![](https://n1s1.hsmedia.ru/d7/76/4b/d7764b8a91c9ddcd1aa795a6a626bb55/656x438_1:5723_056ee3ebc27bb618c21c45f3d22acda6@1024x683_0xBW5PCTcx_3174456338940241903.jpg.webp)
Наконец это свершилось: кроссоверы и внедорожники заняли доминирующее положение на российском рынке, и по итогам 2021 года обеспечили 51% всех продаж (данные агентства «Автостат»). Причем доминируют именно легкие «проходимцы», прозванные в народе паркетниками. Их популярность настолько велика, что некоторые марки, например Nissan или Haval, продают только их. Нет ли в этом «развода на деньги», ведь кроссоверы дороже легковушек, а их достоинства некоторые считают эфемерными? Ниже — детальный разбор их плюсов и минусов на основе нашего опыта. Делитесь своим мнением в отзывах.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9a/33/14/9a3314376bc3fd271bad33292418935d/656x369_1:5723_2442ae40ac562af7a97fd729885697a9@1280x720_0xWq6bHHjq_2477399157982477353.jpg.webp)
Кроссовер, или паркетник — неофициальное название класса автомобилей, имеющих следующие родовые признаки: двухобъемный несущий кузов (чаще универсал), увеличенный дорожный просвет, полный привод (не всегда), защитные накладки на кузов, дизайн во внедорожном стиле. Поскольку надежного критерия «кроссоверности» нет, к этому классу нередко относят машины вроде Lada X-Ray Cross, хотя это скорее обычный хетчбэк. Около половины кроссоверов продается в моноприводных исполнениях, поэтому наличие 4WD перестало считаться обязательным условием.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b6/fc/3d/b6fc3d97b49ddf7e11509acd015c9972/656x492_1:5723_01cdb6b69e0decaa356ade29e8dddd43@1024x768_0xPTIxNIg1_0569711878855840484.jpg.webp)
Кроссовер — это универсально
Среди всех особенностей кроссовера на первое место мы бы поставили не увеличенный просвет и наличие полного привода, а сам форм-фактор: за редким исключением кроссоверы — это достаточно практичные универсалы. Они дарят максимум вместимости при заданной длине кузова и обычно имеют систему трансформации салона, которая позволяет увезти шкаф, велосипед или детскую коляску. В кроссоверы обычно проще садиться людям с больными суставами: сиденья расположены выше.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/53/92/59/539259207ef1f45091002f7eec0920cf/656x492_1:5723_025b36f731dd7fff0917f1c10f903bdd@1024x768_0xHYJdHvwJ_5270169775596964630.jpg.webp)
При этом кроссоверы отличаются более вертикальной посадкой задних пассажиров, что не всегда удобно в дальней дороге. У них зачастую большая погрузочная высота багажника, а сам грузовой отсек порой не очень большой, зато почти всегда практичный: широкий проем, хорошая форма.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/37/91/05/3791055df2b66e5707eb07fe0af2540d/656x492_1:5723_33d9b2349d7a44385445d923a98b0bb2@1024x768_0xMrxFxDst_2052039973819872777.jpg.webp)
Стратегическая высота
Многие любят кроссоверы за командирские ощущения за рулем. У некоторых моделей из-за руля видна передняя кромка капота, у них большие зеркала и хорошее чувство габаритов. При этом широкие передние стойки могут перекрывать сектор обзора, но сегодня эта проблема характерна и для легковушек (требование безопасности).
