Автор YouTube-проекта «Эмпатия Манучи» (16+) Вячеслав Манучаров приехал к нашим коллегам из «Чита.Ру» на «Медиамастерскую». Во время public talk он говорил не только о том, как сделать успешный федеральный YouTube-проект с нуля, но и о пропаганде, рекламных интеграциях и Ксении Собчак. Самые интересные тезисы Манучарова — в этом тексте.
Манучаров — актер, ведущий, преподает в родной Щуке, имеет постоянную мастерскую в высшей школе кино «Арка», блогер, режиссер, заслуженный артист России. В январе 2018 года Вячеслав Манучаров стал доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Путина, в том же году получил звание заслуженного артиста и основал свой YouTube-канал «Эмпатия Манучи» (16+).
О том, как всё начиналось
На интервью я всегда ходил гостем, как артист и коренной москвич — мне всегда есть что рассказать. Однажды мне позвонила моя подружка — она занималась SMM — и попросила меня прийти на интервью к своей подруге: «Слав, помоги! Я взяла девочку-блогера. Она собирается делать интервью-контент. Пожалуйста, приди, мы тебе заплатим». У меня трое детей, я не могу отказываться. <…> Я согласился. <…> После интервью понял, что мне совсем не нравится. Я рассказал другу, как бы я это видел, он взял меня, русского человека, на слабо. А слабо ли мне взять и сделать свой проект? И я сказал, что нет.
И вот на слабо я тут же позвонил Лене Летучей. Говорю: «Лен, ты знаешь, вот здесь я сижу, хочу тебя пригласить на интервью». И вот так начался этот проект.
Почему я так долго и нудно рассказываю о запуске? Потому что самое главное в жизни любого, я смею надеяться, творческого проекта — не важно, интервью это или какая-то другая история, интернет, театр, сцена или картинная галерея, не важно, всё, что требует интеллектуальной и душевной затраты, — всё это происходит только так. Это абсолютно точно, проверено годами.
И собственно, так это пошло-поехало. Но надо отдать должное чуйке создателей проекта — Дмитрия Копанцева и вашего покорного слуги. Я сейчас не выпендриваюсь и не понтуюсь, я говорю как есть. Чуйка в этом смысле — это очень важный момент. Чувствовать зрителя, потому что кто бы что ни говорил, он важнее, тем более в интернет-пространстве, это не телек, где можно заставить смотреть, это не телевизор, который работает у наших бабушек, дедушек, у наших родителей, да и у нас тоже фоном. Мы привыкли жить с телевизором, в нашем поколении, в поколении наших родителей, это фоновое вещание телевизора, всё время приходишь и включаешь, это привычка. YouTube и вообще интернет, RuTube, «Дзен», «Яндекс» — вся эта компания и сетевое вещание — это совершенно другая аудитория.
И для меня как для человека, который представляет классическое искусство, театральное ремесло, было самое сложное как бы перестроиться с точки зрения, с чего я начал, что я всегда был по ту сторону, я всегда давал интервью, а тут я как бы беру интервью. И это был самый сложный момент.
О том, как выбираются герои интервью
Очень важный момент (от этого не уйдешь) — это авторский проект, мне должно это нравиться. Приведу пример: когда были выборы президента, мне звонили просили сделать со мной интервью представители одной или другой, третьей, четвертой фракции Госдумы. Звонили их помощники, их пиар-службы и так далее. Я всем говорю: «Ребят, ну мне не интересно это». Мне не о чем говорить с людьми, чью политическую ориентацию я не разделяю. Я в этом смысле с другой стороны. Не будет живого диалога. «Мы заплатим». Я говорю: «Да не в деньгах дело». Это же как любовь: если есть этот мэтч, понимаете...
Об интервью с Дугиным
Интервью с Александром Евгеньевичем Дугиным мы писали 7 часов. 7 часов без остановок. Бедные мои операторы, у меня восемь человек операторов, они не успевали менять батареи. Я там в конце этой программы просто минут 40 встать не мог. А он бодр, быстренько побежал дальше. Потрясающий, умница. Я за ним охотился, еще когда Даша была жива. Потом я уже схватил его в какой-то момент в одном месте, практически физически: «Я умоляю вас». В итоге вышел просто манифест.
Об эмпатии
У меня чудовищный характер, я малоприятный человек в работе, потому что я дикий максималист. Меня так учили. Я никогда не забуду, когда Владимир Абрамович Этуш выгнал с курса двух моих однокурсников, которые опоздали на 10 минут на мастерство. Я воспитан так. Билет, который покупает зритель, он эти деньги тратит на меня, он не покупает маме лекарство или папе и не покупает детям одежду, жене цветы, он покупает твой билет, он платит тебе зарплату, ты не имеешь право его подставить, обидеть или опоздать на спектакль, каким-то образом сорвать. В этом смысле прививка театрального образования и долгих 20 с лишним лет преподавания этого ремесла — они сделали из меня абсолютную сволочь с точки зрения характера, я не компромиссен абсолютно.
Но в жизни я приятный и нормальный человек. Если подпоить меня чуть-чуть, будет вообще сказка. Эмпатия у меня есть.
Сколько стоит выпуск «Эмпатии Манучи»?
Здесь очень важный принцип, на мой взгляд, сформулированный достаточно четко командой, принцип английской булавки: чем проще, тем лучше.
Ролик «Эмпатии Манучи» можно бюджетно снять тысяч за пятьсот, а можно небюджетно — чудовищно дорого. Но начиналось всё с 10 тысяч рублей за программу. Первые десять программ — они реально сняты за 10–25–30 тысяч рублей. Выпуск с Цискаридзе, когда мы снимаем на фоне гигантского аквариума в «Москвариуме» на ВДНХ, стоил 15 тысяч рублей. Мы просто заплатили трем операторам по 5 тысяч рублей.
