Культура интервью Какая она — современная бардовская песня? Интервью с Екатериной Яшниковой о текстах, музыке и смыслах

Какая она — современная бардовская песня? Интервью с Екатериной Яшниковой о текстах, музыке и смыслах

Певица побывала в студии радиостанции «Калина Красная», где рассказала о своем творческом пути

В своих песнях Екатерина уделяет такое же внимание тексту, как и музыке

Авторская и умная музыка — жива, даже в наше время агрессивной электроники и рэпа. Это своим творчеством доказывает молодая исполнительница Екатерина Яшникова. Ее песни напоминают бардовские, они уютные и наполненные смыслами. Екатерина побывала на передаче «Зеленый шум» радиостанции «Калина Красная», чтобы рассказать о своем творческом пути и взгляде на современную музыку.

Кроме вопросов, которые задавал Екатерине музыкальный редактор станции Сергей Мельников, корреспондент MSK1.RU подготовила несколько собственных (их мы выделили синим). Как музыкантам сейчас получить признание, какова в наши дни популярная музыка и что важнее — звук или текст? Об этом и многом другом читайте в нашем совместном с «Калиной Красной» интервью.

Многие ваши слушатели задаются вопросом: как это можно объяснить музыкально? Вроде рок, а вроде и нет. Не поп, да и не совсем бардовская песня. Как вы сами называете то, что делаете?

— Мне многие задают этот вопрос: а что ты играешь? Ну, я бы сказала, это рок. Я даже где-то видела исследование о том, что рок и поп — в целом одна и та же музыка по своему составу, по тому, какие приемы используются.

Я бы сказала, что мои песни — это бардовский рок, иногда это поп-рок, иногда даже арт-рок. Но если в сумме, то я, наверное, мультижанровый исполнитель. Кроме того, для меня очень важна текстоориентированность, чтобы в песне был смысл и люди его считывали. А иногда ведь в тексте считывается не один смысл.

Раз уж разговор зашел о текстоориентированности в музыке, на какой он стороне, когда вы создаете свои песни? Что для вас первичнее, важнее, на что уходит больше времени и творческих сил — на создание мотива и аранжировки или написание слов?

— В моем случае, наверное, 50 на 50, потому что я одинаково много времени трачу как на написание текста, так и на аранжировку. Но это совершенно два разных вида работ. Если говорить о тексте, то это, скорее, для меня одиночный заплыв. Я работаю одна, желательно где-нибудь в уединенном месте, чтобы меня никто не трогал. Иногда пользуюсь книгами, фильмами, песнями, чтобы черпать из них вдохновение, какие-то темы или даже отдельные фразы.

Если говорить про аранжировку, то это всегда работа с кем-то, работа в паре с аранжировщиком или со своими музыкантами в группе. Поэтому эти две работы сложно сравнивать. Но для меня это одинаково важно, ценно и, наверное, занимает примерно одинаковое количество времени и сил.

Более опытные музыканты к вам иногда пренебрежительно относятся, по их мнению, вы слишком молодая для таких тем, какие поднимаете в песнях. Что вы бы им ответили?

— Понимаю, им кажется, что у них есть за плечами гораздо более тяжелый опыт. Ну у всех свое субъективное ощущение того, что такое тяжесть. Для меня важно оставить какой-то культурный след, сделать что-то, создать произведения, которые, возможно, помогут людям. И я знаю, что такие уже есть, потому что мне пишут, иногда подходят и говорят на концертах, что спасибо за песни, они очень помогли в трудные моменты. Это здорово, мне кажется, это самая важная миссия при жизни.

А после смерти было бы неплохо, если бы эти песни еще звучали. Кто-то их пел, перепевал, возможно, переосмысливал даже спустя долгие годы.

Как вы себя ощущаете в современном разношерстном музыкальном комьюнити? Комфортно ли в нем с такой доброй, милой и, можно сказать, умной музыкой, когда вокруг то агрессивный фонк, то кальянный рэп?

— Я себя ощущаю очень комфортно. Более того, сама замечаю, что создаю это комьюнити вокруг себя, и мне очень приятно. Не могу сказать, что это сообщество разношерстное, потому что, по крайней мере в моем случае, это в основном инди-музыканты, молодые ребята, которые играют примерно похожую музыку, и мы часто с ними пересекаемся на фестивалях, которые также жанрово одни и те же. Сообщество, кстати, не такое уж и маленькое, и оно продолжает расти.

Это очень здорово, что в моем случае исполнители, чья музыка играет наравне с моей на одних и тех же радиостанциях, являются моими друзьями, мы с ними общаемся, прекрасно поддерживаем отношения и состоим в одном и том же комьюнити.

У вас очень необычный творческий путь. Вы окончили психологический факультет МГУ с красным дипломом и даже работали по специальности. Расскажите, что привело вас к музыке?

