MSK1
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Москве

Погода+15°

ясная погода, без осадков

ощущается как +16

0 м/c,

штиль.

748мм 81%
Подробнее
USD 85,56
EUR 93,26
Культура Отменили Лию Ахеджакову мнение «Ее отменяют вместе со всей российской культурой». Корреспондент MSK1.RU — о скандале вокруг Лии Ахеджаковой

«Ее отменяют вместе со всей российской культурой». Корреспондент MSK1.RU — о скандале вокруг Лии Ахеджаковой

Великую актрису лишили всех ролей в театре «Современник»

Лия Ахеджакова потеряла последнюю роль в «Современнике»

8 февраля стало известно о том, что в театре «Современник» отменили спектакль «Игра в джин» — последний из тех, в котором принимала участие народная артистка России Лия Ахеджакова. Вокруг этой новости развернулись бурные споры о месте Ахеджаковой в российской культуре: многие поддержали артистку, но многие и осудили.

Корреспондент MSK1.RU Никита Куликов рассказывает о том, почему, по его мнению, отмена Ахеджаковой — это отмена всей российской культуры. Публикуем его колонку.

Уже почти две недели прошло после того момента, как Лию Ахеджакову отменили. Точнее, последний спектакль с ее участием — «Игра в джин» — убрали из репертуара театра «Современник». И всё это время на редакционную почту, в комментариях под материалами и в нашем Telegram-канале люди пишут сообщения, мол, так ей и надо, а вообще — Россию надо любить. Ахеджакова, мол, не любит.

Один из главных аргументов российской пропаганды о том, что Запад не любит Россию, — отмена спектаклей и выступлений с материалом, придуманным российскими режиссерами и композиторами, и всякие вещи, вроде того что в «Метрополитене» Айвазовского, Куинджи и Репина считают украинцами. Культура отмены превратилась в отмену культуры, говорил Владимир Путин. И из МИДа ему вторят: а российскую культуру не отменить, она слишком плотно укоренилась в мире.

С последним сложно поспорить: в мире продолжают играть Чайковского, читать Достоевского и восторгаться Малевичем и Кандинским. Труднее с этим в России: вот где будто бы развернулась настоящая отмена культуры — и началась она не сегодня. То, что происходит с великой Лией Ахеджаковой, — лишь один из фрагментов.

— Ребятки, не молчите, всё равно нам хана, — говорила Лия Меджидовна в одном из недавних интервью.

Лия Ахеджакова в спектакле «Первый хлеб»

А они молчат. Те, кто не молчал, как Серебренников в 2017 году или как Дмитрий Назаров сейчас, в лучшем случае остаются без работы и карьерных перспектив. В худшем оказываются фигурантами уголовных дел.

Лия Меджидовна никогда не молчала. Она всегда и очень громко говорила про всё то, что ей не нравится в стране. Она не молчала, когда Ходорковского сажали по «делу ЮКОСа», она не молчала во время протестов на Болотной площади, она осудила «абсолютно людоедский и подлый» «закон Димы Яковлева» о запрете на усыновление детей гражданами США, она выступала в поддержку Серебренникова, Сенцова, Навального, она лично взяла на себя ответственность за сбитый малайзийский «Боинг».

Лия Ахеджакова выступила в поддержку протестов на Болотной площади

И да, Лия Ахеджакова, как и сотни талантливых людей культуры по всей России, выступила против боевых действий на Украине. И сейчас за это расплачивается. Ее имя пытаются втоптать в грязь, в том числе и те, кто пишет эти десятки негативных комментариев. Лия Ахеджакова — важнейший деятель российской культуры, наряду с недавно умершей Инной Чуриковой, с уехавшей Аллой Пугачевой. Таких, как Ахеджакова, — единицы. И говорить о том, что вот теперь Ахеджакова — предатель Родины, просто подло.

«Лия Ахеджакова, может быть, самый настоящий патриот. Может, одна из последних, кто еще остается в России»

И уж точно она — больший патриот, чем все те, кто позволяет себе гнусные комментарии. Точно больше, чем те, кто завалил «Современник» доносами и вынудил снять спектакль. Оставаться последовательным в своем взгляде на будущее, на свою страну, желать ей неизменно лучшего и осуждать всё то, что тебе кажется просто несправедливым, — разве не в этом настоящий патриотизм?

