
Глава столичного департамента культуры Александр Кибовский рассказал о том, почему важно помнить о ВОВ
Фото: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU
Поделиться
22 июня вся страна отмечает День памяти и скорби. В эту памятную дату мы вспоминаем первые дни Великой Отечественной войны, возлагаем цветы к могилам солдат и чтим память героев.
Наш корреспондент в 4 утра пришел на акцию «Вахта памяти» к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду. На месте выступил министр правительства Москвы и руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский. После мероприятия нам удалось поговорить с ним о важности памяти и о том, как сейчас воспринимается Великая Отечественная война россиянами. Мы публикуем отрывки из нашего с ним разговора.
— Вы понимаете, времена не выбирают, и какие бы они ни были сложные, мы должны помнить важнейшие, краеугольные события в истории и памяти народа.
Нельзя забывать, что эта победа была куплена огромной ценой. Что миллионы людей являются жертвами той войны. И они отдали свои жизни, приближая эту победу, чтобы мы сегодня жили.
Бывает, спрашиваешь: «А у тебя воевал дед?» — «Конечно, воевал». — «А где воевал?» Не знают. Терялся этот интерес, эта связь. И сейчас это вернулось «Бессмертным полком».
Видео: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU
Допустим, я — москвич. Взять мою семью, с Москвы все уходили на фронт у меня. Дед воевал, брат его погиб. Прадед, естественно, тоже, брат прадеда погиб, и прапрадед тоже погиб. В оккупации, кстати, он был врачом: помогал партизанам. Это стоило ему жизни, [он умер] зимой 1941–1942 года. Хотя он уже был очень пожилой человек, он был еще ветераном царской армии. И, конечно, если каждую семью посмотреть: вот эта песня, что «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» (песня из фильма «Офицеры». — Прим. ред.), — это не просто красивая фраза. Так оно и есть на самом деле. И это мы уже воспринимаем, когда начинаем изучать семейные фотографии, семейные документы. Это сидит в каждом из нас на самом деле, и это очень правильно.
Это еще не стало субъектом истории, когда мы просто изучаем эти события и как-то это нас никак не трогает. Нет, это была такая грандиозная, самая страшная война, война за выживание.
— Мы в последние годы говорим про переписывание истории, про переписывание учебников истории. Как сохранить истинное значение?
— Учебники можно переписывать сколько угодно. «Бессмертный полк» как раз и показал, что самое правильное — это достижение результата не путем назидательной педагогики. Она не всегда достигает цели, и когда мы говорим о каких-то глобальных вещах — научных конференциях, симпозиумах, — мы говорим о том, что это удел профессиональных историков. Это могут быть ученые, которые могут выяснять подробности, но мы же говорим с вами про очень важный эмоциональный аспект. Не зря я говорю про то, что мы обсуждаем не историческую, какую-то давнюю проблему.
Допустим, мой далекий предок участвовал в Бородинской битве. Я сегодня могу об этом спорить с жаром. Но это все-таки касается очень небольшого круга людей, которые сегодня состоят в обществе потомков войны 1812 года. И это не имеет такого многомиллионного отклика в душах всех наших соотечественников.
С другой стороны — очень важно, чтобы главные вехи были четко сформулированы и донесены до массового сознания. Не только с точки зрения каких-то догм, но именно в той форме, которая удобна, понятна. Это во многом достигается и с помощью искусства, поэтому важный вопрос — как мы влияем на аудиторию через культуру, через произведения? Наши предки нам оставили потрясающий задел в виде огромного количества гениальных произведений музыки, кино, живописи, театра: от Шостаковича и до даже «Катюши», которую мы поем иногда и на застольном уровне. Этот фундамент — потрясающий, он нам позволил простоять очень много времени, сохранить себя и свою идентичность.

Фото: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU
Поделиться
Очень важно, чтобы это имело продолжение и чтобы мы не только могли вспоминать какие-то произведения прошлого, но и могли делать что-то, что достойно бы продолжало эту линию. Сначала это были профессиональные композиторы и режиссеры, современники эпохи. Потом в искусство пришли вернувшиеся с фронта лейтенанты — и началась другая потрясающая плеяда: появилась лейтенантская проза, возникли такие режиссеры, как Чухрай. Это был другой взгляд на войну.
Разговор о том, что такое эхо войны, сегодня очень важен. Тем более когда сегодня есть потрясающая возможность с помощью новых технологий делать крутые вещи, есть различного рода каналы, которые этим занимаются. И этот разговор на самом деле идет. Это не только инициатива сверху, это зачастую инициатива снизу. Думаю, что в этом есть баланс, который позволит сохранить эту память и преемственность.
Ранее MSK1.RU публиковал историю участницы Великой Отечественной войны, которая ушла на фронт в