Культура интервью «Можно было остаться политическим обозревателем до старости, но мне стало скучно». Писатель Денис Драгунский — о литературе и любимых местах в Москве

«Можно было остаться политическим обозревателем до старости, но мне стало скучно». Писатель Денис Драгунский — о литературе и любимых местах в Москве

Он рассказал, как пришел от аналитики к художественным рассказам

Источник:

Денис Драгунский — сын советского писателя Виктора Драгунского. Именно он стал прототипом главного героя известного цикла «Денискины рассказы».

Но сам Денис Викторович становиться писателем никогда не мечтал и пришел в литературу довольно поздно и случайным образом. Сейчас он мастер короткого рассказа, автор нескольких десятков книг, а раньше занимался драматургией и журналистикой.

О своих любимых местах в Москве, о том, как меняется литература и о главных темах своих произведений Денис Драгунский рассказал в интервью MSK1.RU.

«Есть районы, в которых я никогда не был»

 Где в Москве вам нравится больше всего? Может быть, есть определенные места, которые вас вдохновляют?

— В Москве я родился и вырос, всю жизнь я здесь. Мне кажется, это чудесный город, а для меня он прежде всего любимый и родной. А чудесен он еще и тем, что он невероятно огромный. Иногда я проезжаю по Москве и понимаю, что есть районы, в которых я никогда не был. Вот мне назначили встречу на Корабельной улице, это в Нагатинском затоне. Я даже и не знал, что в Москве есть такая улица.

 А в каких районах вы росли и жили?

— Всю жизнь я провел в центре. Когда я был маленький, мы с семьей жили на Чистых прудах. Потом я переехал на улицу Грановского (ныне Романов переулок), жил на Петровке, в Каретном ряду, на Беговой.

<p>Денис Драгунский</p><p>Денис Драгунский</p>

Вот этот кусочек, который идет от Кремля до пересечения с Беговой — это мои родные места.

Если говорить о школьных временах, то это, конечно же, всё вокруг Пушкинской площади, Старопименовский переулок, Дегтярный, Настасинский, естественно, улица Малая Дмитровка… Эти места я, конечно, люблю и знаю больше, чем, например, Замоскворечье, хотя люблю там гулять.

В последние 15 лет я полюбил юго-запад — классический ЮЗАО 50-х годов: станция метро «Университет», Ломоносовский проспект, Университетский проспект. Это прекрасный район, очень зеленый и красивый. И осмысленный архитектурно — здесь прекрасные дворы, практически везде есть маленький парк.

 А все эти места как-то находят отражение в ваших рассказах?

— Вдохновляют меня. У меня во всех рассказах почти все герои живут в конкретных местах. Там всегда действует Москва с конкретными адресами и улицами. Есть рассказы, где всё описано вплоть до троллейбусных остановок.

О последних публикациях

 На ярмарке Non/fiction вы вместе с соавторами представили новый сборник «Тело. У каждого свое», вышедший в Редакции Елены Шубиной, в котором современные писатели по-разному говорят про тело. Какая у него главная идея?

— Сборник этот действительно о проблемах тела. Понимаете, мы, люди, уже несколько столетий живем в странной иллюзии, что человек живет отдельно от своего тела. Человек может быть недоволен, что у него, например, толстые ноги или пальцы, что он некрасивый.

<p>Денис Драгунский</p><p>Денис Драгунский</p>

Или его в детстве били и теперь он боязлив из-за каких-то телесных переживаний. А что такое «человек»? Существует ли он отдельно от тела? Мне кажется, что человек — это и есть его тело.

Это, на самом деле, очень важная тема, потому что она еще окончательно не решена в философии, в антропологии, вообще просто в обыденном сознании. Сейчас еще и наука развивается просто водопадом, лавиной — создают искусственный интеллект, всякие способы сбора и анализа информации, делают протезы разного рода.

Недалек момент, когда появятся антропоморфные роботы. Не просто кукла, а начиненная интеллектом, что ее невозможно будет отличить от человека. И человек, может быть, в эту куклу влюбится, а самый ужас — когда она сама начнет влюбляться.

 Совсем скоро должен выйти сборник «Чудо», в работе над которым вы тоже принимали участие. А также у вас выходит новый разножанровый сборник рассказов «Смелая женщина до сорока лет». Можете поподробнее рассказать об этих книгах?

— «Чудо как предчувствие» недаром выходит к Новому году. Это книга выходит в Редакции Елены Шубиной при поддержке компании «Эн+», в этой книге писатели пишут о чуде. В моем рассказе чудо совершила обычная кукла, кстати говоря, к вопросу о теле. Это рассказ о том, как женщина вспоминает свою молодость в 90-е годы.

У ее соседки по даче появилась кукла Барби, первая в их дачном поселке, всем эта кукла понравилась, а самой девочке завидовали. Рассказчице настолько приглянулась кукла, что главная героиня попросила поиграть с ней дома — на одну ночь.

<p>Денис Драгунский</p><p>Денис Драгунский</p>

Она ее уложила, стерегла ее, а когда пошла отдавать обратно, то мальчишка из соседнего поселка эту Барби отнял.

