В московском театральном центре «На Страстном» отменили 28 спектаклей Коляда-Театра «по техническим причинам». До этого Николай Коляда писал в своих социальных сетях, что он не поедет в столицу из-за требований убрать со сцены актера Олега Ягодина, оштрафованного в 2022 году по статье о дискредитации армии.
О том, что такое «Коляда-Театр», почему он был важен и как новость воспринял сам драматург, — в материале MSK1.RU
Кто такой Николай Коляда и в чью честь он назвал театр
В 2001 году свой частный театр в Екатеринбурге основал Николай Коляда — известный театрал родом из села Пресногорьковка на территории нынешнего Казахстана. Он окончил театральный вуз в Свердловске по специальности «актерское мастерство». После учебы работал в местном драматическом театре, где исполнял ключевые роли в постановках на основе русской классики.
В начале 80-х Коляда начал писать пьесы, а вскоре его произведение поставили на сцене.
— В 1987 году, когда поставили мою первую пьесу «Игра в фанты», я сразу понял, что это мое, что горю этим. А в 1989 году на Всесоюзном совещании молодых писателей меня приняли в члены Союза писателей СССР и в члены Литературного фонда РФ, — рассказывал Коляда уральскому «МК».
В 1994 году 37-летний успешный драматург уже провел в Екатеринбурге первый фестиваль пьес одного драматурга «Коляда-Plays».
Известность драматургу принесли пьесы «Курица», «Барак» и «Мурлин Мурло». Чтобы было понятнее, о каких спектаклях речь, расскажем об одном из них — «Курица». Название отражает прозвище начинающей актрисы драматического театра.
— Эта смешная и непредсказуемая история началась с того, что несдержанная в словах Нонна ухитрилась одновременно ответить на ухаживания двух солидных мужчин — главного режиссера и главного администратора театра, — написано в анонсе спектакля.
Судя по отзывам зрителей, и эта, и другие постановки Коляды отличаются необычным подходом и вызывают бурную реакцию зрителей. Кто-то разочарованно пишет, что вместе с большей частью зала ушел в антракте, а кто-то восторгается идеей и воплощением пьесы.
— Не знаю, пойду ли я после этого в какой-нибудь другой театр, — написал отзыв читатель E1.RU в далеком 2007 году. — Я давно не видела такой искренности артистов, давно не испытывала таких ярких эмоций. Ведь ты приходишь в театр, чтобы поплакать, посмеяться, а до «Коляда-Театра» я лишь смотрела, как артисты «играют» свою роль — занимаются самолюбованием. А здесь даже актеры массовых сцен так честно работают, несмотря на свою маленькую роль.
С 1994 года Коляда преподавал в Екатеринбургском государственном театральном институте, а с 1991 года был главным редактором журнала «Урал». Одним из его сотрудников, кстати, был известный уральский писатель Борис Рыжий.
О Борисе Рыжем
Николай Коляда так вспоминал работу с поэтом:
«Последний раз он пришел в редакцию месяц назад, „веселый“, сидел у меня в кабинете, кричал, ругался, обзывал журнал („Урал“. — „НГ“) всякими последними словами, всех поэтов наших посылал подальше.
Потом вдруг полез целоваться, закричал: «Коляда, я тебя люблю, ты гений!» Через минуту вопил: «Ты такое же говно и бездарь, как и все!», требовал гнать из журнала и не печатать того-то и того-то. Я смеялся и опять говорил ему (я сто раз ему это говорил): «Ну что ты за человек, Боря, а?! Ты всё хочешь шашкой порубать!» А он отвечал: «Графоманов рубить надо, не надо чикаться с ними! Им прямо говорить, кто они! Вот я и рублю!»
Наконец, в 2001 году Николай Коляда смог открыть свой частный театр в Екатеринбурге.
