Денис Драгунский — сын советского писателя Виктора Драгунского. Именно он стал прототипом главного героя известного цикла «Денискины рассказы».
Но сам Денис Викторович становиться писателем никогда не мечтал и пришел в литературу довольно поздно и случайным образом. Сейчас он мастер короткого рассказа, автор нескольких десятков книг, а раньше занимался драматургией и журналистикой.
О своих любимых местах в Москве, о том, как меняется литература и о главных темах своих произведений Денис Драгунский рассказал в интервью MSK1.RU.
«Есть районы, в которых я никогда не был»
— Где в Москве вам нравится больше всего? Может быть, есть определенные места, которые вас вдохновляют?
— В Москве я родился и вырос, всю жизнь я здесь. Мне кажется, это чудесный город, а для меня он прежде всего любимый и родной. А чудесен он еще и тем, что он невероятно огромный. Иногда я проезжаю по Москве и понимаю, что есть районы, в которых я никогда не был. Вот мне назначили встречу на Корабельной улице, это в Нагатинском затоне. Я даже и не знал, что в Москве есть такая улица.
— А в каких районах вы росли и жили?
— Всю жизнь я провел в центре. Когда я был маленький, мы с семьей жили на Чистых прудах. Потом я переехал на улицу Грановского (ныне Романов переулок), жил на Петровке, в Каретном ряду, на Беговой.
Вот этот кусочек, который идет от Кремля до пересечения с Беговой — это мои родные места.
Если говорить о школьных временах, то это, конечно же, всё вокруг Пушкинской площади, Старопименовский переулок, Дегтярный, Настасинский, естественно, улица Малая Дмитровка… Эти места я, конечно, люблю и знаю больше, чем, например, Замоскворечье, хотя люблю там гулять.
В последние 15 лет я полюбил юго-запад — классический ЮЗАО 50-х годов: станция метро «Университет», Ломоносовский проспект, Университетский проспект. Это прекрасный район, очень зеленый и красивый. И осмысленный архитектурно — здесь прекрасные дворы, практически везде есть маленький парк.
— А все эти места как-то находят отражение в ваших рассказах?
— Вдохновляют меня. У меня во всех рассказах почти все герои живут в конкретных местах. Там всегда действует Москва с конкретными адресами и улицами. Есть рассказы, где всё описано вплоть до троллейбусных остановок.
О последних публикациях
— На ярмарке Non/fiction вы вместе с соавторами представили новый сборник «Тело. У каждого свое», вышедший в Редакции Елены Шубиной, в котором современные писатели по-разному говорят про тело. Какая у него главная идея?
— Сборник этот действительно о проблемах тела. Понимаете, мы, люди, уже несколько столетий живем в странной иллюзии, что человек живет отдельно от своего тела. Человек может быть недоволен, что у него, например, толстые ноги или пальцы, что он некрасивый.
Или его в детстве били и теперь он боязлив из-за каких-то телесных переживаний. А что такое «человек»? Существует ли он отдельно от тела? Мне кажется, что человек — это и есть его тело.
Это, на самом деле, очень важная тема, потому что она еще окончательно не решена в философии, в антропологии, вообще просто в обыденном сознании. Сейчас еще и наука развивается просто водопадом, лавиной — создают искусственный интеллект, всякие способы сбора и анализа информации, делают протезы разного рода.
Недалек момент, когда появятся антропоморфные роботы. Не просто кукла, а начиненная интеллектом, что ее невозможно будет отличить от человека. И человек, может быть, в эту куклу влюбится, а самый ужас — когда она сама начнет влюбляться.
— Совсем скоро должен выйти сборник «Чудо», в работе над которым вы тоже принимали участие. А также у вас выходит новый разножанровый сборник рассказов «Смелая женщина до сорока лет». Можете поподробнее рассказать об этих книгах?
— «Чудо как предчувствие» недаром выходит к Новому году. Это книга выходит в Редакции Елены Шубиной при поддержке компании «Эн+», в этой книге писатели пишут о чуде. В моем рассказе чудо совершила обычная кукла, кстати говоря, к вопросу о теле. Это рассказ о том, как женщина вспоминает свою молодость в 90-е годы.
У ее соседки по даче появилась кукла Барби, первая в их дачном поселке, всем эта кукла понравилась, а самой девочке завидовали. Рассказчице настолько приглянулась кукла, что главная героиня попросила поиграть с ней дома — на одну ночь.
