Название небольшого городка Кызылорды за последние дни прогремело на весь Казахстан. Недавно стало известно о том, что 16-летняя школьница Айгуль (имя изменено. — Прим. ред.) на протяжении полугода находилась в сексуальном рабстве, куда втянули ее приятели.
Девочку заставляли употреблять тяжелые наркотики и заниматься проституцией под угрозой убийства ее родителей. По словам матери, ребенком воспользовались около 1000 мужчин. Как стало известно о многочисленных изнасилованиях — читайте в большом тексте.
Подростки не понимали, что творят
Психологи и эксперты объяснили MSK1.RU, чем руководствовались школьники, когда заставляли свою подругу заниматься сексом со взрослыми мужчинами, сможет ли 16-летняя Айгуль прийти в себя после пережитого и почему она никому не рассказывала о произошедшем на протяжении шести месяцев.
— Отсутствие эмпатии у подростков — то, что ужасает почти каждого читателя. Люди говорят «дети жестоки», но с научной точки зрения это не больше, чем миф, — рассказала MSK1.RU Джавада Титарова, детский психолог. — Правда в том, что это недостаток эмоциональной зрелости, ответственность за развитие которой лежит на плечах родителя. Например: мать или отец сами эмоционально нестабильны, пренебрегают ребенком, игнорируют его чувства и переживания.
Здесь мы можем говорить, вырастает риск стать как автором агрессии, так и жертвой (в зависимости от личности и обстоятельств).
По словам психолога, несмотря на то, что половое созревание приравнивается к ментальному, в 16 лет подростки находятся лишь на пороге взросления.
— Их мозг еще не полностью сформировался: лобные доли, которые отвечают за планирование, принятие решений и контроль над импульсами, созревают последними, примерно к 22 годам.
Поэтому школьники легко вовлекаются в рискованные действия, не осознавая последствия.
Мучения продолжались на протяжении полугода. Некоторые задались вопросом: «Почему школьница столько времени терпела и молчала?»
— Синдром травмы сексуального насилия часто включает в себя страх осуждения и непонимания. Жертва ощущает вину за то, что произошло, — добавила Титарова. — А чувство безысходности только усиливает неспособность действовать. Тем более мы говорим о патриархальной стране, в которой девушки сталкиваются с сильной стигматизацией. После изнасилования сложно выйти замуж, завести семью, «очиститься» в глазах окружающих. Поэтому, даже узнав о подобном, родители и близкие часто предпочитают оставить случившееся в тайне.
Прежней жизни не будет никогда
При этом, по словам Джавады Титаровой, пережитая ситуация сильно повлияет на 16-летнюю школьницу. Например, у девочки могут появиться флешбэки, ночные кошмары, страх мужчин и женщин, телесного контакта, социофобия, нервное истощение, суицидальное поведение.
— На самом деле, почти то же самое, что происходит при ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), которым страдают ветераны войны. Жертве сексуализированного насилия требуется длительная реабилитация, помощь и поддержка. Не для того, чтобы вернуться к прежней жизни (ее уже не будет никогда), но сформировать новую, на которую всё же можно опираться, — объяснила детский психолог.
Как говорит специалист, подростки наиболее жестокие именно в 16–17 лет, потому что они ищут себя и мучаются в неуверенности — от этого появляется потребность во власти и контроле. Чтобы это компенсировать, появляется желание доминировать, подчинять. Контроль над другим человеком дает ощущение власти, значимости, безопасности.
— Одна из предпосылок к развитию такого стремления — насилие в родительской семье. Шлепнуть ребенка, ударить за проступок в воспитательных целях, — уточнила Джавада Титарова. — Суть модели поведения, в которой власть у сильнейшего.
И если родителям дать отпор опасно (подросток от них зависим), то он отправляется на поиски того, кто слабее: девушек, детей младше, животных.
Кроме того, по словам психолога, большая опасность заключается в том, что пубертат (возраст 13–18 лет) еще и характеризуется социальным давлением. В это время усиливается желание быть частью группы и страх стать изгнанным, пребывать в одиночестве.
— В эту ловушку попадает и жертва, и автор агрессии. Усложняет преступление, совершённое в группе: оно размывает чувство личной ответственности. Действия нескольких человек воспринимается как коллективное решение, — объяснила MSK1.RU специалист.
Закроется в балахоны и будет бояться мужчин
Детский и подростковый психотерапевт, эксперт по безопасности Ольга Бочкова рассказала нашим коллегам из Psychologies, что после пережитого у девочки могут возникнуть и симптомы посттравматического стрессового расстройства.
— Кроме того, могут возникать психосоматические расстройства сексуальной сферы, такие как вагинизм или аноргазмия, а также встречающиеся при разных видах насилия симптомы в виде головной боли, нарушения сна, нарушения аппетита, и шире — расстройства пищевого поведения. Насилие неизбежно будет влиять на личность, на психику человека, — объяснила специалист. — Даже есть исследования, показывающие, что сексуализированное насилие, совершённое с человеком в раннем возрасте, может приводить к формированию пограничного расстройства личности.
Впоследствии травмированный ребенок также может полностью закрыться в себе — скрыть свою сексуальность с помощью балахонов и широкой одежды. А еще — избегать разговоров и обсуждений темы секса.
— Насилие неизбежно будет влиять на эмоциональную и волевую сферу. Насилие — это когда подавляют твою волю, помимо твоего желания с тобой делают что-то, что ты вообще не хочешь, и ты это никак не можешь остановить, — уточнила психотерапевт Ольга Бочкова. — Особенно когда это продолжительное насилие с использованием угроз, избиений, принуждений, давлений, то есть когда воля длительное время подавляется и может приводить к некой форме выученной беспомощности.
По словам специалиста, все эти признаки указывают на то, что человек сильно травмирован.
— Настолько сильно, что он превратился в такую куклу, безэмоционального зомби, марионетку, которую куда ни поведи, ты можешь с ним делать всё, что хочешь. Это требует немедленного помещения человека в безопасную ситуацию, где он лишен возможности контактировать с людьми, которые подвергали его насилию, — поделилась Ольга Бочкова.
Ранее мы подробно рассказывали о другом деле, которое прогремело на весь Казахстан. В ходе заседаний по делу экс-министра экономики Бишимбаева стало известно, что в вечер перед смертью Салтанат ее бывший писал разным девушкам с вопросом о том, свободны ли они этим вечером.
В суде также допрашивали гадалку-таролога: именно ей экс-министр позвонил вместо скорой, чтобы узнать о состоянии своей умирающей жены.
Прочитайте также о том, как обвиняемый в убийстве жены экс-министр Казахстана настаивал на отношениях и не понимал отказа. Мы также писали, что известно о погибшей Салтанат Нукеновой.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш 10 Яндекс Станций Мини среди подписчиков.