Счет иностранным компаниям, покинувшим российский рынок, пошел на сотни. Хотя процесс и стал рутинным, демарш едва ли не каждой относительно известной марки становится темой для обсуждений. MSK1.RU расспросил экспертов, почему уход западных брендов притягивает к себе столько внимания.
На узкоспециализированных отраслях, работа агентов которых критически важна, но не видна невооруженным глазом, разрыв с Западом не сказаться не мог. Однако в нашем материале мы сосредоточились на тех брендах, отсутствие которых обыкновенные горожане заметили в первую очередь.
Среди прочего россиянам пришлось скорректировать привычные маршруты по торговым центрам. Поставщики брендовой одежды одними из первых отреагировали на внешнеполитическую обстановку и остановили поставки.
— Для тех, кто готов тратить время, чтобы выглядеть стильно, это не катастрофа, — полагает стилист Ксения Гузанова. — Нужно будет потратить больше времени на подбор образов, чем раньше. Заменить западные бренды возможно. Среди российских марок очень много крутых локальных брендов, которые набирают популярность. В России качественный, хороший пошив. Минус в том, что зачастую российские бренды предлагают одежду по более высокой цене, чем, например, тот же H`M. Но средний и высокий сегменты российские марки замещают отлично.
Впрочем, стилист добавила, что вскоре на российский рынок могут зайти китайские бренды уровня Zara. Эти вещи будут доступны широкому потребителю и не уступят по качеству западным конкурентам из массового сегмента.
В числе других обсуждаемых демаршей — автопром. Россияне быстро привыкли к разнообразию предложений на авторынке, хотя самым популярным (доступным) автомобилем остается LADA.
— Осознание еще не пришло, — уверен автоэксперт Максим Едрышов. — Ушли элитные бренды: BMW, Mercedes, Audi, Ferrari. Эти машины обычные люди не покупали. Так что беспокойство здесь вызывает не уход брендов. Дело в стоимости. Автомобиль стал роскошью.
«Купить автомобиль нормальный человек сейчас в принципе не в состоянии. Автокредитование не очень сильно помогает»
Лишить россиян фирменных товаров намерены были и некоторые производители бытовой техники. Механизмы параллельного импорта и обходная логистика частично свели на нет эти планы. Да и были ли они — большой вопрос.
— Поставки пошли в обход, — рассказывает сотрудник оператора продаж бытовой техники Сергей Касьян. — Производитель не может этого не понимать: отгрузки на соседние с нами страны уже выросли. Очевидно, это прослеживается. Наценка, конечно, подскочила, но дефицита не предвидится. Активация? Да, с лицензионным софтом на отдельных устройствах могут быть трудности. Но вспомните: мы все девяностые и половину нулевых жили практически без лицензионного ПО. Справлялись же как-то.
Резюмируя, можно отметить, что большинство отраслевых экспертов или игроков пока не видит поводов для паники. Тем не менее уход IKEA или закрытие ZARA провоцирует размашистые ветки обсуждений в соцсетях, а соответствующие материалы на новостных сайтах собирают рекордные просмотры.
Фокус в том, что западные бренды воспринимаются нами не просто как набор вещей, но как символ привычной (сытой и благополучной) жизни.
— Человеческая психика плохо функционирует в условиях постоянных изменений — это форма стресса, — объясняет клинический психолог Дмитрий Хусаинов. — Приходится постоянно адаптироваться, тратить ресурс на приспособление к новым реалиям.
«Бренды сами по себе ничего не решают, решает изменение привычного уклада жизни, в котором эти бренды – определенные символы»
Так, обыватель знал, что утром можно позавтракать в Mc`Donalds или купить новую футболку в H`M взамен порванной. Наступление новых реалий выбило из-под ног горожан эту уверенность.
— Теперь не понятно ничего, — продолжает Хусаинов. — «Мака» нет, окей, а завтракать-то выйдет на привычных условиях? А вдруг не выйдет? А что, если кофе вообще больше не будет? И так далее. Мы жили в гиперреальности. А сегодня проснулись — и ее больше нет. Какие-то куски где-то еще летают, а где-то — уже пугающая пустота.
Людей в данном случае пугает именно неизвестность, указывает Хусаинов. Она же провоцирует мысли вроде «всё, теперь жизни не будет». Психолог предполагает, что наиболее остро ситуацию воспринимают молодые люди, которые родились и выросли в обстановке изобилия.
— Люди постарше (но далеко не все), вероятно, могут быть защищены фантазиями а-ля «ну сейчас будет как раньше, там было неплохо, не нужен нам ваш интернет» и так далее, — отмечает Хусаинов. — Это не обязательно адаптивный сценарий, но ситуативно он может облегчить восприятие того, что происходит.
Важно отметить, что российские власти (на текущий момент) не ставят перед собой задачи создать товарный вакуум и отрезать российский рынок от импортных поставок. По всей видимости, пока государственники разделяют позицию горожан, не желающих возвращаться к временам бесконечного дефицита.
— Что касается потребительских товаров, тут мы как раз никогда не ставили задачу создать какую-либо безальтернативность, — указывал в интервью «Ъ» вице-премьер Денис Мантуров. — Граждане хотят видеть на прилавках изобилие и максимально возможный ассортимент. Лишать их этого, когда есть возможность этот выбор сохранить, несправедливо.
В связи с экономическими санкциями и усложнившейся внешнеполитической обстановкой Россию покинуло около 500 зарубежных компаний. Среди последних бизнес-беженцев — Ikea, Nike, Starbucks, H`M, McDonalds, Coca-Cola и др.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».