Криминал «Это какая-то глупая агрессия». Бывший следователь прокуратуры рассказал, что правоохранители думают о пытках задержанных

«Это какая-то глупая агрессия». Бывший следователь прокуратуры рассказал, что правоохранители думают о пытках задержанных

Он объяснил замалчивание этих фактов закрытостью системы

Бывший следователь рассказал, что правоохранители думают о пытках задержанных

Бывший следователь прокуратуры и юрист фонда «Русь Сидящая»* Алексей Федяров назвал пытки задержанных садизмом, и объяснил, почему жалобы на действия правоохранителей редко доходят до суда. Об этом правозащитник рассказал в интервью главному редактору MSK1.RU.

— Следователям этого не надо, им это — дополнительная головная боль, — пояснил Федяров. — Вот у тебя человек избитый, тебе с этим что-то надо делать? Операм что? Они тебе его сдали, пихнули. Вот он говорит: «На, держи его». Что они с ним делали? «А что он у тебя такой?» — спрашиваешь опера. «Да так, он падал», — отвечает. Хорош, куда он там падал? Давай, рассказывай. И ты понимаешь, что тебе надо проверять.

Разговор с правозащитником о пытках, ошибках во время призыва и мобилизации заключенных можно посмотреть на нашем YouTube-канале

— Следствие заточено на то, чтобы замылить, убрать. Но что-то с этим надо делать: проводить проверку, выносить постановление, будет внимание прессы. А следователю дело тащить, а это будет держаться грузом. Зачем это делают опера — мне вообще непонятно, — сказал правозащитник. — Это садизм, который, по большому счету, какой-то рациональной необходимостью оправдать невозможно.

«Это какая-то глупая агрессия, которая потом для них же самих влечет проблемы»

Избежать, по мнению Федярова, пыток можно было бы, если бы органы регулярно возбуждали уголовные дела по фактам превышения должностных полномочий. Сейчас добиться преследования силовиков за избиения практически невозможно из-за лояльного отношения правоохранительной системы к своим сотрудникам, утверждает эксперт.

— [Нужно] чтобы он понимал, что суды не будут его спасать, и прокурор не будет жалобно блеять о том, что у него дети и ему надо дать условный срок, — отметил юрист. — Хотя за абсолютно аналогичные действия, когда один обычный мужик другого мужика, не полицейского, побил, ему попросят дать 6–7 лет, если он что-то сломал другому.

«Погоны на плечах нужно рассматривать как повышенную ответственность. Одно дело — ты ударил человека. Другое — ты ударил человека, будучи в погонах»

Федяров считает, что снижение ответственности правоохранителей за насилие — реакция на массовые протесты российских граждан. В пример он привел митинги на Болотной площади в 2011–2012 годах, акции против коррупции 2017 года, связанные с публикацией расследования Алексея Навального о Дмитрии Медведеве, а также летние протесты из-за недопуска независимых кандидатов к выборам в Мосгордуму.

До этого, по его словам, взаимодействие стражей порядка и граждан было более открытым.

— Прокуратура, где я начинал работать в 96 году, была в небольшом двухэтажном здании в Северском районе, в поселковом центре. Дверь была двойная, но обе двери были стеклянные. Никогда не было вахтера. Уходя, ты ее закрывал просто на ключ. И в любое время туда мог прийти человек и пожаловаться, — рассказал собеседник MSK1.RU.

Юрист пожаловался на то, что сейчас невозможно зайти в здание силового ведомства и передать заявление, «кому-то посмотрев в глаза». По его словам, на данный момент система выстроена так, что СК «закрылся стеной от сообщений о преступлениях».

— С изнасилованной девочкой приходишь, и ты не можешь дождаться следователя, — поделился Федяров.

«Попробуйте ночью, когда вас избили полицейские, дозвониться до СК, чтобы следователь выехал. Это почти невозможно»

— Я как-то на совещании у прокурора района Вениамина Степановича, покойного ныне, в 1997-м, наверное, году, слышал, как заместитель начальника ОВД милиции говорит: «Вениамин Степанович, давайте мы нам охрану и дверь посерьезнее поставим? Закрываться будете». Вениамин Степанович говорит: «От кого? Я буду от народа своего закрываться?» Старый такой советский прокурор. В итоге он не разрешил, так и оставил две стеклянные двери, — вспомнил бывший сотрудник надзорного ведомства. — Ну вот это, я считаю, прокуратура.

* Фонд «Русь сидящая» признан в РФ НКО-иноагентом.

Напомним, 28 сентября 32-летнего активиста Артема Камардина, которого задержали во время «Маяковских чтений», отправили в СИЗО до 25 ноября по делу о возбуждении ненависти. Его адвокат Леонид Соловьев заявил, что силовики «очень сильно избили Камардина и засунули ему в анальное отверстие гантель».

Этим летом в России приняли закон об ужесточении наказаний за пытки. Мы разбирались, поможет ли он защититься от жестокости правоохранителей.

Вместе с «Командой против пыток» мы собирали самые абсурдные объяснения пыток, которые приводили на допросах силовики.

11 июня Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла законопроект о неисполнении постановлений Европейского суда по правам человека. MSK1.RU рассказывал, чем это грозит для россиян.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Устала биться о непробиваемую стену службы судебных приставов». Юрист рассказала, как обойти систему и взыскать долги
Анонимное мнение
Мнение
Многострадальное «Преступление и наказание» и приквел «Дюны»: какие премьеры посмотреть в ноябре
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Монополия», мормоны и безумие. Почему нужно смотреть психологический фильм ужасов «Еретик» с Хью Грантом
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Это был провал»: критическая колонка москвича о том, как в один день изменили сотни маршрутов автобусов
Игорь Мещанев
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Рекомендуем