— В свой день рождения, 4 декабря, я получил документы так называемого Некоммерческого партнерства «Коляда-Театр». Мании величия у меня нет, но я решил назвать свой театр именно так: был языческий бог Коляда, рождественская песня зовется колядой. Мне хочется, чтобы в этом театре был постоянный праздник для зрителя, а для актеров — радость, жизнь. Я в лепешку расшибусь, но это будет лучший театр в городе, — рассказывал Николай Коляда в интервью журналу «Деловой квартал».
В России у Коляды довольно противоречивая репутация: помимо необычного подхода к работе, в пьесах драматург работает с табуированными темами, в том числе нетрадиционных отношений (деятельность «Международной организации ЛГБТ» признана экстремистской на территории РФ). Он поставил первую квир-пьесу «Рогатка» («квир» — собирательный термин, который обозначает человека, относящегося к сексуальным меньшинствам).
В 2020 году наши коллеги брали у драматурга большое интервью. На вопрос о злых комментариях и вероятности запоя из-за них он ответил так:
— Я вообще не пью, бросил давно, полгода назад. Раньше сыграешь чужой спектакль — если не расслабишься, не выпьешь полбутылки вина, то не заснешь просто. Сейчас ничем не заменяю. Я написал недавно две пьесы, хочу выпустить книгу прозы. Надоело читать то, что пишут современные прозаики, хочется доказать что-то.
Фестивали в Москве
В Москву «Коляда-Театр» впервые приехал с гастролями в 2006 году. Как пишет 66.ру, с первых спектаклей уходила половина зрителей. В других городах было не лучше — в Петербурге актерам кричали «Позор», а в Перми драматурга обещали убить прямо на вокзале, если он снова приедет с постановкой.
— После этого надо было либо повеситься, либо умереть со стыда, а я сказал: «Да пошли вы на хер!» — рассказывал Коляда. — На следующий год мы снова отправились в Москву, но играли уже в театральном центре «На Страстном». Сначала народу было немного, а сейчас те же самые спектакли — «Король Лир», «Гамлет», «Ревизор», «Вишневый сад» — идут с аншлагами. Мы приучили публику, что театр может быть еще и таким.
Впрочем, критики всё же оценили постановки. В 2015 году журналист Валерий Кичин написал следующее:
— Эта частная, созданная Николаем Колядой труппа восполняет некий дефицит витаминов в театральной жизни Москвы. В блогах поклонников театра мелькает ключевое слово: «живой театр». Он действительно живой. Он быстро растет, рвется вперед, дерзит и дерзает, убеждает или ошибается, в нем происходят свои драмы, которые болезненно воспринимаются его поклонниками. Из него бьет энергия, способная зарядить на целый год, — и весь этот год его зрители будут жить воспоминаниями о спектаклях, снова и снова пересматривая их видеозаписи. Так перелистывают дорогие сердцу семейные альбомы.
Постепенно «Коляда-Театр» стал ежегодным гостем столицы. В 2023 году «Москвич Mag» спросил драматурга, собирается ли он приезжать через год:
— Если будем живы, если я не сдохну, если не начнется атомная война и если будут деньги. Думаю, что мы не сдохнем и атомная война не начнется, вот только нашлись бы деньги! — ответил Коляда.
Тем не менее в этом году фестиваль частного театра был отменен.
Почему отменили выступления в Москве
Всё началось с того, что от Коляды потребовали снять со всех постановок в столице актера Олега Ягодина. Причина в том, что Ягодина в 2022 году оштрафовали по статье о дискредитации армии. Коляда отказал.
— Я знаю, что я один. Был, есть и буду. Что я никому не нужен. Сообщаю для тех, кто не знает: заслуженный артист РФ Олег Ягодин — выдающийся русский артист, каких нет вообще в России, да и далее везде, — написал уральский постановщик. — Я мог бы заменить его, чтобы только съездить в Москву — у Олега всего 9 спектаклей. Но я не буду этого делать. Я лучше отменю эти гастроли, и мы будем сидеть дома и играть свои спектакли, потому что — своих не бросают, понимаете?