Ее искали всем поселком, но потом выяснилось, что мальчик забрал эту куклу не из хулиганства, а чтобы принести своей больной сестренке. Там очень много накручено, в конце выясняется, что эта Барби оказывается живой, и она как бы совершает чудо. Девочка выздоравливает, а люди начинают понимать друг друга.

А буквально на днях в Редакции Елены Шубиной вышла моя новая книга — «Смелая женщина до сорока лет», это сборник рассказов, то есть целая сюита из новелл, литературных фантазий, альтернативных историй, техно-триллеров и мемуаров.

«Ну есть же уже один Драгунский»

 Вы решили прийти в художественную литературу довольно поздно. Как так получилось?

— Я бы даже сказал очень поздно (смеется). Мне было без одной недели 57 лет, когда я начал писать. Конечно, и до этого пробовал что-то делать, еще в 70-е занимался телевизионной драматургией.

А рассказы я начал писать случайно, на самом деле. Понимаете, вся моя жизнь состоит из разных этапов. Сначала я окончил филфак и был преподавателем языка. Потом был телевизионно-драматургический проект, а затем я занялся журналистикой. И вот насколько я малоуспешным был драматургом, настолько успешным я стал журналистом.

Я был знаменитым политическим обозревателем, выступал, меня приглашали в разные страны, а затем стал политиком. До 2007-го я был главным редактором партийной газеты «Союза правых сил».

<p>Денис Драгунский</p><p>Денис Драгунский</p>

Можно было остаться политическим обозревателем до старости, но мне стало скучно

В издательстве РИПОЛ я издал семь книжек, а затем меня пригласили в АСТ, где я публикуюсь и по сей день. Не считая переизданий, с 2009 года я опубликовал уже 27 книжек. Иногда смотрю на полку и думаю: ни фига себе, 30 книг стоит на ней.

 А в детстве не хотели стать писателем, как ваш отец?

— Нет, в детстве у меня были совсем другие планы. Когда я был маленьким мальчиком, то хотел стать военным, несмотря на то, что у меня мама была актриса, а папа — эстрадный артист и писатель. Причем я хотел быть офицером, сразу полковником.

А потом, вы будете смеяться, я захотел стать священником. Потом хотел стать филологом, разбирать старинные книги. Отучился, написал диплом и несколько статей про старинные греческие рукописи. И даже преподавал греческий язык.

Даже не знаю, почему не хотел идти в писательство. Это, конечно, было каким-то способом связано с отцом. Я не хотел с ним соревноваться, да и два писателя в одной семье — это много. Когда моя любимая ныне покойная сестра (Ксения Драгунская, 1965–2021) стала писательницей, я тогда вовсю был политическим аналитиком.

<p>Денис Драгунский</p><p>Денис Драгунский</p>

Я ей не говорил, но про себя думал: «Ну куда много? Есть же уже один Виктор Драгунский, зачем еще?» А потом появился и Денис Драгунский.

Как меняется российская литература

 А вы следите сами за какими-то авторами сейчас? Может, замечаете, как меняется отечественная литература?

— Это довольно долгий и сложный вопрос. Конечно, она меняется, прежде всего, ее стало больше. Появилось грандиозное количество писателей, книг издается ни перечитать, ни пересказать.

Я очень люблю следить за начинающими авторами. Люблю смотреть за теми, из которых что-то выйдет. Иногда присылают рукописи в соцсети, иногда сам слежу за публикациями. Недавно прочел книгу Михаила Блинкина, выдающегося специалиста по организации дорожного движения. Он написал прекрасную автобиографическую повесть с огромным количеством имен, событий и фактов.

Есть хорошие поэты, особенно женщины. Знаете, я очень люблю женскую поэзию, потому что женщины пишут значительно лучше мужчин.

<p>Денис Драгунский</p><p>Денис Драгунский</p>

Их стихи более «мясные» и «кровяные», они более откровенные, искренние и задушевные.

У меня в Екатеринбурге есть знакомая, очень талантливая поэтесса Екатерина Симонова. Сейчас она пишет роман — по-моему, прекрасный.

Ранее Денис Драгунский вступился за актрису Лию Ахеджакову, которую сняли со всех спектаклей в «Современнике». Он рассказал, почему это решение — самая большая ошибка со стороны руководства театра.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU. Сейчас там проходит розыгрыш iPhone 16, «Яндекс Станции» и подарочных сертификатов среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
ТОП 5
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
Близнецам — рост доходов с июня, Львам — путешествия. Подробный прогноз на 2025 год для всех знаков зодиака от астролога
Алёна Новикова
Мнение
«Важно отпустить то, что не приносит роста». Таролог рассказал, почему не стоит бояться года Отшельника
Юра Кипер
Мнение
Сезон новый, а проблемы старые? Честная рецензия на продолжение нашумевшего сериала «Игра в кальмара»
Кирилл Титов
Мнение
«Дяденька, купите бургер». В России хотят запретить продажу фастфуда детям: к чему это может привести
Стас Соколов
Эксперт
Рекомендуем