У бизнес-центра «Демидов», где находится офис Wildberries, 11 мая собрались недовольные продавцы маркетплейса. Предприниматели заявляют, что им заблокировали счета, а после площадка запросила огромную сумму за рекламу товаров. В совокупности продавцы, по их словам, должны отдать компании 2 миллиарда рублей.
Собираем в одном материале всё, что известно о причинах и последствиях очередного бунта продавцов Wildberries.
Череда конфликтов
Между Wildberries и партнерами маркетплейса (именно так в самих «Ягодках» называют продавцов и владельцев ПВЗ) разногласия возникают нередко. Так, в конце прошлого года офис Wildberries штурмовали отчаявшиеся продавцы, которым за неделю пришли многотысячные штрафы за якобы неверное указание габаритов товара. Тогда мы подробно рассказывали о причинах и исходе конфликта.
Правилам, которые устанавливает компания, по словам негодующих продавцов, просто невозможно следовать. А за их нарушение маркетплейс штрафует своих партнеров на большие суммы.
— Это как огромная машина, не знающая компромиссов, — признавалась тогда Ольга, владелица магазина на маркетплейсе.
В очередной раз офис Wildberries стал площадкой для разгоревшегося конфликта в марте этого года. Владельцев пунктов выдачи заказов компания начала штрафовать за подмену товара, хотя в сам ПВЗ чаще всего такой товар приходит из-за ошибок на складе или недобросовестных покупателей.
Владельцы пунктов выдачи требовали отменить штрафы, а также новый пункт в оферте, который запрещает предпринимателям, работающим с Wildberries, публиковать и распространять оскорбительную, «недостоверную» информацию о компании, ее клиентах и партнерах. За нарушение требований предусмотрен штраф в 100 тысяч рублей.
Что случилось в этот раз
Корреспондент MSK1.RU приехал 11 мая на место событий, когда собравшиеся уже прошли внутрь бизнес-центра и начали скандировать: «Верните наши деньги». На его вопрос о причинах недовольства ответил один из продавцов:
— Две недели назад нам пришел отчет, который не дали вывести (такие отчеты приходят каждую неделю). Он был заблокирован, мы даже не поняли почему, не было никакого объяснения, никакой ссылки. Вторую неделю также пришли деньги, которые мы не можем получить. Статус счета уже две недели как заблокирован.
«Сегодня утром у всех присутствующих мало того, что нет денег, которые обещали начислить, так еще и минус в миллионы»
— 40 человек, которые оказались в долгах на миллионы рублей, — подтверждает другой продавец. — Wildberries списал у кого-то 93, 123, 200 миллионов рублей за какую-то непонятную рекламу.
Собравшиеся в бизнес-центре «Демидов» через несколько часов отправились в штаб-квартиру компании у метро «Автозаводская». Туда, по словам корреспондента MSK1.RU, стянули пять машин полиции. Сотрудники правоохранительных органов стояли на улице и следили за обстановкой у офиса Wildberries, где собрались недовольные предприниматели.
Причина конфликта
За несколько дней до бунта у офиса маркетплейса служба безопасности Wildberries раскрыла нелегальные способы продвижения товаров. Дело в том, что около 300 продавцов воспользовались услугами «серого продвижения» на онлайн-платформе. Им злоумышленники предложили свои услуги через специально написанный Telegram-бот. Через него, по утверждению Wildberries, продавцы с помощью специальных алгоритмов пользовались рекламой на площадке, но не оплачивали ее.
— По предварительным данным, размер ущерба составляет около 650 млн рублей. Точная сумма будет установлена в ходе следственных действий. Продавцам, которые применяли мошеннические схемы, предстоит оплатить услуги рекламы в полном объеме, а также ответить на вопросы следственных органов, — сказали MSK1.RU в пресс-службе компании.
Бунтующие продавцы — мошенники?
Если верить пресс-службе Wildberries, все продавцы, чьи счета оказались заблокированы, и все, кто впоследствии получили огромные штрафы, были причастны к «серой» схеме продвижения. Но собравшиеся у офиса компании люди с этим оказались не согласны.
— Девушка обвинила нас, что мы причастны к мошенническим действиям, и в связи с этим наши личные кабинеты заблокированы. То есть не только деньги заблокированы, но и все действия — мы не можем пользоваться интерфейсом, — рассказала продавец Wildberries.
«Люди в шоке, и никто не объясняет, кто, почему, при чем мы вообще. Почему наши деньги заморожены?»
Однако даже если штрафы, которые площадка обязала выплатить продавцов, действительно справедливо назначены тем, кто захотел обойти пиар-систему самой площадки, цифры, по словам негодующих партнеров Wildberries, всё равно не сходятся.
— Чтобы вы понимали, тут есть женщина, которая на ВБ 17 месяцев, у нее долг 93 миллиона рублей, — объяснил нашему корреспонденту один из предпринимателей. — Простая математика: 93 разделим на 17, получится 5,5 миллиона — ежемесячный рекламный бюджет, это несусветные деньги. При этом общий штраф собравшихся здесь около 2 миллиардов рублей. Здесь много пострадавших, которым нужно платить зарплату их работникам, у них есть обязанность перед поставщиками. У них колоссальные убытки из-за заблокированного личного кабинета: остатки заблокированы, карточки тоже. Всё, что можно сделать, зайти в Wildberries и посмотреть картинки.
Что говорят в Wildberries
Днем в пресс-службе Wildberries корреспонденту MSK1.RU рассказали, что знают о бунте продавцов:
— Мы открыты к диалогу. Вчера компания подала заявление в полицию для расследования уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере. Данные по продавцам, которые к нам обратились сегодня, будут перепроверены.
Уже ночью, спустя семь часов разбирательств, компания рассказала, как решит проблему с продавцами. В пресс-службе Wildberries MSK1.RU сказали, что им удалось договориться с предпринимателями.
— Достигли договоренности с продавцами, которые пришли к нам в офис: приостановили начисления за рекламу на время проведения следственных действий сотрудниками полиции. Большая часть продавцов подтвердила использование «серых» схем продвижения и выразила готовность сотрудничать с полицией, — сообщили в пресс-службе.
В итоге представители Wildberries согласились, что большинство продавцов были обмануты мошенниками, организовавшими пиар-схему в обход площадки. Некоторые продавцы даже не участвовали в этом сами: на «серую» рассылку подписались их сотрудники. В таком случае, сказали представители маркетплейса, штрафы будут аннулированы.
Ранее мы рассказывали, что художник Никас Сафронов хочет отсудить у Wildberries 10 миллиардов рублей. Кроме этого, недавно покупатели Wildberries возмутились из-за платного возврата товаров. Читайте также о том, в каких условиях работают сотрудники гигантского склада Wildberries в Коледино — вместо заработка они лишь остаются должными компании.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».