Тверской районный суд Москвы отправил блогера Дмитрия Портнягина под домашний арест до 10 июня. Его подозревают в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 198 УК РФ), а также в отмывании денежных средств, полученных преступным путем (пункт «б» ч. 4 ст. 174 УК РФ). Об этом сообщают корреспонденты MSK1.RU из зала суда.
В начале заседания участники несколько минут решали статус супруги Портнягина. Следователь просил удалить Екатерину из зала суда, а также вообще ограничить супругов в общении, поскольку она является участницей дела и имеет статус подозреваемого. Судья отказала в ходатайстве, сказав, что процесс открытый.
Сторона защиты просила не избирать домашний арест, а выбрать, например, залог в качестве обеспечительной меры. Следователь же настаивал на домашнем аресте.
— Его причастность подтверждается материалами, его показаниями и свидетелями. Что он уклонялся от уплаты налогов путем разбития бизнеса, — говорил правоохранитель.
Также представитель обвинения упомянул «одно обстоятельство». Сказал, что Портнягин якобы выкладывал посты в соцсети, в которых писал о поддержке Украины и высказывался о президенте Украины как о своем друге. Также предприниматель якобы перечисляет деньги на постройку военных объектов на Украине, а еще поддерживает российскую оппозицию, передают корреспонденты MSK1.RU. Прокурор поддержал ходатайство.
Далее взял слово Портнягин. Он признал вину в части неуплаты налогов и частично признал обвинение в отмывании денежных средств.
— А с чего начать нужно? 198-ю (статью УК РФ. — Прим. ред.) мы приняли и оплатили все налоги, штрафы, пени. Сейчас я не имею никаких задолженностей перед государством. 174-ю признаем частично. Мы ее не признаем, потому что мы не легализовывали средства преступным путем. Мы не знали об этом.
Портнягин ответил на слова следователя о поддержке Украины и оппозиции. Заявил, что с 2018 года его имя числится на сайте «Миротворец» и что он не поддерживал «недружественные страны». Ездил в Сирию на российскую военную базу, где записывал контент для своего блога.
— Никогда не поддерживал Зеленского и Навального, поддерживаю нашу страну. До этого я полтора года вместе с «Клубом 500» поддерживал ребят на СВО. Я перечисляю туда деньги на поддержку. Создал фонд, который оказывает эту поддержку, — защищался Портнягин.
Потом адвокат подсудимого Михаил Мушаилов начал говорить про бизнес-проекты Портнягина, которые в скором могут принести налоги. А если отправить его под арест, тогда бизнес не сможет работать. И налогов не будет. Адвокат потом стал говорить о том, что сторона готова внести залог. И что они категорически против запрета интернета для подозреваемого.
В ход пошли документы. Защита приобщила свидетельство о браке, справку о доходах, справу об отсутствии задолженности с небольшой переплатой в 670 тысяч рублей, справку о наличии болезней, а также разные благодарности от школ, военнослужащих и какого-то депутата.
— У меня 1,5 млн подписчиков, — взял слово предприниматель. — Я с 2016 блогер. Я сам из маленького города, у меня нет, к сожалению, образования. Я сам получил всё. Мне похвально, что, глядя на меня, многие делают шаги в бизнесе. <...> Когда ты популярен, может ходить огромное количество информации. Мы можем где-то ставить лайки, но это никак не относится к позиции к моей стране. Я не планировал никуда уезжать. Я спец в РФ. Я тут, хотя у меня есть возможность уехать и жить где-то.
Портнягин вспомнил слова Владимира Путина к Федеральному Собранию о том, что нужно быть помягче к малому и среднему бизнесу. Говорил, что его история показательна для многих предпринимателей. Бизнесмены следят за Портнягиным, чтобы узнать, есть ли поддержка государства.
Судья выслушала это. Уточнила у следователя, поддерживает ли он ходатайство защиты. Следствие оказалось против.
— Это неизвестно откуда было получено, — сказал он про дипломы и благодарности Портнягина, которая защита хотела приобщить к делу.
Но суд всё равно прикрепил документы, отказав приобщать только подписанную просьбу бизнесменов не отправлять Портнягина под стражу. Судья принялась зачитывать все благодарственные письма, что хочет прикрепить сторона защиты. Процесс долгий.
— Благодарственное письмо от школы... Благодарственное письмо «Наш фонд», организованное «Клубом 500»... — перечисляет она все благодарственные письма, которые прикрепляются к делу.
Когда судья закончила перечислять письма, Портнягин рассказал, что провел свой день рождения, который у него 14 апреля, в камере со стрелком, который убил полицейского.
— Думаю, этого хватит, чтобы понять, куда двигаться не стоит, — произнес фигурант.
Следователь был непреклонен. Он высказывался против того, чтобы ограничить меру пресечения залогом и запретом определенных действий. Обвинение заявило, что в отношении предпринимателя заведена новая налоговая проверка. А потом добавило, что у подсудимого есть вид на жительство в ОАЭ. А также у жены. И у четырехлетнего ребенка.
В этот момент в зале суда раздался голос супруги. Не было слышно, что она сказала, но судья накричала на нее и пригрозила удалить из зала.
Следователь продолжил. Он упрекал Портнягина в лицемерии.
— Он сейчас обеляет свою репутацию и умышленно поехал в зону СВО, учитывая, что никогда туда не ездил, — говорил представитель обвинения. — Считаю, что это даже достаточно мягкая мера пресечения.
Прокурор тоже отказался избирать более мягкую меру — якобы существуют факты давления на свидетелей со стороны Портнягина. После этого судья удалилась в совещательную комнату.
Решение судья огласила спустя почти 40 минут. Несмотря на аргументы стороны защиты, судья отправила фигуранта под домашний арест до 10 июня, запретив Портнягину звонить и пользоваться интернетом.
Весь список запрещенных Портнягину действий выглядит так:
не покидать жилище без разрешения следователя;
не получать и отправлять корреспонденцию, в том числе по электронной почте;
не общаться с потерпевшими и другими сторонами дела, кроме адвокатов, близких родственников и лиц, проживающих с ним совместно;
не использовать средства связи с интернетом за исключением экстренных вызовов или общения со следователем и адвокатом.
Напомним, осенью в прошлого года в московском премиальном клубе Сlub 500 прошли массовые задержания и обыски. Здание на Рочдельской улице окружили силовики, а посетителей не выпускали из здания на протяжении трех часов. Как пишут на сайте бизнес-клуба — он создан для предпринимателей, «которые хотят не просто усилить свои профессиональные качества, но и улучшить качество жизни».
Мы уже рассказывали, что известно о владельцах нашумевшего Club 500. Узнать, кто был участником и читал лекции, можно в этом материале. Также мы писали, на чем Дмитрий Портнягин смог сколотить свое состояние.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».