
Выпуск новых машин ожидается уже в 2022 году
Фото: Евгения Бикунова, использовано фото пресс-службы Высшей школы экономики
Поделиться
16 мая мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что на закрывшемся заводе иномарок Renault теперь будут выходить российские автомобили под исторической маркой — «Москвич». Столичный мэр сообщил, что завод ушедшей французской компании перенесен на баланс города. Корреспондент MSK1.RU поговорил с экономистом Натальей Зубаревич о последствиях подобных решений.
— Как можно назвать произошедшее? Национализация?
— Уж не знаю. Но фактически это «огосударствление». В общем всё вроде бы в рамках договоренностей. Там есть условие опциона, то есть условие обратного выкупа Renault своей доли в АВТОВАЗе, который можно реализовать в течение 6 лет.
Только я отмечу, что это «огосударствление» — все-таки является вынужденным взаимным согласием. Очень важно это подчеркнуть, потому что отношения с французскими компаниями у России чуть лучше, чем с другими странами.
— Какие последствия у таких действий, у «огосударствления»?
— Я всё же сделаю очень четкий упор на первое слово в формулировке «вынужденное взаимное согласие». Это означает, что издержки содержания завода ложатся на бюджет Москвы. Как они там договорятся с поставкой комплектующих частей, я не знаю. Это надо спрашивать у правительства Москвы или у компании Renault.
— Ожидается, что все начнут покупать и ездить на знаменитых «Москвичах»?
— Я не знаю, что ожидается. Но надо понимать, что выпускать будут не «Москвичи», а по большей части те же Renault под новой маркой. Слово «Москвич» по сути не употреблять бы. Потому что будет не старый советский автомобиль, хотя кому-то так и может показаться.
— Ранее вы говорили, что продвинутые отрасли машиностроения столкнутся с проблемами из-за кризиса. О чём можно говорить в долгосрочной перспективе?
— О технологическом отставании. На автомобильном рынке в основном останутся ухудшенные, полусоветские модели. Будут ли хорошими те новые машины с завода Renault — посмотрим. Но с производством однозначно будут проблемы в первую очередь из-за неясной ситуации вокруг комплектующих. Нужно узнавать подробности договоренностей. Китайцы еще как-то с Россией в этой сфере сотрудничают.
— А параллельный импорт здесь никак не поможет?
— Я лично пока не совсем понимаю, как этот параллельный импорт будет работать. Вот, например, я знаю случай. Один российский автодилер через Казахстан заказал партию из 100 автомобилей (чего раньше сам Казахстан не делал). Только я не помню, сильно ли дорогие были модели. Но когда казахи сделали заказ, то иностранный производитель начал с ними разбираться.
Поэтому «параллельный импорт» несет в себе много загадок. Давайте так. Маленькие партии протащить всегда можно. А крупные заказы однозначно будут отслеживаться со стороны производителя.
Ранее экономист Наталья Зубаревич рассказала, как подготовиться к кризису и отсрочить инфляцию. Напомним, экономист и преподаватель РАНХиГС Николай Кульбака объяснил, почему доллар и евро рухнули до уровня 2017 года.