Культура эксперт «Неграмотные вынуждены диктовать». Есть ли пропаганда в серии ЛГБТ-книг, которая продается многотысячным тиражом, — объясняет эксперт (18+)

«Неграмотные вынуждены диктовать». Есть ли пропаганда в серии ЛГБТ-книг, которая продается многотысячным тиражом, — объясняет эксперт (18+)

Ранее «Лига безопасного интернета» посчитала, что новый роман распространяет детскую порнографию

Эксперт объяснил, есть ли пропаганда в «Лете в пионерском галстуке» и его продолжении

В конце августа в России вышла книга «О чем молчит Ласточка» — продолжение нашумевшей ЛГБТ-истории «Лето в пионерском галстуке». Мы уже прочитали эту книгу и в рецензии размышляли о том, что это более взрослая история — Юре и Володе уже под сорок лет, они прожили двадцать лет порознь, а теперь им приходится знакомиться друг с другом заново.

Для кого-то захватывающий текст другим кажется гей-пропагандой и — того хуже — распространением детской порнографии. Глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина в своем телеграм-канале в начале сентября опубликовала некое «комплексное заключение», якобы доказывающее, что «О чем молчит Ласточка» распространяет детское порно. Отметим, что на обеих книгах есть маркировка 18+, а описанные отношения между Юрой и Володей в первой книге — отношения между 16-летним парнем и 18-летним вожатым. В «комплексном заключении» отмечается, что возрастная маркировка и указание на возраст Юры являются «манипулятивными», на самом деле аудитория книги — младше 18, а Юре — 13–14 лет. Так решили эксперты Игорь Понкин и Виктор Слободчиков — опираясь лишь на свои предыдущие публикации. К слову, документ размещен на портале с говорящим названием «Нравственность и закон».

Корреспондент MSK1.RU прочитал обе книги в поисках пропаганды и не нашел ее. Но мы не эксперты, поэтому за помощью обратились к Елене Новожиловой, филологу, судебному эксперту-лингвисту, с целью понять, есть ли в этих книгах пропаганда и другие нарушения российского законодательства.

О пропаганде


— Вообще, основная ошибка обсуждающих «Лето в пионерском галстуке» — это то, что они применяют понятие «пропаганда» к художественному произведению, независимо от качества художественного произведения. Пропаганда — это четкое определенно направленное действие. А в литературном произведении всегда создается некий особый мир, в этом и состоит цель художественного текста, в этом его, так сказать, направленность: она не вовне, а внутрь, — говорит эксперт.

«Художественные произведения не могут быть направлены на формирование чего-либо. В том числе на формирование определенных установок у читателя»

В разговоре с MSK1.RU Елена отметила, что исключение из этого правила составляют агитки — пропагандистские произведения, обычно выделяемые в отдельный жанр и имеющие собственные жанровые признаки. Это крайне редкое идеологическое явление, а по общему правилу художественный текст не может быть актом пропаганды.

Вместе с этим Елена напомнила и о части первой статьи 44 Конституции РФ, которая гарантирует «свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества» для каждого гражданина России.

Филолог отмечает, что литературные произведения могут быть на любую тему, а могут не иметь темы вообще.

— «Лето в пионерском галстуке» — это произведение на некую неудобную тему, — объясняет Елена Новожилова.

«Но духовный риск неизбежен в литературе, писатель может затрагивать любые темы: самые болезненные, самые неудобные, самые неприличные»

Это нормально для литературы. Более того, сам литературный процесс (это научный термин) есть регулярный разрыв шаблона и регулярное причинение боли части аудитории. Иначе литература не живет, иначе она мертвая.

По мнению Новожиловой, утверждение о том, что в художественном тексте может содержаться пропаганда, — это «откат назад», возвращение к доцивилизационным временам, когда люди еще не знали ни письменности, ни культуры, ни творчества, это отрицание человеческой истории.

— Есть такое выражение — афоризм Станислава Ежи Леца (польский поэт и философ XX века. — Прим. ред.) — «Неграмотные вынуждены диктовать». Ну вот они и надиктовали.

О тексте


Елена Новожилова отмечает, что серьезных литературно-критических текстов о «Лете в пионерском галстуке» и сиквеле повести практически нет. Сама она называет эти книги ЛГБТ-фикшеном, выделяя подобные произведения в отдельный жанр. При этом отмечает: между ЛГБТ-произведением и литературным мейнстримом «ярко выраженных различий нет».

Писатель и литературовед Дмитрий Бавильский в свою очередь называет «Лето в пионерском галстуке» литературой в жанре Young Adult. «Коммерсант» в своей аналитической заметке отмечает, что многие ошибочно подразумевают под Young Adult обращение к ЛГБТ-повестке.

Young Adult — дословно переводится как «молодые взрослые». К этому жанру литературы относят книги для и про подростков, но часто их читают довольно взрослые люди. Впервые этот термин к литературе применили еще в начале XIX века, к подобным текстам относили книги Жюля Верна и Марка Твена. Крупнейшими книгами в жанре Young Adult сейчас считаются «Голодные игры» Сьюзен Коллинз и «Виноваты звезды» Джона Грина.

