
Во вторник, 5 марта, Никулинский суд Москвы должен был вынести приговор по делу экс-ректора Шанинки Сергея Зуева и бывшей замминистра просвещения Марины Раковой. Они стали главными фигурантами дела о хищении 50 миллионов рублей у Минпросвещения.
Но вместо оглашения приговора судья объявил о возобновлении следствия, а оглашение приговора перенесли на 14 марта. Это решение объяснили тем, что не до конца изучили характеристики всех обвиняемых и судебно-психиатрическую экспертизу по Марине Раковой. Также в деле сменился гособвинитель.
На заседании потерпевшая сторона просила назначить подсудимым более мягкое наказание без лишения свободы. Все фигуранты дела отказались участвовать в прениях. Марина Ракова от последнего слова отказалась, а Сергей Зуев выразил свои сожаления. Об этом сообщает корреспондент MSK1.RU из зала суда.
— Да, сожалею о тех событиях, которые произошли, — произнес экс-ректор Шанинки.
Юрисконсульт вуза Кристина Крючкова, которая тоже оказалась на скамье подсудимых, в слезах произнесла лишь: «Поддерживаю, что сказала на предыдущем заседании». Адвокат девушки добавил, что у нее на иждивении остались дети и престарелая мать.
Что нужно знать о деле Раковой — Зуева
Длилось это дело почти три года. В августе 2021-го московская полиция возбудила уголовное дело по статье о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Речь шла о хищении порядка 50 миллионов рублей у Минпросвещения.
Главным фигурантом дела стала Марина Ракова. В Минпросвещения она занималась нацпроектом «Образование», а после ушла в Сбербанк и курировала проект «Цифровые образовательные платформы». По версии следствия, во время работы замминистром просвещения Ракова добилась, чтобы из бюджета выделили деньги Фонду новых форм развития образования (ФНФРО), который она же возглавляла.
По данным следствия, Марина Ракова на посту гендиректора ФНФРО вступила в сговор с главой фонда Максимом Инкиным, его сотрудниками и своим гражданским мужем Артуром Стеценко. Фонд заключил с Шанинкой два договора в рамках нацпроекта «Образование». МВД посчитало, что руководство вуза представило фальшивые отчеты о работах, которые были выполнены по контрактам, и так похитило около 22 миллионов бюджетных средств.
В деле оказался замешан еще один столичный вуз. Следствие заподозрило, что Ракова вступила в сговор с ректором РАНХиГС Владимиром Мау. Так вуз набрал на работу сотрудников, в том числе и из Минпросвещения, которые были «мертвыми душами». Этим людям выплачивалась зарплата, но фактически они не работали, а все деньги шли участникам сговора. Подписывал документы о трудоустройстве, по данным следствия, экс-проректор РАНХиГС Иван Федотов.

Больше года в СИЗО: как признавали вину
Осенью 2021 года Марину Ракову, Максима Инкина, управляющего директора Сбербанка Евгения Зака и Артура Стеценко арестовали. Позже обвинение предъявили и проректору РАНХиГС Ивану Федотову, юрисконсульту Шанинки Кристине Крючковой и ректору вуза Сергею Зуеву. Всех подозреваемых отправили в СИЗО.
Прокурор требовал для Раковой максимальное наказание — 8 лет колонии общего режима, для Сергея Зуева — 6,5 года колонии, для остальных фигурантов — от 3 до 5,5 года заключения.
После задержания Сергея Зуева, который был ректором Шанинки, больше 900 студентов, преподавателей и выпускников вуза подписали открытое письмо в его поддержку. Они в том числе указывали на «добропорядочную репутацию» Зуева и его проблемы со здоровьем.
Адвокаты бывшего ректора не раз говорили, что незадолго до ареста он перенес тяжелую операцию на сердце. К тому же Зуев воспитывает двоих детей, один из которых страдает аутизмом. Также он заботится о родителях-инвалидах 1927 и 1937 годов рождения.

За профессора вступились и сотни ученых, в том числе лауреаты Нобелевской премии Дейвид Гросс, Константин Новоселов и Филипп Шарп. Уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова также не раз просила освободить Зуева из СИЗО.
В августе 2022-го экс-ректор Шанинки выплатил больше 15 миллионов рублей и дал признательные показания. Но отрицал, что присваивал деньги себе. И только после этого ученого отправили под домашний арест.
Все остальные фигуранты дела тоже частично или полностью признали вину и возместили ущерб. Только в ноябре 2022-го Раковой, Зуеву, Инкину, Заку, Крючковой и Стеценко изменили меру пресечения с ареста на запрет определенных действий. Им нельзя было выходить из дома с 22:00 до 06:00 и использовать средства связи. Еще одного фигуранта дела, бывшего проректора РАНХиГС Ивана Федотова, оставили под домашним арестом.

Против экс-ректора Владимира Мау, которого подозревали в найме «мертвых душ», уголовное преследование прекратили осенью 2022 года. В январе 2023 года он улетел в Израиль.
Ранее MSK1.RU писал, что экс-владельца банка «Югра» Алексея Хотина приговорили к девяти годам колонии по делу о растрате более 23 миллиардов рублей. По версии следствия, с 2014 по 2017 год Хотин вместе с тремя подельниками из топ-менеджмента компании украл более 23 миллиардов рублей. Делали они это, выдавая заведомо невозвратные кредиты подконтрольным фирмам.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».