— Да, было время, когда я играла в группе и параллельно работала в психиатрической лечебнице в отделении больных с шизофренией и депрессией. Было тяжело. До сих пор помню, никогда не забуду женщину, которая рассказывала, как на ее глазах ее девочку сбила фура насмерть. Она два месяца не могла плакать. Мы с ней поговорили, и она начала плакать и благодарила, что смогла хоть что-то почувствовать. Таких пациентов было человек 4−5 каждый день.

Я почувствовала ко второму году работы, что мне уже тяжело. И ушла в итоге работать детским психологом. Это совершенно другая сторона. Там тепло, замечательно, все тебя любят. Я там проработала шесть лет, продолжая параллельно играть сначала в группе, потом уже сольно.

Потом я стала уделять музыке всё больше времени. Родители были против ухода из психологии, сетовали, что диплом пропадет. Я им всячески пыталась объяснить, что меня больше тянет к музыке.

Музыкой ведь тоже можно лечить души.

Несколько лет мое творчество не имело особого успеха. Казалось, вот-вот получится выйти на новый уровень, но ничего не получалось. Люди, которые приходили, что-то обещали, потом разворачивались и уходили.

И в итоге в 2019 году у меня был момент, когда я лежала на полу у себя дома и кричала, что ничего не происходит. И уже думала, что всё, хватит, надо завязывать с музыкой. Надо запускать какой-нибудь психологический курс. И тут внезапно (я думаю, что это просто Вселенная услышала) мне написал лейбл «М2», что им очень понравилась моя песня. Мне предложили сотрудничество.

Что бы вы посоветовали творческим ребятам, которые пока не обрели популярность даже в узких кругах? Как в наше время продвигать себя?

— Довольно сложный вопрос, потому что сейчас всё слишком быстро меняется, те способы продвижения, которые были эффективны раньше, быстро перестают работать. Но если говорить про нынешний момент, то, наверное, наиболее эффективным и популярным средством для продвижения являются вертикальные видео. Чаще всего их используют в «ТикТоке», но также они эффективны и в Ютьюбе, и в других социальных сетях.

Вы выбираете какой-то запоминающийся отрывок из своей песни, обычно это припев, используете его в совокупности с каким-то видеорядом и выкладываете в свою соцсеть. А дальше смотрите за реакциями. Если они есть, отлично, значит, эта песня заходит. В принципе, часто этот метод используют для проверки песни. Когда даже песня еще не готова, записывают кусочек, и, если этот кусочек заходит в какую-то аудиторию, эта песня пишется и дальше продвигается.

1980-е были эпохой рока, 90-е и нулевые — хип-хопа, а что можно сказать о 2020-х, как думаете? Есть ли сейчас какой-то превалирующий жанр?

— Мне кажется, сейчас сложно найти какой-то превалирующий жанр. Возможно, благодаря тому, что социальные сети слишком сильно влияют на прослушиваемость той или иной музыки как опять же инструмент продвижения. И каждый жанр пытается ухватить как можно больше слушателей себе, поэтому и получается, что примерно они в итоге становятся равными. Наверное, если говорить про разные жанры и про то, как их слушают, то это разные люди. То есть, с одной стороны, кто-то скажет, что сейчас очень популярен кальянный рэп, мне кажется, нет, это не так. Кто-то скажет, что популярен поп, но он всегда популярен на то он и поп. Лично из своего социального пузыря я вижу, как всё больше и больше популярность набирает инди-музыка. Поэтому, наверное, правильнее сказать, что нет какого-то лидера сейчас, и это хорошо, потому что побеждает в итоге разнообразие.

Кстати, если говорить не о том, какие жанры превалируют, а о популярных тенденциях, то я бы выделила интровертированность музыки, направленность на свои собственные переживания. Что в поп, что в инди-музыке, что в других жанрах чаще всего человек в качестве основного посыла использует свои внутренние переживания, свои эмоции и мысли.

Ранее мы публиковали историю музыканта из Москвы, который потерял слух, но продолжил сочинять музыку и выступать в группе. Читайте также, что сейчас слышно о Диане Арбениной, лидере «Ночных снайперов».

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш IPhone 15 среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Многострадальное «Преступление и наказание» и приквел «Дюны»: какие премьеры посмотреть в ноябре
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Это был провал»: критическая колонка москвича о том, как в один день изменили сотни маршрутов автобусов
Игорь Мещанев
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Кремль, мороженое из огурца, бани по московским ценам. Почему нужно ехать в Суздаль и что посмотреть в городе Золотого кольца
Анонимное мнение
Мнение
Циничный юмор и пугающие гримасы. Чем порадовало продолжение нашумевшего фильма ужасов «Улыбка» — рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Раскольников на электросамокате. Стоит ли смотреть новый сериал «Преступление и наказание» от «Кинопоиска»
Анонимное мнение
Рекомендуем