Культура интервью «Все мы окажемся в лапах полиции». Стрит-арт-художник Сергей Овсейкин — о цензуре, эмиграции и любви к Москве

«Все мы окажемся в лапах полиции». Стрит-арт-художник Сергей Овсейкин — о цензуре, эмиграции и любви к Москве

Разговор с автором скандально закрашенного мурала в Беляево

Уже 4 месяца художник Сергей Овсейкин живет в Израиле

В начале июня власти закрасили знаменитый мурал «АЯ» в московском Беляево. Жители района бастовали несколько лет, но защитить художественное произведение по мотивам стихограммы российского поэта Дмитрия Пригова так и не удалось.

Корреспондент MSK1.RU поговорил с автором закрашенного мурала. Стрит-арт-художник Сергей Овсейкин из Zukclub (именно он был создателем забавных граффити «Москва-Товарная» на берегу Индийского океана) рассказал о том, как влияет цензура на художников, лучше ли Собянин Лужкова и какое будущее у России.

Zukclub — группа стрит-арт-художников, существующая с 2002 года. Работы десятков авторов команды можно увидеть в Москве и других городах России, а также еще в 50 странах по всему миру. ZUK - это аббревиатура слов "Зебра Улетела Куда?"

Против закрашивания мурала выступали студенты Института Пушкина в Москве

Предыстория


Все точно видели ваши работы, но в интернете мало что пишут о Zukclub или Сергее Овсейкине. Расскажите о себе.

— Наша группа художников образовалась в 2002 году, людей становилось всё больше и больше. Мы занимались граффити, потому что хип-хоп был на слуху. Информация поступала из Европы и Штатов: книги, фильмы, клипы, музыка. Мы начинали с простых шрифтовых композиций, граффити.

«Но это быстро надоело, и рисунки начали превращаться в более фигуративные и понятные для масс»

Потом мы полностью переключились на стрит-арт — на понятное искусство. Мы вдохновлялись мировыми художниками — например, Шепардом Ферри. Затем перешли к монументальному искусству и к большим работам, которые видели у художника Блю из Италии. То есть это такие огромные изображения на разные сюжеты, — рассказывает художник.

Мурал с портретом Александра Скрябина

— Постепенно наши проекты становились всё серьезнее, какие-то здания нам даже выделяли под проекты легально. Мы пытались показывать некое отражение происходящих вещей в стране. Zukclub — не совсем столичная команда, мы далеко не все родились в Москве: у нас есть авторы из Питера и Екатеринбурга.

«Я дольше всех в команде и руковожу ей. Родился и прожил жизнь в Москве в районе ВДНХ»

Кто в вашей команде? Назовете имена?

— Сейчас это Максим Маляренко, Кирилл Степанов, Никита Ходок и два парня из Екатеринбурга: Ваня и Никита под псевдонимом Районцев. В основном сейчас все находятся в России. Сам я четвертый месяц живу в Израиле.

Мурал с портретом Михаила Булгакова

- Что значит аббревиатура ZUK и ее расшифровка "Зебра Улетела Куда?"?

- Зебра вообще стала одним из первых наших знаков фирменных. Мы делали много постеров с зеброй в начале 2010-х годов: стало олицетворением нашей командой. В РФ даже стали меньше ее рисовать на улицах, потому что она сразу с нами ассоциировалась.

«А почему зебра именно? Это животное - оптическая иллюзия. Они бегут, их полоски трясутся и гипнотизируют хищников. Поэтому сложно поймать»

У нас куча работ с оптическими иллюзиями, черно-белыми композициями и так далее. "Улетает" наша зебра, потому что мы по миру сделали уже порядка 150 работ.

Москва Лужкова и Собянина


Расскажите, когда уличным художникам работалось лучше?

— Скажем так, в 2010-х годах можно было сделать те акции, которые сейчас невозможны. Это времена, когда на разводном мосту напротив здания ФСБ был нарисован огромный член арт-группой «Война». И такое не особо наказывалось. Сейчас если ты на такое идешь, то сильно рискуешь. Режим стал гораздо жестче, гайки затягиваются. Цензура в сторону художественного высказывания всегда мешает развитию.

«Чтобы двигаться вперед, нельзя цензурировать искусство. Но это происходит. А уличное высказывание очень сложно контролировать. В этом и прелесть»

Граффити Zukclub перед входом в Парк Горького

При каком мэре лучше работалось: Лужкове или Собянине?

— Лучше работалось при Капкове [Сергее], который возглавлял департамент культуры в Москве. Потом пришел Кибовский [Александр], и стало как бы неинтересно. Причем неинтересно им [властям]. А между двух мэров я выберу Собянина, потому что меня устраивает, что было создано за последние десять лет в Москве.

«Мне кажется, Москва — один из лучших городов мира. Есть же шутка: когда приезжаешь в непривлекательный город, то говоришь: "Собянина на вас нет"»

Как художнику что вам не нравится в столице?

