
Фото: Никита Куликов / MSK1.RU; Столичный СК / T.me
Поделиться
Утром 18 ноября у станции метро «Зюзино» на юго-западе Москвы нашли тело
Что грозит за убийство подозреваемому и его сообщнику? Виновата ли полиция, которая своевременно не отреагировала? Отвечает юрист Юлия Федотова.
К сожалению, случаи убийства из ревности, а также убийства из мести за расставание — не редкость. В Новосибирске парень убил семнадцатилетнюю возлюбленную прямо перед камерами наблюдения. Она написала 3 заявления в полицию на него. В Кемерово соседи 10 раз звонили в полицию из-за кричащей с просьбами о помощи женщины, прежде чем они отреагировали — но было уже поздно. В Орле участковая отказалась помочь женщине, жалующейся на угрозы. Майор при этом емко заметила: «Если вас убьют — мы приедем, труп опишем, не переживайте». За такую халатность полицейская получила 2 года колонии.
Самому подозреваемому в убийстве женщины на юго-западе Москвы за убийство грозит от 6 до 15 лет тюрьмы. Это «простое», не квалифицированное убийство, без отягчающих признаков. Погибшая не была беременна, не убита с особой жестокостью.
Сообщник, якобы помогавший убийце скрыться в Тамбовской области, может отвечать по двум статьям Уголовного кодекса. Если он был посвящен в планы об убийстве и заранее пообещал оказать содействие — его будут судить как пособника в убийстве. Сообщнику также грозит в таком случае от 6 до 15 лет колонии.
Если же помощь заранее не была обещана и преступник просто свалился другу как снег на голову со словами «Братан, спасай» — то ему грозит ответственность по статье 316 УК РФ — за заранее не обещанное укрывательство особо тяжкого преступления. Здесь предусмотрено куда более мягкое наказание — только до двух лет лишения свободы. Если же сообщник является близким родственником убийцы, ответственности он вовсе никакой не понесет. Близких родственников можно укрывать от правоохранителей — но только в том случае, если вы не обещали им это заранее, зная, что они готовят преступление.
Что касается сотрудников полиции. Если погибшая обращалась за помощью 17 ноября — за сутки до убийства, а указание возбудить дело об угрозе убийством по статье 119 Уголовного кодекса дала прокуратура — возможно, в полиции просто вынесли отказ в возбуждении дела. Что дошло до прокурора, и отказ был им отменен.
Во-первых, по имеющимся сейчас в СМИ данным, обращение было только одно — угрозы не носили характер систематических. Во-вторых, объективно: в России у сотрудников полиции нет законных мер реагирования на жалобы о преследованиях. Нет возможности выдать охранный ордер или иным образом обезопасить жертву преследования. С другой стороны — у мужчины был нож, он пришел к девушке на работу, знал, где она живет, и в целом вел себя не адекватно.
Если уголовное дело на сотрудников полиции, которые не отреагировали на заявление об угрозах, возбудят, то по статье 293 УК РФ «Халатность».
В августе мы писали о жестоком убийстве врача в Оренбурге. Замужнюю девушку преследовал влюбившийся в нее парень с расстройствами психики.