Среди пострадавших из-за пандемии в 2020 году и спецоперации в 2022-м, кажется, меньше всего пострадали стилисты. Если упаковки соков потеряли краски из-за санкций, а в кинотеатрах почти не крутят западные фильмы, то работы для стилистов в столице только прибавилось.
MSK1.RU поговорил с двумя молодыми московскими стилистками, которые рассказали, что за последние два года изменилось в индустрии и почему уход зарубежных компаний оказал на их работу двоякое влияние.
2020 год
Локдаун в 2020 году затронул буквально всю планету: всевозможные заведения закрывались (некоторые — навсегда), многие люди теряли работу. Для стилистов, которые часто приобретают вещи в ТЦ перед съемкой, а потом возвращают в магазины, всеобщая изоляция должна была бы стать катастрофой. Однако есть свои нюансы.
— В сообществе все думали, что будет меньше заказов, меньше продакшена и съемок, — рассказывает столичный стилист Наташа. — Но из-за закрытия торговых центров все пошли на маркетплейсы.
«Там был огромный бум, куча заказов. То есть онлайн-магазинам нужно было очень быстро и много обновлять свои витрины»
— И у меня тогда случился взрыв моей работы на каталогах: какие-то шапки, куртки, колхозные платья, много всего приходилось быстро стилизовать для простых фото на сайты. Но было сложно с реквизитом для отдельных съемок, потому что торговые центры долго не приходили в себя, — вспоминает стилистка.
Также в пандемийный год возник и популяризировался особый вид стилистов:
— Все же стали переходить тогда в онлайн-формат. И возникли онлайн-стилисты. Они не считаются мошенниками. Это прямо-таки отдельное дело. Людям нужны были какие-то подборки, гайды в соцсетях и на сайтах брендов или компаний. Эти же онлайн-стилисты (да и другие) стали часто делать домашние «переодевалки» на видео.
«Ну то есть смешно (и иногда серьезно) показывали, как можно стилизовать в локдауне одеяло»
Другая московская стилистка Юлия вспоминает:
— До 2020 года я просто приходила в ту же Zara и находила всё, что будет круто выглядеть в кадре. Как и все, покупала в магазине, съемка проходила, и я всё возвращала. А в пандемийное время всё стало еще проще, я перешла в онлайн.
«Курьер привозит всё необходимое прямо на съемочную площадку. Возврат я оформляю на диване, а потом отношу в пункт выдачи заказов»
2022 год
Последствия спецоперации на территории Украины и повальное закрытие торговых центров серьезно сказались на столичной сфере стайлинга. Так, известная испанская сеть Inditex, к которой относятся Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius и Oysho, покинула российский рынок, хотя потом всё же вернулась.
— Я знаю точно, что многие стилисты перестали работать в принципе, потому что вроде как бесповоротно закрылись магазины масс-маркета, от которых люди зависели. В основном это были H&M, Zara, Bershka, — говорит стилистка Наташа. — Некоторые стали просто подбирать вещи на маркетплейсах, кидать ссылки заказчикам, мол, пусть сами покупают. Но съемок меньше не стало.
«Закрытие западных брендов спровоцировало рост и развитие российских, которые часто, конечно, занимаются перекупкой вещей на рынках типа "Садовод"»
Стилистки отмечают, что в 2022 году увеличились закупки вещей и тканей даже не из Турции или Беларуси, а из Киргизии, ведь там дешевле:
— Закупают оптом, делают ходовые фасоны для людей и продают. Но чтобы продать, организуют съемки, фотопродакшен и обращаются к стилистам для красивой картинки каталогов.
«То есть фотографируют свои коллекции, чтобы лучше продать: чем дороже картинка, тем дороже продукт»
Стилистки признаются, что, как ни крути, закрытие популярных брендов замедлило работу: в первые месяцы спецоперации найти необходимую вещь занимало больше времени. Но выживает, как известно, сильнейший:
— Конкуренция упала, курсы стилистов больше не пиарят из каждого утюга, как это было раньше, — отмечает стилистка Юлия. — Новички испугались, что стилист больше не будет такой востребованной профессией, поэтому многие бросили идею быть стилистом.
«Не такая уж и легкая профессия, как многие себе ее представляли. Моя мама — любитель фразы: "Твоя профессия — для хороших сытых времен"»
— Сейчас, после пандемии и несмотря на спецоперацию, лично мои доходы вернулись полностью на круги своя. Я уверена в востребованности своей профессии, а для этого нужно знать свое дело. Надо собирать ядро постоянных клиентов. Все переживают, что ничего не найдется. И я переживала. Но всё находится, все довольные, счастливые, — подытожила Юлия.
Ранее MSK1.RU рассказывал историю успеха стилистки Наташи Мазаевой и ее переезда из астраханского села Пришиб в Москву.
Мы также писали о том, оригинальные или нет вещи Zara стали продаваться на Wildberries и как пройдет Московская неделя моды с 20 по 26 июня.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».