— В принципе, «Лето в пионерском галстуке» — это средний образец жанра, с простым сюжетом, написанный простым языком. Но если вы не прогуливали уроки литературы в школе, то вы должны понимать, что без средних текстов не бывает текстов вершинных, — говорит Елена Новожилова.

«Величайшие литературные произведения — это следствие развития уже существующих интенций в словесности»

Как филолог Елена выделила несколько недостатков текста, не в последнюю очередь обратив внимание на фактчекинг. Так, например, она отметила, что получающий юридическое образование в МГИМО Володя должен был больше думать о законе. Во второй части филолог отметила более живых персонажей по сравнению с первой книгой.

— Правда, этот момент читатели могут и не отметить, поскольку они не найдут в этой книге такой подробной, детальной реконструкции советского прошлого, [которая была в первой части].

«Лето в пионерском галстуке» действительно рисует узнаваемый мир советского пионерлагеря, с подъемами и отбоями, линейками и зарядками, походами и спектаклями. Это добрый, теплый и беззащитный мир, что не может не подкупать читателя. Действие происходит в 1986 году — сразу после чернобыльской аварии, которая, правда, никаким образом не повлияла ни на сюжет произведения, ни на самих героев.

— К слову о сексе, в первой части — «Лето в пионерском галстуке» — секса как-то и нет… Даже если несколько раз перечитать, там трудно что-либо обнаружить. Как этого авторы достигли, я не понимаю, честно. Да и во второй части откровенные сцены редкие и малозаметные.

О комьюнити


На самом деле важность «Лета в пионерском галстуке» для ЛГБТ-комьюнити в России отражается в том резонансе, который новинка вызывает среди чиновников, депутатов, публичных спикеров и даже комментаторов на MSK1.RU. Кроме уже упомянутой Екатерины Мизулиной, против ЛВПГ высказывались депутаты Останина и Хинштейн, писатель Захар Прилепин, подмосковный детский омбудсмен Ксения Мишонова, что не мешает книге продаваться огромными тиражами. Кстати, Роскомнадзор не нашел никаких проблем в книге — ведь она продается под маркировкой 18+.

Но с точки зрения содержания — что эта книга предлагает делать ЛГБТ-комьюнити в России? В рецензии MSK1.RU мы писали о том, что продолжение — «О чем молчит Ласточка» — кажется, выносит на обсуждение единственный вариант: переезд в Европу.

Противопоставление постсоветских стран и западного мира, которое есть в книге, на самом деле не предлагает никаких перспектив, считает Елена Новожилова.

— На самом деле герои терзаются всё это время из-за того, что не видят никакого позитивного будущего для себя нигде. Я бы не сказала, что книга дает перспективу будущего в Европе, — нет. Если бы это было так, то они бы на двадцатой-тридцатой странице собрали чемоданы и дальнейший сюжет развивался бы только там, — делится Новожилова.

В итоге общественные обсуждения, которые развернулись вокруг «Лета», на самом деле никакого отношения к тексту не имеют и существуют уже за его пределами. На этом фоне разворачивается дискуссия об ужесточении закона об ЛГБТ-пропаганде — в этом случае не получится продавать ЛВПГ и ОЧМЛ даже с маркировкой 18+.

— Литература никому ничего не должна — это главное. Если возникает какой-то побочный положительный эффект от нее, это здорово. Но творчество само по себе независимо. И если мы его мыслим в каком-то плотном политическом, идеологическом контексте, то это почти всегда наше вчитывание смысла в него. То есть я защищаю литературу от любой идеологии, когда говорю это, — подводит итог Елена.

По-вашему, есть ли пропаганда в книгах «Лето в пионерском галстуке» и «О чем молчит Ласточка»

Да
Нет
Не знаю, не читал

MSK1.RU продолжит следить за тем, как в России разворачивается дискуссия о полном запрете ЛГБТ-пропаганды. Для некоторых ситуаций законы пока еще не написаны: почитайте историю двух парней, которые якобы занимались сексом возле окна, а теперь могут сесть на 20 лет по делу о насилии над малолетними. Мы также публиковали честную колонку корреспондента MSK1.RU о том, почему это дело касается всех представителей ЛГБТ в России.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Устала биться о непробиваемую стену службы судебных приставов». Юрист рассказала, как обойти систему и взыскать долги
Анонимное мнение
Мнение
Заурядная мелодрама или свежий взгляд на вечную тему? Стоит ли смотреть «Время жить» с Эндрю Гарфилдом и Флоренс Пью — рецензия
Анонимное мнение
Мнение
«Это был провал»: критическая колонка москвича о том, как в один день изменили сотни маршрутов автобусов
Игорь Мещанев
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Написала более 100 писем в колонию». Колонка юной художницы из Москвы, которая рисует специально для заключенных
Анонимное мнение
Мнение
Циничный юмор и пугающие гримасы. Чем порадовало продолжение нашумевшего фильма ужасов «Улыбка» — рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Рекомендуем