Она ее уложила, стерегла ее, а когда пошла отдавать обратно, то мальчишка из соседнего поселка эту Барби отнял.
Ее искали всем поселком, но потом выяснилось, что мальчик забрал эту куклу не из хулиганства, а чтобы принести своей больной сестренке. Там очень много накручено, в конце выясняется, что эта Барби оказывается живой, и она как бы совершает чудо. Девочка выздоравливает, а люди начинают понимать друг друга.
А буквально на днях в Редакции Елены Шубиной вышла моя новая книга — «Смелая женщина до сорока лет», это сборник рассказов, то есть целая сюита из новелл, литературных фантазий, альтернативных историй, техно-триллеров и мемуаров.
«Ну есть же уже один Драгунский»
— Вы решили прийти в художественную литературу довольно поздно. Как так получилось?
— Я бы даже сказал очень поздно (смеется). Мне было без одной недели 57 лет, когда я начал писать. Конечно, и до этого пробовал что-то делать, еще в 70-е занимался телевизионной драматургией.
А рассказы я начал писать случайно, на самом деле. Понимаете, вся моя жизнь состоит из разных этапов. Сначала я окончил филфак и был преподавателем языка. Потом был телевизионно-драматургический проект, а затем я занялся журналистикой. И вот насколько я малоуспешным был драматургом, настолько успешным я стал журналистом.
Я был знаменитым политическим обозревателем, выступал, меня приглашали в разные страны, а затем стал политиком. До 2007-го я был главным редактором партийной газеты «Союза правых сил».
Можно было остаться политическим обозревателем до старости, но мне стало скучно
В издательстве РИПОЛ я издал семь книжек, а затем меня пригласили в АСТ, где я публикуюсь и по сей день. Не считая переизданий, с 2009 года я опубликовал уже 27 книжек. Иногда смотрю на полку и думаю: ни фига себе, 30 книг стоит на ней.
— А в детстве не хотели стать писателем, как ваш отец?
— Нет, в детстве у меня были совсем другие планы. Когда я был маленьким мальчиком, то хотел стать военным, несмотря на то, что у меня мама была актриса, а папа — эстрадный артист и писатель. Причем я хотел быть офицером, сразу полковником.
А потом, вы будете смеяться, я захотел стать священником. Потом хотел стать филологом, разбирать старинные книги. Отучился, написал диплом и несколько статей про старинные греческие рукописи. И даже преподавал греческий язык.
Даже не знаю, почему не хотел идти в писательство. Это, конечно, было каким-то способом связано с отцом. Я не хотел с ним соревноваться, да и два писателя в одной семье — это много. Когда моя любимая ныне покойная сестра (Ксения Драгунская, 1965–2021) стала писательницей, я тогда вовсю был политическим аналитиком.
Я ей не говорил, но про себя думал: «Ну куда много? Есть же уже один Виктор Драгунский, зачем еще?» А потом появился и Денис Драгунский.
Как меняется российская литература
— А вы следите сами за какими-то авторами сейчас? Может, замечаете, как меняется отечественная литература?
— Это довольно долгий и сложный вопрос. Конечно, она меняется, прежде всего, ее стало больше. Появилось грандиозное количество писателей, книг издается ни перечитать, ни пересказать.
Я очень люблю следить за начинающими авторами. Люблю смотреть за теми, из которых что-то выйдет. Иногда присылают рукописи в соцсети, иногда сам слежу за публикациями. Недавно прочел книгу Михаила Блинкина, выдающегося специалиста по организации дорожного движения. Он написал прекрасную автобиографическую повесть с огромным количеством имен, событий и фактов.
Есть хорошие поэты, особенно женщины. Знаете, я очень люблю женскую поэзию, потому что женщины пишут значительно лучше мужчин.
Их стихи более «мясные» и «кровяные», они более откровенные, искренние и задушевные.
У меня в Екатеринбурге есть знакомая, очень талантливая поэтесса Екатерина Симонова. Сейчас она пишет роман — по-моему, прекрасный.
Ранее Денис Драгунский вступился за актрису Лию Ахеджакову, которую сняли со всех спектаклей в «Современнике». Он рассказал, почему это решение — самая большая ошибка со стороны руководства театра.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU. Сейчас там проходит розыгрыш iPhone 16, «Яндекс Станции» и подарочных сертификатов среди подписчиков.