Авторская и умная музыка — жива, даже в наше время агрессивной электроники и рэпа. Это своим творчеством доказывает молодая исполнительница Екатерина Яшникова. Ее песни напоминают бардовские, они уютные и наполненные смыслами. Екатерина побывала на передаче «Зеленый шум» радиостанции «Калина Красная», чтобы рассказать о своем творческом пути и взгляде на современную музыку.
Кроме вопросов, которые задавал Екатерине музыкальный редактор станции Сергей Мельников, корреспондент MSK1.RU подготовила несколько собственных (их мы выделили синим). Как музыкантам сейчас получить признание, какова в наши дни популярная музыка и что важнее — звук или текст? Об этом и многом другом читайте в нашем совместном с «Калиной Красной» интервью.
— Многие ваши слушатели задаются вопросом: как это можно объяснить музыкально? Вроде рок, а вроде и нет. Не поп, да и не совсем бардовская песня. Как вы сами называете то, что делаете?
— Мне многие задают этот вопрос: а что ты играешь? Ну, я бы сказала, это рок. Я даже где-то видела исследование о том, что рок и поп — в целом одна и та же музыка по своему составу, по тому, какие приемы используются.
Я бы сказала, что мои песни — это бардовский рок, иногда это поп-рок, иногда даже арт-рок. Но если в сумме, то я, наверное, мультижанровый исполнитель. Кроме того, для меня очень важна текстоориентированность, чтобы в песне был смысл и люди его считывали. А иногда ведь в тексте считывается не один смысл.
— Раз уж разговор зашел о текстоориентированности в музыке, на какой он стороне, когда вы создаете свои песни? Что для вас первичнее, важнее, на что уходит больше времени и творческих сил — на создание мотива и аранжировки или написание слов?
— В моем случае, наверное, 50 на 50, потому что я одинаково много времени трачу как на написание текста, так и на аранжировку. Но это совершенно два разных вида работ. Если говорить о тексте, то это, скорее, для меня одиночный заплыв. Я работаю одна, желательно где-нибудь в уединенном месте, чтобы меня никто не трогал. Иногда пользуюсь книгами, фильмами, песнями, чтобы черпать из них вдохновение, какие-то темы или даже отдельные фразы.
Если говорить про аранжировку, то это всегда работа с кем-то, работа в паре с аранжировщиком или со своими музыкантами в группе. Поэтому эти две работы сложно сравнивать. Но для меня это одинаково важно, ценно и, наверное, занимает примерно одинаковое количество времени и сил.
— Более опытные музыканты к вам иногда пренебрежительно относятся, по их мнению, вы слишком молодая для таких тем, какие поднимаете в песнях. Что вы бы им ответили?
— Понимаю, им кажется, что у них есть за плечами гораздо более тяжелый опыт. Ну у всех свое субъективное ощущение того, что такое тяжесть. Для меня важно оставить какой-то культурный след, сделать что-то, создать произведения, которые, возможно, помогут людям. И я знаю, что такие уже есть, потому что мне пишут, иногда подходят и говорят на концертах, что спасибо за песни, они очень помогли в трудные моменты. Это здорово, мне кажется, это самая важная миссия при жизни.
А после смерти было бы неплохо, если бы эти песни еще звучали. Кто-то их пел, перепевал, возможно, переосмысливал даже спустя долгие годы.
— Как вы себя ощущаете в современном разношерстном музыкальном комьюнити? Комфортно ли в нем с такой доброй, милой и, можно сказать, умной музыкой, когда вокруг то агрессивный фонк, то кальянный рэп?
— Я себя ощущаю очень комфортно. Более того, сама замечаю, что создаю это комьюнити вокруг себя, и мне очень приятно. Не могу сказать, что это сообщество разношерстное, потому что, по крайней мере в моем случае, это в основном инди-музыканты, молодые ребята, которые играют примерно похожую музыку, и мы часто с ними пересекаемся на фестивалях, которые также жанрово одни и те же. Сообщество, кстати, не такое уж и маленькое, и оно продолжает расти.
Это очень здорово, что в моем случае исполнители, чья музыка играет наравне с моей на одних и тех же радиостанциях, являются моими друзьями, мы с ними общаемся, прекрасно поддерживаем отношения и состоим в одном и том же комьюнити.
