Культура Отменили Лию Ахеджакову мнение «Ее отменяют вместе со всей российской культурой». Корреспондент MSK1.RU — о скандале вокруг Лии Ахеджаковой

«Ее отменяют вместе со всей российской культурой». Корреспондент MSK1.RU — о скандале вокруг Лии Ахеджаковой

Великую актрису лишили всех ролей в театре «Современник»

Лия Ахеджакова потеряла последнюю роль в «Современнике»
Источник:

8 февраля стало известно о том, что в театре «Современник» отменили спектакль «Игра в джин» — последний из тех, в котором принимала участие народная артистка России Лия Ахеджакова. Вокруг этой новости развернулись бурные споры о месте Ахеджаковой в российской культуре: многие поддержали артистку, но многие и осудили.

Корреспондент MSK1.RU Никита Куликов рассказывает о том, почему, по его мнению, отмена Ахеджаковой — это отмена всей российской культуры. Публикуем его колонку.

Уже почти две недели прошло после того момента, как Лию Ахеджакову отменили. Точнее, последний спектакль с ее участием — «Игра в джин» — убрали из репертуара театра «Современник». И всё это время на редакционную почту, в комментариях под материалами и в нашем Telegram-канале люди пишут сообщения, мол, так ей и надо, а вообще — Россию надо любить. Ахеджакова, мол, не любит.

Один из главных аргументов российской пропаганды о том, что Запад не любит Россию, — отмена спектаклей и выступлений с материалом, придуманным российскими режиссерами и композиторами, и всякие вещи, вроде того что в «Метрополитене» Айвазовского, Куинджи и Репина считают украинцами. Культура отмены превратилась в отмену культуры, говорил Владимир Путин. И из МИДа ему вторят: а российскую культуру не отменить, она слишком плотно укоренилась в мире.

С последним сложно поспорить: в мире продолжают играть Чайковского, читать Достоевского и восторгаться Малевичем и Кандинским. Труднее с этим в России: вот где будто бы развернулась настоящая отмена культуры — и началась она не сегодня. То, что происходит с великой Лией Ахеджаковой, — лишь один из фрагментов.

— Ребятки, не молчите, всё равно нам хана, — говорила Лия Меджидовна в одном из недавних интервью.

Лия Ахеджакова в спектакле «Первый хлеб»
Источник:

А они молчат. Те, кто не молчал, как Серебренников в 2017 году или как Дмитрий Назаров сейчас, в лучшем случае остаются без работы и карьерных перспектив. В худшем оказываются фигурантами уголовных дел.

Лия Меджидовна никогда не молчала. Она всегда и очень громко говорила про всё то, что ей не нравится в стране. Она не молчала, когда Ходорковского сажали по «делу ЮКОСа», она не молчала во время протестов на Болотной площади, она осудила «абсолютно людоедский и подлый» «закон Димы Яковлева» о запрете на усыновление детей гражданами США, она выступала в поддержку Серебренникова, Сенцова, Навального, она лично взяла на себя ответственность за сбитый малайзийский «Боинг».

Лия Ахеджакова выступила в поддержку протестов на Болотной площади
Источник:

И да, Лия Ахеджакова, как и сотни талантливых людей культуры по всей России, выступила против боевых действий на Украине. И сейчас за это расплачивается. Ее имя пытаются втоптать в грязь, в том числе и те, кто пишет эти десятки негативных комментариев. Лия Ахеджакова — важнейший деятель российской культуры, наряду с недавно умершей Инной Чуриковой, с уехавшей Аллой Пугачевой. Таких, как Ахеджакова, — единицы. И говорить о том, что вот теперь Ахеджакова — предатель Родины, просто подло.

«Лия Ахеджакова, может быть, самый настоящий патриот. Может, одна из последних, кто еще остается в России»

И уж точно она — больший патриот, чем все те, кто позволяет себе гнусные комментарии. Точно больше, чем те, кто завалил «Современник» доносами и вынудил снять спектакль. Оставаться последовательным в своем взгляде на будущее, на свою страну, желать ей неизменно лучшего и осуждать всё то, что тебе кажется просто несправедливым, — разве не в этом настоящий патриотизм?