— Мне не нравится, что в структуре правительства нет человека с пониманием. Нет человека, который может отчленить искусство от «не искусства». Экспертов со стороны власти — нет. Нет человека для консультаций. Когда мы встречаем в Москве какую-нибудь работу, пускай и нелегальную, но украшающую город, то ее почти сразу пускают под каток, ни с кем не проконсультировавшись.

«Получается, рисовать полноценно в городе нет смысла. Остаются только небольшие надписи и теги. Так может показаться, что граффити это что-то плохое»

Картина «Добро пожаловать» в московском выставочном пространстве

Расскажите про вашу работу с двумя силовиками, которые замахиваются дубинками.

— Это работа 2018 года, она находится на Чистых Прудах, я ее делал для выставки, и сейчас она уже частично демонтирована. Кстати, ее перевели в NFT, а выкупила лот Надя Толоконникова (признана в РФ иноагентом) из группы Pussy Riot. Это в целом работа о проблеме полицейского государства.

Вы сейчас такое нарисуете? Или внутри появился цензор?

— Безусловно, появился. Наше сообщество уличных художников не очень большое. Это 50 человек в Москве и 100 человек по всей России. И вот только среди нас уже есть 4 громких дела за последние полгода. Это кейс художника Кирилла Кто — у него судимость. Случай Ивана Волкова, который в январе создал инсталляцию в виде куска говна в Питере на Марсовом поле. Это Тимофей Радя, который вышел с баннером на митинг в поддержку Навального. Это художник Филип Пенсо. И другие

«Это все сильные художники, каждого из них представляет галерея современного искусства в Москве. У каждого из них судимости. Это неправильно»

Работа художника Тимофея Ради

К хорошим художникам я бы еще причислил нашего Вову Абеха — он тоже ходит по лезвию. Российский арт в принципе знаменит своими текстами, потому что язык обширный, многогранный. Это уникально для всего мирового стрит-арта. В СССР был Юрий Альберт, если вообще говорить о концептуализме, который когда-то создал Дмитрий Пригов.

Деньги

Стрит-арт-художник — это богатый человек? Сколько можно получить за мурал на московском доме?

— Муралы, наверное, не очень-то могут принести деньги. За теплый сезон, когда можно рисовать, мы делаем 2–3 проекта.

«Один будет стоить 700–800 тысяч рублей — на всех человек. Плюс нужны краски, нужно оборудование, которое тебя поднимет наверх, и так далее»

Рисунки на стене — не источник заработка: только если ты не стоишь на подряде у компании ПИК. Хотя и они постоянно не расписывают свои здания. В общем, бизнес тут не построить.

«Карт-бланш» в Екатеринбурге

Что с фестивалем «Карт-бланш»? Какова его судьба в 2022 году?

— Он четыре года подряд проходил в Екатеринбурге. Сейчас всё будет организовано по-другому, чтобы избежать цензуры.

«Всё будет не так легально. Но Ёбург такой город, который привык к стрит-арту. Там не станут вызывать полицию из-за художника, рисующего на стене»

Люди любят стрит-арт в Екатеринбурге. Уличный художник в свою очередь не станет рисовать на стене, на которой это нежелательно. То есть ты понимаешь на улице, где можно и где нельзя рисовать.

«Не говоря уже о неписанных законах: не рисовать на церквях, мраморе, памятниках архитектуры. Внутри комьюнити все это знают»

Совместная работа Сергея Овсейкина и Тимофея Ради на фестивале «Карт-бланш» в 2020 году

В 2022 году ситуация накалилась. Мы не можем собрать 80 человек художников, чтобы стихийно разрисовать город. Многие из нас просто окажутся в лапах полиции. Поэтому решено делать фестиваль в разных местах: это 18 городов и 5 стран, везде есть свой куратор, который помогает с локациями, материалами и так далее. Можно сказать, что мы стали международными. Я курирую часть фестиваля в Израиле.

«Цель — просто сделать объект искусства без цензуры. Чтобы никто не говорил: "Рисуй это, а это не рисуй". Везде мы создадим по чуть-чуть»

Назовете любимые работы?

— Все ваяют в своей манере авторской. Мне очень понравилась работа Тимофея Ради, где на билборде было написано: «Я б обнял тебя, но я просто текст». Бывают разные проекты, у всех свой стиль, и я стараюсь не называть кого-то лучшим или худшим. У всех свое мнение.

Ранее MSK1.RU показал работы уличных художников на московском «Винзаводе». Мы также рассказывали историю-триллер, как Эдик Натанов продавал, терял и находил работы Малевича и Кандинского.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Циничный юмор и пугающие гримасы. Чем порадовало продолжение нашумевшего фильма ужасов «Улыбка» — рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Заурядная мелодрама или свежий взгляд на вечную тему? Стоит ли смотреть «Время жить» с Эндрю Гарфилдом и Флоренс Пью — рецензия
Анонимное мнение
Мнение
«Монополия», мормоны и безумие. Почему нужно смотреть психологический фильм ужасов «Еретик» с Хью Грантом
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Это был провал»: критическая колонка москвича о том, как в один день изменили сотни маршрутов автобусов
Игорь Мещанев
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Рекомендуем