— У вас очень необычный творческий путь. Вы окончили психологический факультет МГУ с красным дипломом и даже работали по специальности. Расскажите, что привело вас к музыке?
— Да, было время, когда я играла в группе и параллельно работала в психиатрической лечебнице в отделении больных с шизофренией и депрессией. Было тяжело. До сих пор помню, никогда не забуду женщину, которая рассказывала, как на ее глазах ее девочку сбила фура насмерть. Она два месяца не могла плакать. Мы с ней поговорили, и она начала плакать и благодарила, что смогла хоть что-то почувствовать. Таких пациентов было человек 4−5 каждый день.
Я почувствовала ко второму году работы, что мне уже тяжело. И ушла в итоге работать детским психологом. Это совершенно другая сторона. Там тепло, замечательно, все тебя любят. Я там проработала шесть лет, продолжая параллельно играть сначала в группе, потом уже сольно.
Потом я стала уделять музыке всё больше времени. Родители были против ухода из психологии, сетовали, что диплом пропадет. Я им всячески пыталась объяснить, что меня больше тянет к музыке.
Музыкой ведь тоже можно лечить души.
Несколько лет мое творчество не имело особого успеха. Казалось, вот-вот получится выйти на новый уровень, но ничего не получалось. Люди, которые приходили, что-то обещали, потом разворачивались и уходили.
И в итоге в 2019 году у меня был момент, когда я лежала на полу у себя дома и кричала, что ничего не происходит. И уже думала, что всё, хватит, надо завязывать с музыкой. Надо запускать какой-нибудь психологический курс. И тут внезапно (я думаю, что это просто Вселенная услышала) мне написал лейбл «М2», что им очень понравилась моя песня. Мне предложили сотрудничество.
— Что бы вы посоветовали творческим ребятам, которые пока не обрели популярность даже в узких кругах? Как в наше время продвигать себя?
— Довольно сложный вопрос, потому что сейчас всё слишком быстро меняется, те способы продвижения, которые были эффективны раньше, быстро перестают работать. Но если говорить про нынешний момент, то, наверное, наиболее эффективным и популярным средством для продвижения являются вертикальные видео. Чаще всего их используют в «ТикТоке», но также они эффективны и в Ютьюбе, и в других социальных сетях.
Вы выбираете какой-то запоминающийся отрывок из своей песни, обычно это припев, используете его в совокупности с каким-то видеорядом и выкладываете в свою соцсеть. А дальше смотрите за реакциями. Если они есть, отлично, значит, эта песня заходит. В принципе, часто этот метод используют для проверки песни. Когда даже песня еще не готова, записывают кусочек, и, если этот кусочек заходит в какую-то аудиторию, эта песня пишется и дальше продвигается.
— 1980-е были эпохой рока, 90-е и нулевые — хип-хопа, а что можно сказать о 2020-х, как думаете? Есть ли сейчас какой-то превалирующий жанр?
— Мне кажется, сейчас сложно найти какой-то превалирующий жанр. Возможно, благодаря тому, что социальные сети слишком сильно влияют на прослушиваемость той или иной музыки как опять же инструмент продвижения. И каждый жанр пытается ухватить как можно больше слушателей себе, поэтому и получается, что примерно они в итоге становятся равными. Наверное, если говорить про разные жанры и про то, как их слушают, то это разные люди. То есть, с одной стороны, кто-то скажет, что сейчас очень популярен кальянный рэп, мне кажется, нет, это не так. Кто-то скажет, что популярен поп, но он всегда популярен на то он и поп. Лично из своего социального пузыря я вижу, как всё больше и больше популярность набирает инди-музыка. Поэтому, наверное, правильнее сказать, что нет какого-то лидера сейчас, и это хорошо, потому что побеждает в итоге разнообразие.
Кстати, если говорить не о том, какие жанры превалируют, а о популярных тенденциях, то я бы выделила интровертированность музыки, направленность на свои собственные переживания. Что в поп, что в инди-музыке, что в других жанрах чаще всего человек в качестве основного посыла использует свои внутренние переживания, свои эмоции и мысли.
Ранее мы публиковали историю музыканта из Москвы, который потерял слух, но продолжил сочинять музыку и выступать в группе. Читайте также, что сейчас слышно о Диане Арбениной, лидере «Ночных снайперов».
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш IPhone 15 среди подписчиков.