
Название спектакля «Щастье!» появилось во время репетиций
На главной сцене Театра Моссовета состоялась большая премьера музыкального спектакля «Щастье!» режиссера, заслуженной артистки РФ и хореографа Аллы Сигаловой. Этот показ многие ждали. Люди на входе спрашивали лишний билетик и готовы были заплатить за него несколько тысяч. В кассах — по цене от 1000 до 10 тысяч рублей абонементы закончились задолго до премьеры.
В основе спектакля — пьеса поэта Юлия Кима и композитора Владимира Дашкевича по мотивам «Клопа» и других произведений Владимира Маяковского. Название «Щастье!» появилось на репетициях. Именно так, с ошибкой, несмотря ни на какие правила. В стиле Маяковского.
Корреспондент MSK1.RU побывала на премьере и задалась вопросом, почему произведения Владимира Маяковского, написанные век назад, актуальны и сейчас, что привлекает сегодня зрителя.

Показ посетило немало известных гостей — Константин Эрнст с супругой Софьей, Екатерина Андреева, Иван Складчиков, Марина Зудина, Игорь Цвирко, Инна Комбарова, Анастасия Винокур, Елена и Антон Пинские, Олег Рой, Олег Липовецкий, Михаил Швыдкой и другие.
Театральный критик Григорий Заславский считает, что обычно зрители идут на имя постановщика спектакля и имена актеров.
— Именно так и уже потом становится брендом само название спектакля. Думаю, что людям сейчас особенно интересна Алла Сигалова. Человек, который трудится в театре не первый десяток лет и успела приучить какую-то часть публики к тому, что она делает, — сказал Заславский MSK1.RU. — Как любил говорить Марк Захаров, то, что я делаю, в 90% случаях бывает успешно. Так и у Сигаловой.
Что такое счастье
Сюжет спектакля — любовь пролетариев Ивана и Зои во времена исторических переломов эпохи НЭПа. У него понятие счастья — положение в обществе и получение ордера на квартиру, на которую, по мнению Ивана, он имеет полное право, а Зоя желает просто идти по жизни с любимым.

В итоге партийцы отказывают Ивану в жилплощади. После чего он, гонясь за материальными благами, предает любовь и окунается в буржуазный мир НЭПа, где находит себе более выгодную партию и устраивает красную свадьбу. При этом в счастье он так и не поверил. Узнав об измене, Зоя заканчивает жизнь самоубийством. Следом за ней погибает и Иван.
— Для каждого персонажа понятие счастья свое, и оно разное. Но в спектакле мы не увидим, что же такое счастье, а лишь пути к нему, — сказала Алла Сигалова. — Материал мощный. Меня должен был услышать актер, который обладает большим темпераментом и сумасшедшим напором. О Михаиле Тройник я подумала сразу, когда прикидывала большое количество артистов на главную роль. Уже на первой репетиции с ним я всё поняла.

Михаил Тройник считает своего персонажа очень хрупким. Он общается со своей любимой на разные темы — о том, как они заживут по-новому, строит грандиозные планы, но его сильно ломают соблазны. Исполнитель главной роли даже заболел перед премьерой. Настолько сильной оказалась эмоциональная нагрузка.
— Играть постоянные перемены не так-то просто, — сказал Тройник. — Счастье для всех имеет большое значение. Для кого-то — это четыре стены и свой дом, для кого-то — положение в обществе, для кого-то — плечо любимого человека. Устали все, и все ждут какого-то облегчения. В целом, как мне кажется, 20-е годы прошлого века становятся актуальными. Ощущение перемен и вопросы — а что же будет дальше?..