Театр «На Страстном», принадлежащий Союзу театральных деятелей, объявил, что гастроли «Коляды-Театра» отменены по «техническим причинам».
Интервью с Николаем Колядой
— Даже в январе этого года [Олег] Ягодин играл на сцене театра «На Страстном». И в прошлом году играл. В Севастополь мы ездили, в Могилев.
— Вам объяснили причину отмены?
— Позвоните Михаилу Васильевичу Пушкину, директору театра «На Страстном». Спросите его, почему он мне не звонил и ничего не говорил. Потому что я смотрю, а на следующий день — отмена гастролей. После того как я написал «своих не бросаем», он отменил гастроли. Билетов было продано на 12 миллионов рублей, но, наверное, ему так пригрозили, что он перепугался. Я понятия не имею. «Ну-ка, быстро заменил его». Сейчас я его заменю — я работаю с Олегом 30 лет. Сейчас я его заменю, великого русского артиста, а больше ничего не надо.
— То есть вас даже никто не предупредил?
— Нет, за три дня до отмены выступления он позвонил мне: «Значит так, либо ты меняешь своего артиста, либо ты вообще гастроли отменяешь». Я говорю: «Подожди, а что случилось? Миша, что такое?» — «Вот, мне позвонили». Я не знаю, кто ему там позвонил. Может, мошенники. Сейчас всем мошенники звонят.
Если он встает в позу, я тоже встаю в позу. Мы, вообще-то, 16 лет туда ездили, каждый год по три недели. Полные залы, аншлаги каждый год. Без всякой рекламы. Там даже афишка не висит возле театра, без всякой рекламы за полтора месяца до начала гастролей билетов продано на 12 миллионов рублей. Это, вообще-то, огромные деньги — вы провинциальный театр, не маленький, но не такой уж раскрученный.
— А в родном Екатеринбурге или в других городах не возникало проблем?
— Нет у нас дураков. Дураки только в Москве. Сейчас идет премьера «Вия», битком зал забит. Каждый день у нас аншлаги. Особенно если играет Олег. А он играет все главные роли. И Гамлета, и Подколесина, и Ричарда Третьего, и Хлестакова, и Арбенина. У нас нет таких глупых людей. Это же глупо. Он же был наказан, оплатил этот штраф.
Теперь на коленях стоять всю жизнь, что ли?
— А вы не думали в каком-то другом формате приехать в Москву? Может быть, договориться с другим театром? Или принципиальная позиция?
— Да почему принципиальная позиция? Раньше было как: они продавали билеты, присылали нам деньги. У меня же частный театр. Мы оплачивали гостиницу. Гостиница стоит 4 миллиона рублей. Потом пролет на самолете — 2–3 миллиона рублей. Потом надо заплатить за провоз декораций, четыре фуры — это где-то около 500 тысяч рублей. Мне никто не дает ни копейки. За проданные билеты набиралось 12 миллионов, половину забирал театр «На Страстном». И весь год я копил еще деньги, чтобы поехать на эти гастроли. Артистам очень важно: там приходили к нам всякие звезды, режиссеры, которые потом зовут моих артистов в кино. Мне вот на хер это не надо. Это Москва ваша. Для артистов это было важно.
Все эти кастрюли всегда были по нолям. Сколько мы там зарабатывали — всё это уходило в ноль. Сейчас вот мы начнем продажу, найдем площадку. Зачем? Чтоб задирать кому-то нос в Москве? Мне уже поздно сдавать экзамены в Москве. Я свои экзамены сдал много лет назад в театре в Париже. Так что пусть идут ***. Так и напишите, пусть идут ***.
MSK1.RU связался с Михаилом Пушкиным, директором театра «На Страстном». Он ответил, что причины отмены фестиваля обозначены на сайте (там написано, что показ отменен «по техническим причинам»), и спросил трубку.
Редакция направила официальный запрос в театр «На Страстном».
А здесь можно прочитать репортаж о том, как в Москве прошла премьера мюзикла «Последняя сказка» (12+).
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».