Высокий центр масс кроссоверов обычно сказывается на управляемости или провоцирует более жесткие настройки подвески, если производитель предпочел бороться с кренами. Соотношение виброкомфорта и управляемости у кроссоверов хуже, чем у легковушек сравнимого класса. Зато их большие колеса лучше справляются с мелочевкой.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/12/09/0b/12090bb14af9eca44f2fc7c084bb4196/656x369_1:5723_f6b37ef54a01dad3802de63ab3c7ab9a@1280x720_0xQREBUxHV_8323367409810841978.jpg.webp)
Когда значим просвет
Типичные значения просвета для адаптированных к России легковушек — 150–170 мм, для кроссоверов — 170–210 мм. Другими словами, разительного преимущества в геометрической проходимости вроде бы нет, но порой и пара лишних сантиметров спасает: это позволяет водителю более расслабленно ехать через ямы во дворе и парковаться к бордюрам. У некоторых «кроссов» передние бампера скошены и / или имеют некрашеные вставки, которые не так страшно повредить при езде по умеренным буеракам. Но переоценивать их возможности нельзя: по геометрической проходимости они, как правило, ближе к легковушкам, чем к полноценным внедорожникам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f9/73/45/f97345dcf7851ff2d75d8b2d4f21b232/656x492_1:5723_881293e2c4bdac5d6ea1fe24377ccba0@1024x768_0xggZS5m7k_7466614614975928531.jpg.webp)
Что может паркетный полный привод
На кроссоверах используется упрощенная схема полного привода. Если внедорожники обычно имеют схему с тремя дифференциалами (иногда блокируемыми) или с жестким подключением передних колес, то в «паркетном» варианте крутящий момент на вторую пару колес (обычно заднюю) передается через фрикционную муфту, которая сжимается за счет электромагнитного, гидравлического или другого типа привода. В обычных условиях кроссовер едет за счет переднего привода, а задние колеса подключает по мере необходимости. У большинства кроссоверов переброска момента на заднюю ось ограничена возможностями муфты, кроме того, при длительной езде с пробуксовками колес муфта может перегреваться. У кроссоверов за редким исключением нет понижающей передачи и блокировок межколесных дифференциалов, так что их таланты в любом случае лимитированы.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f2/d8/c9/f2d8c914b112fa1e1ee622b26c7cbd02/656x438_1:5723_e8505a2b2cd59413c1fc98e9cedabc3b@1280x854_0xM6h71lMw_9997040341313447651.jpg.webp)
Для езды по настоящему бездорожью кроссоверы обычно не годятся в силу ограничений полного привода, недостаточного просвета и шоссейных шин (если владелец специально не заменил их на внедорожную резину).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e5/c3/79/e5c3791ca65d9fcef84263749d3d3a01/656x492_1:5723_f8443590a0a8f1102b29cba92fb2ced2@1024x768_0xtkqrqLWZ_1638062221921045296.jpg.webp)
Но неверно думать, что паркетный полный привод бесполезен. Он облегчает старт с места на льду и помогает на раскисшей после дождя грунтовке. Полный привод влияет и на управляемость, хотя здесь всё зависит от настроек конкретной машины: от быстродействия муфты, алгоритма работы электроники, а также настроек системы стабилизации. Некоторые кроссоверы с базовым передним приводом, например Nissan Juke, при агрессивной езде демонстрируют почти что заднеприводные повадки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/67/57/06/675706b0a68da95390cf58419929e3d5/656x440_1:5723_a5650e54aa007c6b5dc88e272264e2d1@1280x857_0xKHd1kZo0_2162075017329978170.jpg.webp)
При этом для рутинной езды паркетный полный привод зачастую не нужен, поэтому, если вы не ездите на природу регулярно, можете не доплачивать за него.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e3/9a/33/e39a3364a292862371c3c97834a99cee/656x369_1:5723_f0ade134174a9a13ba4cb09464a6b947@1280x720_0xcICMCtCk_0424361602438153398.jpg.webp)
Главный минус кроссоверов
Кроссоверы принято считать идеальным транспортом для России, но их основная проблема — это повышенные расходы, включая как покупку машины, так и ее эксплуатацию. Наглядный пример: легковой лифтбэк Skoda Octavia и кроссовер Karoq построены на одной платформе MQB. В версиях с одинаковым силовым агрегатом (1.4 TSI, 8AT) «Октавия» примерно на 100 тысяч рублей дешевле, более вместительная и экономит около 1 л / 100 км в стандартизованном цикле движения. При этом просвет у автомобилей почти идентичен (158 мм и 160 мм), а если «Карок» нужен с полным приводом, придется доплатить еще 100 тысяч сверху. И если езда по убитым дорогам для вас скорее исключение, чем правило, легковушки достаточно.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6b/e6/51/6be6515050a2cfeaf1a39a6846e6ab8a/656x369_1:5723_dd8e5f00d4c040cd6c596485ea48197e@1280x720_0xdLtROcOZ_7647412785597505640.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5f/ff/72/5fff72f23a6228aa8aa90360409d1192/656x369_1:5723_ad3f51173a7a020dda94a8ab84b10f5e@1280x720_0xcKL96RuT_9759542131231722769.jpg.webp)
Вопрос престижа
Ну, и напоследок: в России сложился стереотип, что кроссоверы — машины более статусные. Они крупнее и солиднее легковушек, поэтому некоторые клиенты тянутся к ним подсознательно: всё же почти внедорожники.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7b/25/ec/7b25ecbef65c49d5570e70899261efaf/656x369_1:5723_aeda7ce8806bdb78cd7d17980d4e4e26@1280x720_0x6BK5QLM9_9169985099610193558.jpg.webp)
Какой тип автомобиля вы предпочитаете?
На автомобильном рынке продолжается кризис, связанный с недостатком автокомпонентов. Цены на автомобили при этом бьют все рекорды, но спрос до конца прошлого года оставался на стабильном уровне.