Каждый год осенью в Центральном дома актера на Арбате проходит вечер в честь открытия нового театрального сезона. В этот раз на таком вечере удалось побывать корреспондентам MSK1.RU. Открытие сезона в этом году было посвящено памяти Александра Ширвиндта, актер был близким другом для многих собравшихся, поэтому его имя не раз вспоминали со сцены с особой теплотой. Подробнее о том, как прошел вечер, — в этом репортаже.
К подъезду Дома актера по тускло освещенному переулку съезжаются машины. Слышатся теплые приветствия, кто-то обнимается прямо у входа. В фойе людно, хотя до начала официальной части почти полчаса. Мелькают лица, знакомые не только заядлым театралам, но и каждому любителю отечественного кино. Здесь Леонид Ярмольник, Константин Райкин, Нона Гришаева, Юрий Рост, Юрий Стоянов, Леонид Каневский и многие другие.
При этом обстановка совершенно лишена светского пафоса: актеры живо общаются, смеются, делают селфи, упрекают друг друга в том, что долго не виделись. Кажется, что в фойе за столиками с канапе и белым вином собралась большая шумная творческая семья.
Юрий Стоянов под прицелом видеокамер рассуждает о тренде в кино на 1980–90-е годы:
— Эти фильмы снимают те, чье детство пришлось на это время. Тяжелое время, конечно, непростое. Режиссеры в своем творчестве теперь его переосмысляют.
Не сразу, но заметен лейтмотив вечера — на стенах повсюду развешаны фотографии Александра Ширвиндта. Его же портреты красуются на экранах у сцены в зале, куда ведущие просят подняться всех собравшихся.
Официальная часть (хотя из-за задорного тона ее сложно назвать официальной) начинается с поздравления актеров-именинников. А затем впервые громко звучит главное имя вечера — Александр Ширвиндт.
Одним из первых выступает журналист Юрий Рост, чьи фотографии Ширвиндта висят в фойе:
— Шура был вечным ребенком. Он играл множество ролей, не выходя из главной роли — он всё время был сам собой, — вспоминает Рост.
Появление на сцене Константина Райкина словно наполняет зал энергией. Со всех рядов слышатся комментарии и аплодисменты, когда Райкин рассказывает о том, как Александр Ширвиндт ставил водевили в Щукинском театральном училище.
— Для такого советского, социального, серьезного сознания это было нечто. Казалось бы, устаревший комический жанр, но поставлено было гениально.
Вспоминает Райкин и более комичные черты друга и коллеги, его «элегантный художественный мат» и витиеватые авторские фразеологизмы. Больше всего аудиторию веселит курьезный случай с мешком навоза, который Ширвиндт однажды вынес на сцену «Сатирикона» во время выступления Райкина.
Завершает Райкин свой рассказ двумя стихотворениями о музыке, которые он прочитал в своей энергичной, почти завораживающей манере.
Следующим на сцену выходит Федор Добронравов — он интеллигентно, но очень забавно вспоминает, как ездил на рыбалку с Ширвиндтом.
— «Червей забыли, наливай». И так каждый раз, — шутит Добронравов. — Однажды приехали порыбачить, а к воде не подойти, всё огорожено. Нас пустили на территорию дачи какого-то важного генерала, пока его дома не было. Оказалось, что он вернулся, и готов уже был нам навалять, а потом увидел Сашу, развернулся и бросил через плечо: «Я за водкой».
С забавной песенкой про Ширвиндта выступает Андрей Максимков. С задних рядов ему охотно подпевают на припеве: «Шир-вин-д-т».
Как многие любители кино, с Александром Ширвиндтом лично я до этого вечера была знакома только через его актерские работы, поэтому интересно посмотреть на большом экране памятные видеозаписи с ним в неформальной обстановке.
Больше всего зацепило поздравление с днем рождения, которое Ширвиндт записал Леониду Ярмольнику. Остроумные шутки, литературная, изысканная, но лишенная снобизма речь — по одной этой небольшой записи понятно, что он был очень умным, но простым и добрым человеком. А Ярмольника Ширвиндт называл любимым учеником.
Юрий Стоянов выходит на сцену с гитарой. Произносит пару слов о друге и коллеге, но больше говорит трогательная песня его собственного сочинения, посвященная потере близкого. Стоянов признался, что изначально написал песню в память о другом человеке, но вечер, посвященный Ширвиндту, эта печальная композиция дополняет идеально. Мне запомнился припев:
Где-то, где-то на этой планете,
Где-то на этом свете,
А может потом на том…
Где-то, в тоненьком лучике света,
Встретятся два силуэта
И будут опять вдвоем.
После Стоянова на сцену выходит Геннадий Хазанов с очень забавным монологом и стихотворением о лечебных свойствах матерных слов. За ним — Нона Гришаева, она вспоминает своих партнеров по сцене: Михалкова, Леонова, Ширвиндта, конечно. В ее остроумных зарисовках звучит много известных имен.
Одним из самых изобретательных и живых моментов в программе стала небольшая постановка, посвященная Ширвиндту как театральному режиссеру. По сюжету он сидит спиной к зрителям и раздает язвительные, смешные и точные указания подопечным актерам.
Завершается вечер архивным видео с выступлением Александра Градского на этой же сцене Дома актера. Зал притих, задумавшись, когда звучит песня «Как молоды мы были», а на экране мелькают кадры зрительного зала, где сидели тогда, годы назад, актеры и режиссеры, многих из которых уже нет в живых.
Открытие театрального сезона в Доме актера оказалось очень теплым, искреннем, почти семейным событием. Я не представляла, как дружны такие представители творческого мира, сколько в них уважения и иронии по отношению друг к другу, и как они умеют не забывать коллег.
Каждую неделю по пятницам мы публикуем афиши на выходные. Их и другие идеи, как провести время в столице, можно найти в сюжете «Куда сходить в Москве».
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».