалось. Однако в процессе поисков успешный юрист нашла еще других собак-потеряшек. Первоначально она держала их во дворе своего частного дома, однако потом питомцев стало так много, что она приняла смелое решение: открыть специальный центр по спасению собак, вложив туда свои душу и сердце.
— Я не люблю слово приют. Категорически. Мы просто центр реабилитации северных ездовых собак, — рассказала MSK1.RU Наталия. — Наш проект особенный, потому что у нас здесь все собаки — бывшие потеряшки и отказники.
По словам женщины, люди часто отказываются от хаски из-за особенностей характера этой породы собак.
— Они гиперактивные, они воют, они очень социальные, им плохо, когда их оставляют одних, — объяснила Наталия. — Они разрушают квартиры, потому что нет активности, с ними надо гулять 2–4 часа в день по 10–15 километров, а для людей в городе нет такой возможности.
«У нас представлены многие виды северных собак. У них определенный характер, они подходят сильным волевым людям, которые ведут активный образ жизни»
Центр «Рузская Аляска» занимает площадь в 16 гектаров. Здесь содержатся более двухсот собак. В основном, это северные породы: хаски, лайки, самоеды, маламуты. Однако в центре содержатся даже дворняги — по возможности, помощь оказывают всем. Как нам рассказали, сюда попадают собаки с разной судьбой: искалеченные людьми, сбитые машинами, потерявшиеся и те, кого специально в лесу оставили. Одну из «постояльцев» выкупили прямо из Китая: ее хотели продать на рынок собачьего мяса.
Удивительно, но Наталия знает всех собак поименно. Она с любовью отзывается о своих подопечных.
— В пятнадцатом году я впервые узнала, что в стране такая трагедия с хаски. Мои исчезли бесследно. Но я думаю, что это вселенское провидение, чтобы мы сделали такой проект. Все собаки — все мои дети, — заявила она. — У каждого своя история, то есть мы их не только по именам знаем, а знаем, в принципе, историю каждой собаки, характер, поведенческие особенности, с кем дружат, с кем не дружат.
«Я даже иногда на экскурсиях шучу, что мы собакам показываем людей»
Собачьи упряжки зимой и экскурсии круглый год: на что живет «Рузская Аляска»
Разумеется, одного благородного позыва недостаточно. Наталия продала свои квартиры и пустила весь доход от юридической деятельности на постройку приюта. Как признается хозяйка питомника, все доходы от хаски-деревни идут на ее содержание. При этом денег всё равно часто не хватает, несмотря на то, что она — успешный юрист в сфере сопровождения сделок с недвижимостью.
Центр зарабатывает на проведении платных экскурсий. Цена экскурсии: 1300 рублей с человека. Также есть услуга дог-трекинга: специальные походы с участием собак. Минимальная цена такого похода длительностью 1,5 часа — 2500 рублей.
Дог-трекинг — это пеший поход с собакой по пересеченной местности. С каждым годом этот вид активного отдыха становится всё популярней — ведь он сочетает в себе полезную для здоровья физическую нагрузку и море положительных эмоций от общения с собакой.
Зима — самое прибыльное время года — родная стихия для хаски. Они возят детей и взрослых в собачьих упряжках. Есть дистанции от 1 до 40 километров. Цена за поездку зависит от длительности прогулки: от 2000 до 25 000 рублей. По словам руководителя хаски-деревни, за прошлый январь у них побывало более двух тысяч гостей.
Еще один вид дохода — типи-глэмпинг. Простыми словами, это проживание на свежем воздухе в типи — традиционном жилище индейцев Северной Америки. Неплохой вариант для проведения выходных — ведь окружающая местность поражает своими красотами. Взрослые могут пожарить мясо на гриле, пока дети качаются на качелях исполинского размера. Цена за проживание: от 8 до 10 тысяч в сутки.
— Мы не можем нагружать своих собак больше, чем они могут выдержать. Поэтому, конечно, у нас собаки в приоритете над прибылью, — отметила Наталия. — Но здесь надо выдерживать золотую середину, потому что я, конечно, не миллиардер. Хорошее содержание собак стоит очень дорого. У нас центр съедает 6 тонн мяса в месяц.
«Можно сказать, что у нас прибыль — не деньги, а человеческие сердца»
«Я как воспитатель в детском саду»: кто работает в хаски-деревне
Стоит отметить, что Наталия ценит не только своих постояльцев, но и сотрудников. Центр существует с 2017 года. Всё это время женщина пыталась найти людей, по-настоящему любящих собак.
— Потому что все-таки это не коммерческая история. И здесь, помимо зарплаты, нужно действительно любить животных и посвящать им чуть-чуть больше времени, чем это бывает, когда человек просто приходит за зарплатой, — объяснила женщина.
Среди сотрудников сейчас есть ветеринары, грумеры, администраторы и каюры. Необычным словом каюр называют погонщиков ездовых собак. Сергей — один из них. Мужчина очень трепетно относится к собакам.
— С северными собаками больше проблем, но у нас нет какой-то специализации. Берем всех, даже дворняжек, если так получается. Я как воспитатель в детском саду, — рассказал он в разговоре с MSK1.RU. — Собаки — они как дети. Но дети разговаривают, с ними даже проще. Хотя собаки тоже умеют разговаривать. Но не каждый поймет.
Любит животных и администратор Ася. Раньше она боялась собак, но после того, как стала работать в «Рузской Аляске», четвероногие друзья перестали ее пугать — даже самые большие и грозные на вид. Сейчас девушка мечтает об аляскинском маламуте — это одна из самых редких пород северных собак.
Что будет с хаски-деревней дальше?
Сейчас в хаски-деревню новых постояльцев специально не берут. Только в случае большой нужды. Причина: нехватка финансирования. Из-за того, что земли, которые занимает «Рузская Аляска», являются землями сельскохозяйственного назначения, получить грант на развитие туристического объекта становится невозможным. Впрочем, Наталия надеется, что им удастся перевести их в статус рекреационных.
Раньше были и проблемы с жителями близлежащей деревни. Они регулярно писали жалобы на новых соседей. Разрешить ситуацию помог случай: после того, как заасфальтировали подъезд к центру спасения собак, жалобы почему-то прекратились.
Сейчас Наталия собирается принять участие в создании ассоциации питомников для собак.
— Много проектов, которые именно наживаются на собаках. Мы против этого. Нас правильнее назвать проектом социального предпринимательства. А так, после собак всегда остается только позитив! — подытожила она.
Что еще почитать
«Для кого-то игра, для кого-то огромный стресс». Репортаж с самой масштабной в России выставки собак.
Как собаку, пропавшую на севере Москвы, искали всем районом.
Пандочка из московского зоопарка видит предметы и слышит звуки. Показываем умилительные фото и видео.
Как в пяти километрах от Московского Кремля живут коровы и теленок Соня.
Эксперты рассказали про условия продажи животных в России и последствия жестокого обращения.
Как двадцатилетняя студентка из Москвы живет бок о бок с ядовитыми животными.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».