— Это моя «родина-уродина». Нам она нравится, хоть и не красавица, — говорила недавно Ахеджакова.

И это всё, конечно, еще и про любовь — и патриотизм про любовь, и Ахеджакова про любовь. И Шевчук всё еще поет про любовь, говоря «Господи, как это всё случилось?» И Назаров, который тихонько под гитару читает «боль одна на всю державу». И Серебренников, который зачем-то в Европе снимает про Чайковского, показывает там картину, которую в России легально не посмотрит никто, — это тоже про любовь. Это же часть нашей страны — куда мы без почвы под ногами?

Отмена Ахеджаковой — это настоящая отмена культуры. Пусть на Лию Меджидовну ходили не миллионы зрителей (столько «Современник» просто не вмещает), но зато сотни людей становились ближе к культуре. Не заменить Ахеджакову певцом Шаманом, сколько бы дредов тот себе ни отрезал и сколько бы крестов в камеру ни показал. Потому что настоящий патриотизм — это не песни про бога с католическим крестом на груди, это про любовь.

Чулпан Хаматова — еще один названый «враг России», а на самом деле великая российская актриса, — пришла в «Современник» из-за Ахеджаковой.

— Случилось безобразие. Случилась трусость. Случилась низость, — говорит Хаматова.

И кто вы… Да что уж, кто мы такие, чтобы вообще что-то говорить Ахеджаковой? Чтобы отменять Назарова и Серебренникова? Чтобы травить Хаматову? И почему мы так смиренно смотрим на это, почему Ахеджакова, полвека отыгравшая на сцене, уходит с нее под оглушительное молчание? Почему мы не аплодируем, не аплодируем стоя великой актрисе?

А главное — зачем мы, хранители такой бесценной российской культуры, готовые глотки за Чайковского на Западе рвать, просто стираем всё самое ценное, что есть в России? Почему Раппопорт вместе с Серебряковым отменяют только за поддержку Ахеджаковой? У нас что, есть кем заменить?

В подростковом возрасте я влюбился в кинотеатры и начал запойно смотреть фильмы на большом экране. И эти экраны разрушили всё то представление, которое у меня было до этого, — мол, российское кино не дотягивает до мирового и вообще «говно», говорили мне. Оказалось, что это не так.

Оказалось, что в России были Серебренников, Звягинцев, снимал Сокуров и обучил целый курс, обучил Балагова, Коваленко и Битокова, которые поехали на главные мировые фестивали. Оказалось, что крутое кино можно снимать и в Якутии. Оказалось, что в этой стране не боятся экспериментировать с театром — будь то «Платформа», «Гоголь-центр», студенческие мастерские или другие площадки. Оказалось, что есть и живопись, хотя бы Кабаков и Пепперштейн, есть и музыка — Кирилл Рихтер или Дмитрий Евграфов. И последние годы вопреки всему это развивалось, на это приходили люди, за это платили деньги.

И Ахеджакова — отдать ей должное — всегда следила за тем, что нового происходит в мире российской культуры. И всегда это поддерживала. А теперь ее отменяют, вместе со всей культурой.

Согласны с автором?

Да
Нет

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
213
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
Как бить жену правильно и почему все зря набросились на имама из Казани, который этому учит
Галеева Венера
Мнение
«Эффект ведра с правильными крабами». Бизнес-психолог рассказала, как найти работу мечты
Елена Спирина
психолог для предпринимателей и бизнеса
Мнение
Удалять или жить с ними: стоматолог — о том, что делать с зубами мудрости
Лилия Кузьменкова
Мнение
Увез бабушку в госпиталь и продал квартиру. Три истории о том, как собственники теряли жилье
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
Американцы не поймут такого «переобувания»? Как выход Джо Байдена из президентской гонки отразится на выборах США
Виктор Козлов
медиатехнолог
Рекомендуем