Если у кого-то есть безумная идея сделать интервью-шоу на YouTube, поверьте мне, что это можно сделать на коленке и это тоже будет качественно. Смысл не в картинке. Смысл в наполнении. <...> Главное, с чем это пирожок, а не форма этого пирожка, она может быть вообще трехкопеечной.
О внимании зрителя
Я всё время говорю своим студентам, что мир сделан таким образом, что внимание зрителя сегодня можно захватить до отпускания его только на один формат — 30 секунд, шортсы, сторис. Это проверено «Гуглом», Силиконовой долиной, именно поэтому эти сторис такого фрагмента времени. За это время можно только подцепить. А после этого нужно добавлять что-то еще, еще, еще.
Про изменения после СВО
До СВО мы делали такую глянцевую, прекрасную историю с народными артистами, с популярными персонами, с лидерами общественного мнения. Но я абсолютно точно уверен, что если после начала специальной военной операции твоя жизнь не поменялась, то с твоей жизнью что-то не так. И естественно, я не мог не отреагировать на ситуацию, которая происходит в нашей стране. И естественно, мы абсолютно переобулись, абсолютно поменялись и абсолютно повернулись к лесу передом, к Западу задом. И в этом смысле счастье и радость, что аудитория сделала то же самое с нами, и это факт, люди об этом пишут со словами благодарности. И в этом смысле очень правильно, если ты погружаешься в создание какого-то проекта, ты всё равно должен меняться, не может быть статики, тем более в интернете.
Про закрытие YouTube
YouTube не закроют. Альтернативы нет. Где этот рубильник? Как это возможно сделать? Давайте везде электричество отключим. В дурдом-то погружаться не надо. Я надеюсь, что не закроют.
О признании Алексея Пивоварова* иноагентом
Я считаю Лешу большим журналистом. <…> Мне грустно, честно скажу, что он в списке иноагентов. Почему? Потому что там ничего криминального нет… Я смотрю Пивоварова*, мне нравится, но знаете какое дело. Там же как-то по финансированию, поддержке каких-то… Я просто не в курсе, как дается заслуженное звание иноагента.
Про рекламные интеграции на YouTube
Я мог повыпендиваться, сказать, что мы не всю рекламу берем, я не рекламирую алкоголь, никотин, табак, но это будет вранье. Есть позиция четкая, мы не снижаем цену, у нас достаточно высокие цены в связи с политическим окрасом. Я не могу позвать Дугина, Симоньян, Захарову или Талызину и потом в интервью рекламировать пылесосы. Я понимаю, что это бьет по карману, но пока, слава тебе господи, всё нормально. Мы можем себе позволить не в каждом выпуске выпускать рекламу.
Ну, это ответ идеальный, а если честно, мне не очень нравится. Когда я смотрю, например, Собчак, у нее там каждые пять минут: то она пылесосы рекламирует, то ковровые покрытия, то какие-то пилюли, то лыжную мазь, то барсучий жир. А я думаю, когда будет струя бобра.
Об оплате за интервью
Я никогда никому не платил за интервью. В отличие от моих коллег, это редкость. Потому что 99,9% — это платная история. 1% у меня, я не плачу, это принципиальная история.
О критике
Я всегда студентам говорю: «Райские птицы стаями не летают». С другой стороны, искусство на «вы» не делается, я абсолютно в этом уверен. Это всё равно вопрос диалога на «ты», командный момент. Я сначала услышу всех и, безусловно, на основе этого выберу свое мнение. Я готов слушать, если это конструктивно, и готов в этом участвовать. Но просто поймите, к 42 годам я себя окружил людьми, которым я доверяю, я их люблю, и это взаимно. И это суперпрофессионалы.
Я свою работу делаю на 101% всегда и требую, чтобы люди вокруг делали так же. Поэтому, если это конструктивное предложение, пожалуйста.
Про пропаганду
Я считаю, что пропаганда — одно из необходимых колес в механизме империи, которую мы представляем. Мы никакое не государство, мы империя, была, есть и будем. Мы огромная территория суши, мы огромная территория народов, ресурсов, стратегических запасов и так далее. И что делать нам с нашим ядерным оружием, решает только один человек — наш Главнокомандующий и народ. Пропаганда была всегда в стране. В царское время чуть меньше, потому что не знали как. В советское время она работала на 150%, и мы видим потрясающие результаты этой пропагандистской работы: лучшие заводы, лучшие показатели, лучшие идеи и так далее.
Может быть покажется нагло с моей стороны, но я абсолютно четко знаю, как просто медицинский факт, что сегодня проект, который я представляю, является созданием новых смыслов страны. Это абсолютнейший факт, потому что об этом мне говорят люди, которые не имеют отношения ни к государственной власти, ни к какой-то пропаганде, это простые граждане нашей страны. Я понимаю, что то, что сказано в этой программе, это делает новый смысл, который доходит до аудитории и растится там дальше.
Это пропаганда, абсолютно четкая, правильная и осознанная, я этого не стесняюсь, я считаю, что это нормально. У нас есть такой акцент, что пропаганда — это плохо. Я считаю, что пропаганда — это хорошо. Я жду, когда этот заказ от государства будет более сформулированный не только мне, а всем людям, которые имеют воздействие и какой-то месседж на аудиторию. Спектакли, которые будут прославлять страну и простых людей, и песни, которые будут прославлять людей, которые пашут эту землю — на всех фронтах.
* Алексей Пивоваров признан в РФ СМИ — иностранным агентом в 2022 году.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».