— Это моя «родина-уродина». Нам она нравится, хоть и не красавица, — говорила недавно Ахеджакова.

Источник:

И это всё, конечно, еще и про любовь — и патриотизм про любовь, и Ахеджакова про любовь. И Шевчук всё еще поет про любовь, говоря «Господи, как это всё случилось?» И Назаров, который тихонько под гитару читает «боль одна на всю державу». И Серебренников, который зачем-то в Европе снимает про Чайковского, показывает там картину, которую в России легально не посмотрит никто, — это тоже про любовь. Это же часть нашей страны — куда мы без почвы под ногами?

Отмена Ахеджаковой — это настоящая отмена культуры. Пусть на Лию Меджидовну ходили не миллионы зрителей (столько «Современник» просто не вмещает), но зато сотни людей становились ближе к культуре. Не заменить Ахеджакову певцом Шаманом, сколько бы дредов тот себе ни отрезал и сколько бы крестов в камеру ни показал. Потому что настоящий патриотизм — это не песни про бога с католическим крестом на груди, это про любовь.

Чулпан Хаматова — еще один названый «враг России», а на самом деле великая российская актриса, — пришла в «Современник» из-за Ахеджаковой.

— Случилось безобразие. Случилась трусость. Случилась низость, — говорит Хаматова.

И кто вы… Да что уж, кто мы такие, чтобы вообще что-то говорить Ахеджаковой? Чтобы отменять Назарова и Серебренникова? Чтобы травить Хаматову? И почему мы так смиренно смотрим на это, почему Ахеджакова, полвека отыгравшая на сцене, уходит с нее под оглушительное молчание? Почему мы не аплодируем, не аплодируем стоя великой актрисе?

Источник:

А главное — зачем мы, хранители такой бесценной российской культуры, готовые глотки за Чайковского на Западе рвать, просто стираем всё самое ценное, что есть в России? Почему Раппопорт вместе с Серебряковым отменяют только за поддержку Ахеджаковой? У нас что, есть кем заменить?

В подростковом возрасте я влюбился в кинотеатры и начал запойно смотреть фильмы на большом экране. И эти экраны разрушили всё то представление, которое у меня было до этого, — мол, российское кино не дотягивает до мирового и вообще «говно», говорили мне. Оказалось, что это не так.

Оказалось, что в России были Серебренников, Звягинцев, снимал Сокуров и обучил целый курс, обучил Балагова, Коваленко и Битокова, которые поехали на главные мировые фестивали. Оказалось, что крутое кино можно снимать и в Якутии. Оказалось, что в этой стране не боятся экспериментировать с театром — будь то «Платформа», «Гоголь-центр», студенческие мастерские или другие площадки. Оказалось, что есть и живопись, хотя бы Кабаков и Пепперштейн, есть и музыка — Кирилл Рихтер или Дмитрий Евграфов. И последние годы вопреки всему это развивалось, на это приходили люди, за это платили деньги.

И Ахеджакова — отдать ей должное — всегда следила за тем, что нового происходит в мире российской культуры. И всегда это поддерживала. А теперь ее отменяют, вместе со всей культурой.

Согласны с автором?

Да
Нет

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
213
ТОП 5
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Это было как страшный сон». Честная колонка девушки, которая год назад решилась на резекцию желудка для похудения
Анонимное мнение
Мнение
Клинт Иствуд продолжает удивлять. Стоит ли смотреть судебную драму «Присяжный номер два»: рецензия
Анонимное мнение
Мнение
Огненная планета в упадке: настал ретроградный Марс. Чего ждать от этого периода и как себя обезопасить?
Анонимное мнение
Мнение
«Езжай, пока не развалится». Водитель скорой помощи честно рассказал о состоянии машин в Подмосковье
Анонимное мнение
Рекомендуем