Бизнес Лонгриды проблема «Жизни больше не будет!»: почему мы так остро переживаем уход западных брендов

«Жизни больше не будет!»: почему мы так остро переживаем уход западных брендов

Популярные марки успели стать символами привычного уклада жизни

Москвичам пришлось скорректировать привычные маршруты по торговым центрам

Счет иностранным компаниям, покинувшим российский рынок, пошел на сотни. Хотя процесс и стал рутинным, демарш едва ли не каждой относительно известной марки становится темой для обсуждений. MSK1.RU расспросил экспертов, почему уход западных брендов притягивает к себе столько внимания.

На узкоспециализированных отраслях, работа агентов которых критически важна, но не видна невооруженным глазом, разрыв с Западом не сказаться не мог. Однако в нашем материале мы сосредоточились на тех брендах, отсутствие которых обыкновенные горожане заметили в первую очередь.

Среди прочего россиянам пришлось скорректировать привычные маршруты по торговым центрам. Поставщики брендовой одежды одними из первых отреагировали на внешнеполитическую обстановку и остановили поставки.

— Для тех, кто готов тратить время, чтобы выглядеть стильно, это не катастрофа, — полагает стилист Ксения Гузанова. — Нужно будет потратить больше времени на подбор образов, чем раньше. Заменить западные бренды возможно. Среди российских марок очень много крутых локальных брендов, которые набирают популярность. В России качественный, хороший пошив. Минус в том, что зачастую российские бренды предлагают одежду по более высокой цене, чем, например, тот же H`M. Но средний и высокий сегменты российские марки замещают отлично.

Впрочем, стилист добавила, что вскоре на российский рынок могут зайти китайские бренды уровня Zara. Эти вещи будут доступны широкому потребителю и не уступят по качеству западным конкурентам из массового сегмента.

В числе других обсуждаемых демаршей — автопром. Россияне быстро привыкли к разнообразию предложений на авторынке, хотя самым популярным (доступным) автомобилем остается LADA.

— Осознание еще не пришло, — уверен автоэксперт Максим Едрышов. — Ушли элитные бренды: BMW, Mercedes, Audi, Ferrari. Эти машины обычные люди не покупали. Так что беспокойство здесь вызывает не уход брендов. Дело в стоимости. Автомобиль стал роскошью.

«Купить автомобиль нормальный человек сейчас в принципе не в состоянии. Автокредитование не очень сильно помогает»

Лишить россиян фирменных товаров намерены были и некоторые производители бытовой техники. Механизмы параллельного импорта и обходная логистика частично свели на нет эти планы. Да и были ли они — большой вопрос.

— Поставки пошли в обход, — рассказывает сотрудник оператора продаж бытовой техники Сергей Касьян. — Производитель не может этого не понимать: отгрузки на соседние с нами страны уже выросли. Очевидно, это прослеживается. Наценка, конечно, подскочила, но дефицита не предвидится. Активация? Да, с лицензионным софтом на отдельных устройствах могут быть трудности. Но вспомните: мы все девяностые и половину нулевых жили практически без лицензионного ПО. Справлялись же как-то.

Резюмируя, можно отметить, что большинство отраслевых экспертов или игроков пока не видит поводов для паники. Тем не менее уход IKEA или закрытие ZARA провоцирует размашистые ветки обсуждений в соцсетях, а соответствующие материалы на новостных сайтах собирают рекордные просмотры.

Фокус в том, что западные бренды воспринимаются нами не просто как набор вещей, но как символ привычной (сытой и благополучной) жизни.

— Человеческая психика плохо функционирует в условиях постоянных изменений — это форма стресса, — объясняет клинический психолог Дмитрий Хусаинов. — Приходится постоянно адаптироваться, тратить ресурс на приспособление к новым реалиям.

«Бренды сами по себе ничего не решают, решает изменение привычного уклада жизни, в котором эти бренды – определенные символы»

Так, обыватель знал, что утром можно позавтракать в Mc`Donalds или купить новую футболку в H`M взамен порванной. Наступление новых реалий выбило из-под ног горожан эту уверенность.

— Теперь не понятно ничего, — продолжает Хусаинов. — «Мака» нет, окей, а завтракать-то выйдет на привычных условиях? А вдруг не выйдет? А что, если кофе вообще больше не будет? И так далее. Мы жили в гиперреальности. А сегодня проснулись — и ее больше нет. Какие-то куски где-то еще летают, а где-то — уже пугающая пустота.

Людей в данном случае пугает именно неизвестность, указывает Хусаинов. Она же провоцирует мысли вроде «всё, теперь жизни не будет». Психолог предполагает, что наиболее остро ситуацию воспринимают молодые люди, которые родились и выросли в обстановке изобилия.

— Люди постарше (но далеко не все), вероятно, могут быть защищены фантазиями а-ля «ну сейчас будет как раньше, там было неплохо, не нужен нам ваш интернет» и так далее, — отмечает Хусаинов. — Это не обязательно адаптивный сценарий, но ситуативно он может облегчить восприятие того, что происходит.

Важно отметить, что российские власти (на текущий момент) не ставят перед собой задачи создать товарный вакуум и отрезать российский рынок от импортных поставок. По всей видимости, пока государственники разделяют позицию горожан, не желающих возвращаться к временам бесконечного дефицита.

— Что касается потребительских товаров, тут мы как раз никогда не ставили задачу создать какую-либо безальтернативность, — указывал в интервью «Ъ» вице-премьер Денис Мантуров. — Граждане хотят видеть на прилавках изобилие и максимально возможный ассортимент. Лишать их этого, когда есть возможность этот выбор сохранить, несправедливо.

В связи с экономическими санкциями и усложнившейся внешнеполитической обстановкой Россию покинуло около 500 зарубежных компаний. Среди последних бизнес-беженцев — Ikea, Nike, Starbucks, H`M, McDonalds, Coca-Cola и др.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Чувствовала себя частью чего-то великого». Москвичка — о концерте Адель в Мюнхене: восторженная колонка фанатки
Анонимное мнение
Мнение
«Остается выкрасть математичку из соседней школы». Отец девятиклассника — о дефиците учителей в стране
Анонимное мнение
Мнение
«Может быть опасно химическими ожогами»: стоматолог — о домашней и профессиональной чистке зубов
Лилия Кузьменкова
Мнение
Проехали вдвоем 9000 км на авто. Подруги три недели колесили по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей
Анонимное мнение
Мнение
«В нем нет приторного победоносия, а герои узнаются». Журналист — о сериале «Игры»
Анонимное мнение
Рекомендуем