Тревожные 20-е годы, время гражданской войны, НЭПа и абсолютной неопределенности. Герои спектакля, проживая перелом в истории страны, пытаются понять, что же такое счастье. История о том, что во все времена людям нужно одно и то же.
— Меня приятно удивило то, что в наше время советская тематика звучит в таком ключе и никто по шапке за это не получил, — сказала москвичка Ольга Горычева. — Хоть какой-то маленький глоток свободы. И хорошо то, что те, кто не жил в советское время, что-то о нем узнают, а тот, кто с ним знаком, его вспомнит. И это всё про нас. Мы живем в этой стране, и подобные спектакли ставить необходимо.
«Открыть» Маяковского
Владимир Маяковский — один из любимых поэтов Аллы Сигаловой. Наверняка, как и у многих зрителей, пришедших на этот спектакль.
— Люди, которые интересуются поэзией, не могут пройти мимо текстов Маяковского. Он — важнейшая фигура, с которой связано большое количество исторических событий, — сказала Сигалова. — Я бесконечно открываю для себя этого поэта. Казалось бы, уже прочитала всё, что только можно, но всё равно рука тянется к очередному тому. Тексты Маяковского откликаются эмоционально.
Много эмоций, страсти и накала было и на сцене. Герои постановки проживали перелом в истории России. Была и сатира на власть, которая порой так далека от народа…
— Маяковский — гений. Такие люди опережали свое время и мыслили на многие века вперед. Видно, что проделана большая работа, артисты выкладываются с максимальной самоотдачей, только такую и требует текст Маяковского, где каждое слово передается через ритм, он не терпит никакого замедления, — сказала москвичка Галина Билалова. — Во всё это невольно подключаешься, и всё это погружает в мир Маяковского, в его мысли, в его текст.
Хореограф московского Театра оперетты Игорь Маклов, посетивший спектакль, считает, что поставить Маяковского очень сложно, но Алла Сигалова, на его взгляд, с этой задачей справилась.
— Причем, ей удалось это сделать на все 100 процентов. Всё динамично, классная хореография, и драматические актеры поют неплохо, — считает хореограф. — Спектакль актуален. Его могут посмотреть и дети, но в основном эта тема ближе старшему поколению. Что касается музыкальных постановок в целом, они есть, но их надо ставить больше.

Перекличка с сегодняшним днем
Музыка ярко передала атмосферу и настроение того времени. Многие композиции были узнаваемы. Некоторые зрители подпевали актерам. Например, песню «Бублички». А москвичку Оксану Маклакову особенно впечатлила сценография.
— Визуальное решение постановки — стильное и современное, — сказала она. — Также очень понравилась хореография, движения актеров. И, конечно, зацепила политическая актуальность, перекличка с сегодняшним днем.

На декорации, которые напоминают об эпохе Маяковского, действительно невозможно было не обратить внимание. То они были огненно-красными, то превращались в общежитие, то в трибуну, то в буржуазный салон-парикмахерскую, то в свадебное застолье.
— Сейчас многие спектакли проходят совсем без декораций, и кому-то это кажется нормальным. По мне, театр без декораций — это не театр, — сказала зрительница Наталья Юшкина. — Скорее всего, постановщики просто-напросто экономят и не заморачиваются. Здесь же декорации сменялись часто и видно, что они недешевые. Зрителей антураж, конечно, привлекает.
И невозможно было не оценить костюмы актеров, которые, по словам художника постановки Тамары Эшба, были найдены на блошиных рынках и у коллекционеров. Наряды же для свадьбы сшили из лучших тканей — органзы, бархата и тафты. Плюс на украшения ушли килограммы перьев и бисера. И всё это ручная работа.
Заслуженная артистка РФ Елена Морозова считает всё это ценным, но самым главным то, что зрителей всегда будут притягивать имена таких писателей, как Маяковский, Толстой, Достоевский, Есенин, Пушкин.
— На современность это никак не влияет. Великих мастеров никем и ничем не перебить, — поделилась мнением с корреспондентом MSK1.RU актриса театра и кино. — Я очень хотела посмотреть спектакль. Нравится то, как ставит Алла Сигалова. Она мыслит очень интересно, при этом всё всем понятно и есть смысл.
Ранее мы рассказывали о том, как прошла премьера арт-хоррора «Внутри каракурта».
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во ВКонтакте.